Военная тема в творчестве Василя Быкова и Бориса Васильева
Военная тема в творчестве Василя Быкова и Бориса Васильева
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО РЫБОЛОВСТВУ
ВОЛГО-КАСПИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЫБОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ
РЕФЕРАТ
НОВОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ВОЕННОЙ ТЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ВАСИЛЯ БЫКОВА И БОРИСА
ВАСИЛЬЕВА
Выполнил:
студент 1Б Пиняев А.С.
Преподаватель:
Полякова Г.П.
Г.Астрахань
2004 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение…………………………………………………………….3
II. Понимание войны и людских характеров у Василя Быкова и Бориса
Васильева……………………………………………………………8
1. Биография Василя Быкова…………………………………8
2. Биография Бориса Васильева……………………………..11
3. Василь Быков: его понимание военной темы……………11
4. Человек и война в творчестве Бориса Васильева………..19
5. Мое мнение о творчестве Василя Быкова и Бориса
Васильева……………………………………………………26
III. Заключение……………………………………………………….28
IV. Список изученной литературы……………………………...…29
I. Очень часто, поздравляя своих друзей или родственников, мы желаем
им мирного неба над головой. Мы не хотим, чтобы их семьи подверглись
тяжелым испытаниям войны. Война! Эти пять букв несут за собой море крови,
слез, страдания, а главное, смерть дорогих нашему сердцу людей. На нашей
планете войны шли всегда. Всегда сердца людей переполняла боль утраты.
Отовсюду, где идет война, слышны стоны матерей, плач детей и оглушительные
взрывы, которые разрывают наши души и сердца. К нашему большому счастью, мы
знаем о войне лишь из художественных фильмов и литературных произведений.
Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть
миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед
будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее
дорогами, бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле, поэтому
одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского
народа в Великой Отечественной войне.
Подвиг советского народа был также и подвигом советской литературы.
«Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и
талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной
народной войны против врагов нашей Родины!» — эти слова прозвучали на
митинге в первый день войны и были оправданы делом и жизнью.
Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю
русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от
этого события.
Общее число писателей-фронтовиков достигло более двух тысяч. Нельзя
найти никакой исторической аналогии такому массовому участию писателей в
непосредственной литературной боевой работе, которую развернули советские
мастера слова в дни борьбы с гитлеризмом.
Более трехсот литераторов не вернулось с полей сражений, среди них —
Е. Петров, Ю. Крымов, А. Гайдар, В. Ставский, М. Джалиль... Фашизм занес
руку и на будущее советской литературы, вырвав из ее рядов десятки молодых
писателей, людей талантливых, ярких — В. Кубанева, М. Кульчицкого, Н.
Майорова, Г. Суворова, П. Когана, Н. Отраду, В. Шульчева и многих других.
И, что особенно важно, Великая Отечественная война, несмотря на
безмерные жертвы, стала для советских людей школой духовного, нравственного
роста. Отечественная война подняла на гребень все самое истинно прекрасное,
что было воспитано в советском человеке.
Важность и действенность слова писателей во время войны
засвидетельствована и тем, что произведения прозы, поэзии и драматургии
заняли виднейшее место в газетах. Наряду с первостепенным политическим
материалом, сводками Совинформбюро и другими сообщениями государственной
важности, на страницах «Правды», «Известий», «Красной звезды», «Красного
флота», «Комсомольской правды» мы видим не только песни, стихотворения,
публицистические статьи, но и рассказы, повести, поэмы, пьесы.
Военными корреспондентами центральных и фронтовых газет, а также
радио, Совинформбюро, ТАСС стали в те дни М. Шолохов,
А. Фадеев. А. Платонов, К. Симонов, Б. Горбатов, В. Гроссман,
Б. Полевой, Е. Петров, Л. Соболев. П. Павленко, И. Эренбург, С. Михалков,
А. Жаров, А. Калинин и многие другие. Литература носила открыто
агитационный характер, давая «народу чудовищный заряд ненависти к врагу».
При всей исключительности, неожиданности вставших перед нею задач
советская литература военных лет закономерно развивала творческие принципы,
которые определили ее путь в предшествующие годы. Идея мира была и остается
главенствующей идеей советской литературы, утверждающей пафос мирного
творческого труда как основу развития полноценной человеческой личности.
Этот благородный гуманистический пафос был вместе с тем пафосом
действенного гуманизма, полного воли к жизни и готового к борьбе за нее.
Неудивительно, что крылатыми для советских людей, вставших на битву с
фашизмом, стали слова А. Твардовского:
Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
(«Василий Теркин»)
В идейных, нравственных, психологических качествах, обнаруженных
советскими людьми в дни войны, проявились черты, в несколько иных формах
сложившиеся ранее в героике революции, гражданской войны и будней
социалистического строительства. Большую роль в воспитании поколений, на
долю которых выпало отстоять Родину от фашистских полчищ, сыграли традиции
советской литературы и искусства предвоенных десятилетий, с их верой в
человека, любовью к Родине, ясностью и величием жизненной цели. Идеал
человека, за которого с самого своего возникновения боролась советская
литература, противостоял всем своим существом фашистскому мракобесию. И
противостоял активно. Герои советской литературы и их создатели — мастера
слова, начиная с Горького, чувствовали себя бойцами-антифашистами. Все это,
как эстафету, приняли те, на чью долю выпало пройти через все испытания
войны. Среди них — люди, которые впоследствии пополнят поредевшие ряды
писателей.
Преемственность героических традиций, которой была насыщена вся
атмосфера суровых военных лет, явилась условием и мощного взлета
литературы. Лучшие произведения советской поэзии, художественной
публицистики, прозы и драматургии были верны суровой правде времени, в них
мужественно звучала тема партии — подлинного вдохновителя и руководителя
масс, тема народа, — героя, творца великой победы.
