Характер и судьба Жюльена Сореля в романе Стендаля «Красное и черное»
Характер и судьба Жюльена Сореля в романе Стендаля «Красное и черное»
Характер и судьба Жюльена Сореля в романе Стендаля
«Красное и черное»
Творчество
Стендаля сыграло важную роль в развитии французской литературы. Оно явилось
началом нового периода — классического реализма. Именно Стендаль первым
обосновал главные принципы и программу нового течения, а затем с великим
художественным мастерством воплотил их в своих произведениях. Самой
значительной работой писателя стал его роман «Красное и черное», который сам
автор довольно точно назвал хроникой XIX века.
Сюжет
романа основывается на реальных событиях. Стендаль заинтересовался делом
некоего молодого человека, сына крестьянина, который, желая сделать карьеру,
стал гувернером в доме местного богача, однако потерял работу, так как был
уличен в любовной связи с матерью своих воспитанников. Последующая жизнь этого
молодого человека была полна неудач и потерь, что в конечном итоге привело его
к самоубийству. Взяв за основу своего будущего произведения этот сюжет,
Стендаль значительно видоизменил, углубил и расширил его, охватив все сферы
современной ему общественной жизни, и создал вместо мелкого честолюбца
героическую и трагическую личность — Жюльена Сореля.
Писателя
в первую очередь интересовали душевный мир героя, пути становления и изменения
его характера и мировоззрения, сложное и драматическое взаимодействие его с
окружающей средой. Для него важна была не сама интрига, а внутреннее действие,
перенесенное в душу и разум Жюльена Сореля. Герой Стендаля, прежде чем решиться
на действие или поступок, подвергает себя и ситуацию строгому анализу, вступает
в диалог с самим собой. В мире корысти и наживы Жюльен выделяется абсолютным
равнодушием к деньгам, честностью и твердостью духа, упорством в достижении
цели, безудержной отвагой и энергией. Однако он — выходец из низшего,
ущемленного в правах сословия. И таким остается всегда и везде: в особняке
господина де Реналя, в доме Вально, в парижском дворце или зале верьерского
суда. Отсюда и революционная направленность его образа мыслей и взглядов. Сын
маркиза де Ла Моля так и говорит о нем: «Остерегайтесь этого энергичного
молодого человека! Если будет опять революция, он всех нас отправит на
гильотину». И так думает все аристократическое окружение Сореля, включая
Матильду де Ла Моль. «Уж не новый ли это Дантон?» — думает она, стараясь
понять, какую роль может сыграть ее возлюбленный в революции.
Однако
Жюльен Сорель больше всего увлечен стремлением к собственной славе. Основа его
мировоззрения наиболее ярко прослеживаются в эпизоде, когда Сорель наблюдает за
полетом ястреба. Больше всего на свете он хотел бы уподобиться этой гордой
птице, свободно парящей в небесах. Он хотел бы также возвыситься над окружающим
миром. И эти желания вытесняют все остальные мысли и стремления героя. «Вот
такая была судьба у Наполеона, — думает он. — Может быть, и меня ожидает такая
же...» Вдохновленный примером Наполеона и твердо уверенный в собственном
всесилии, во всемогуществе своей воли, энергии, таланта, Жюльен строит дерзкие
планы по достижению своей цели. Однако герой живет в эпоху, когда честным путем
невозможно сделать достойную карьеру и добиться славы. Отсюда и основной
трагизм, противоречие этого образа. Независимый и благородный дух Жюльена
сталкивается с его честолюбивыми устремлениями, толкающими героя на путь
лицемерия, мести и преступления. Он, по словам Роже Вайяна, вынужден насиловать
свою благородную натуру, чтобы играть гнусную роль, которую сам себе навязал.
Автор
показывает, каким сложным и противоречивым становится путь его героя к славе.
Мы видим, как на этом пути Жюльен постепенно утрачивает свои лучшие
человеческие качества, как пороки все больше заполняют его светлую душу. И он,
в конечном итоге, все же добивается своего — становится виконтом де Верней и
зятем могущественного маркиза. Но Жюльен не чувствует себя счастливым, его не
удовлетворяет его жизнь. Ведь, несмотря ни на что, в нем еще сохранилась живая
душа. Достаточно испорченный светом и собственным честолюбием, Сорель еще до
конца не осознает причин своей неудовлетворенности. И лишь роковой выстрел в
Луизу де Реналь открыл для него правду. Потрясение, которое испытал герой после
совершенного преступления, перевернуло всю его жизнь, заставило переосмыслить
все прежние ценности и взгляды. Произошедшая трагедия нравственно очищает и
просветляет героя, освобождая его душу от пороков, привитых обществом. Теперь
ему в полной мере открылась иллюзорность его честолюбивых стремлений к карьере,
несостоятельность и ошибочность его представлений о счастье, как неизменном
следствии славы. Меняется также и его отношение к Матильде, брак с которой
должен был утвердить его положение в высшем обществе. Она становится для него
теперь явным воплощением его честолюбивых стремлений, ради которых он готов был
пойти на сделку с совестью. Осознав свои ошибки, почувствовав всю ничтожность
своих прежних стремлений и идеалов, Жюльен отказывается от помощи сильных мира
сего, способных вызволить его из тюрьмы. Так природное начало, чистая душа
героя берут верх; он погибает, но выходит победителем в борьбе с обществом.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://slovo.ws/