Характеристика Эраста (Карамзин, повесть «Бедная Лиза»)
Характеристика Эраста (Карамзин, повесть «Бедная Лиза»)
Характеристика Эраста.
Сентиментализм – одно из самых значительных литературных
направлений XVIII веке в России, ярчайшим представителем
которого стал Н.М. Карамзин. Писатели – сентименталисты проявляли интерес к
изображению обыкновенных людей и обыкновенных человеческих чувств.
По выражению
самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» - «сказка весьма не замысловатая».
Сюжет повести прост. Это история любви бедной крестьянской девушки Лизы и
богатого молодого дворянина Эраста.
Эраст – светский молодой
человек «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым
и ветреным». Общественная жизнь и светские
удовольствия ему надоели. Он постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою».
Эраст «читывал романы идиллии» и мечтал о
том счастливом времени, когда люди, не обремененные условностями и
правилами цивилизациями, жили беспечно
на лоне природы. Думая только о своем удовольствии, он «искал его в
забавах».
С появлением в его жизни любви все меняется. Влюбляется Эраст в чистую
«дочь природы» - крестьянку Лизу. Он решил, что «нашел в Лизе то, что
сердце его давно искало».
Чувственность – высшая ценность сентиментализма
- толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Картина
чистой первой влюбленности нарисована в повести очень трогательно.
Эраст восхищается своей « пастушкой». «Все блестящие забавы большого света
представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми
страстная дружба невинной души питала сердце его». Но когда Лиза отдается
ему, пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к
ней.
Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в
военный поход, проигрывает в карты все свое
состояние и, в конце концов, женится на богатой вдове.
А обманутая в лучших надеждах и чувствах Лиза забывает душу свою» -
бросается в пруд около Си…нова монастыря. Эраст
тоже наказан за свое решение оставить Лизу: он будет вечно корить себя за
ее смерть. «Он не мог утешиться и почитал себя
убийцею». Их встреча, «примирение» возможна лишь на небесах.
Конечно, пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой
очень велика, но Лиза в повести меньше всего похожа на крестьянку, скорее
на милую светскую барышню, воспитанную на
сентиментальных романах.
Существовало множество произведений, подобных этой повести. Например:
«Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Барышня – крестьянка». Это
произведения А.С. Пушкина; «Воскресенье» Л.Т. Толстого. Но именно в этой
повести зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской
художественной прозы.