Наши писатели звали народ на защиту Родины. «Все наши мысли о ней,—
писал А. Толстой в статье «Родина»,— весь наш гнев и ярость — за ее
поругание и вся наша готовность — умереть за нее».
Советская литература стала подлинной художественной летописью
Отечественной войны, вместе с тем она помогала народу сражаться, выражая
величие его идеалов и целей, во имя которых советские люди шли на жертвы,
не щадили ни своей крови, ни жизни.
В войне с фашизмом советский народ защищал не только завоевания
социализма, но и всю цивилизацию человечества. Советская литература приняла
достойное участие в осуществлении этой всемирно-исторической миссии. Она с
честью и в поэзии, и в прозе, и в драматургии выдержала выпавшие на ее долю
испытания.
Все годы Великой Отечественной войны писатели были там, где ковалась
победа. Главным оружием писателей-фронтовиков было их слово.
Нельзя не вспомнить и о тех, кто стал писателем после войны, пройдя
весь путь от Бреста до Берлина. Им выпала солдатская доля нести все тяготы
войны. Из них вышли такие писатели как Борис Васильев и Василь Быков,
Григорий Бакланов и многие другие….
Их осмысление войны было отличным от тех, кто встретил войну как
писатель. Они не были военными корреспондентами, они были солдаты. И это
наложило свой отпечаток на их произведения. Они видели войну изнутри,
солдатскими глазами. Так же они и описали ее. Читая их произведения, как
будто переносишься в то время, переживая с героями рассказов и повестей
военные будни, раскисшие дороги, слякоть и распутицу. Видишь характеры
людей на войне, их поведение и поступки, которые нельзя оценить
прямолинейно как плохие и хорошие. Человек в изображении Быкова и Васильева
выступает сложный многоплановый образ, который ведет себя в разных
ситуациях по разному. Но главное, что можно вынести – это, конечно,
духовную стойкость одних и слабость других .Мы видим как меняется человек ,
готовность одних к подвигу и других к предательству.
II. Когда в жизни людей врывается война, он всегда приносит горе и
несчастье, нарушает привычный уклад жизни. О самой жестокой, чудовищной
войне – Великой Отечественной – вспоминают и поныне.
Василий Быков – один из важнейших отечественных писателей, который на
протяжении долгих лет творчества остается верен теме войны. Особенностью
его произведений является то, что он изображает в своих рассказах войну
такой, какой она была – в страданиях и крови..
Быков Василь (Василий) Владимирович, белорусский писатель, родился
19 июня 1924 года в деревне Череновщина Ушачского района Витебской
области, Белоруссия, в бедной крестьянской семье. «Я не люблю своего
детства, — вспоминал писатель. — Голодная жизнь, когда надо идти в школу, а
нечего поесть и надеть... Единственное, что было отрадой, — это природа и
книги. Летом — озеро, лес, рыбалка. Если позволяло время, конечно. Ведь
надо было работать. И надо, да и заставляли».
После окончания семилетки Быков поступил на скульптурное отделение
Витебского художественного училища, однако вскоре вынужден был вернуться в
деревню — отменили стипендии.
В 1942 году был призван в действующую армию, попал в инженерный
батальон, строивший оборонные укрепления, участвовал в боях на Юго-Западном
фронте, затем был направлен в пехотное училище в Саратове. Окончив училище,
воевал в должности командира стрелкового взвода, взвода автоматчиков и
взвода противотанковой артиллерии на Украине, в Румынии, Венгрии, Австрии
до победы. Дважды был ранен. После войны начал работать в газете в Гродно,
однако вскоре был снова призван в армию и до конца 1955 служил в одном из
дальних гарнизонов на Курилах.
Возвратившись после демобилизации в Гродно (затем он переехал в
Минск), Быков отдается литературному творчеству. Одна за другой публикуются
его повести: «Журавлиный крик» (1959), «Фронтовая страница» (1960), «Третья
ракета» (1961). Последняя после перевода на русский язык поставила автора в
первый ряд писателей фронтового поколения (тех, кто были на войне солдатами
и офицерами переднего края) или, как писали тогда, «лейтенантской
литературы», ставшей заметным явлением духовной жизни 1960-х годов,
встреченной в штыки официальной критикой за «окопную правду»,
«дегероизацию», «абстрактный гуманизм». Такого рода нападки в полной мере
пришлось испытать Быкову — ему доставалось еще и за то, что большинство
своих вещей он печатал в «Новом мире» А. Т. Твардовского, журнале, который
был главным и постоянным объектом сокрушительных атак охранителей
идеологической стерильности и ярых противников правды в литературе. «Работа
с Твардовским была для меня незабываемой школой литературы..., — вспоминал
писатель. — Мы постигали высоту его идеалов, освобождаясь от остатков
провинциального верхоглядства, учились не бояться несправедливой жестокости
критических приговоров». Особенно жестоким нападкам подверглись повести
Быкова «Мертвым не больно» (1966), «Атака с ходу» (1968) и «Круглянский
мост» (1969) — по команде сверху в самых авторитетных органах печати были
напечатаны разгромные с политическими обвинениями статьи, заушательские
коллективные письма. В результате книжное издание повести «Круглянский
мост» появилось после журнальной публикации через 11 лет, «Атаки с ходу» —
через 18, «Мертвым не больно» — только через 23 года.
Начиная с повести «Дожить до рассвета» (1972) Быков сам переводит свои
произведения на русский язык, но гораздо важнее то, что они стали
органической и очень существенной частью и русской литературы, русского
литературного процесса. Быковские притчеобразные, носящие нравственно-
философский характер повести знаменовали в литературе новый этап
художественного осмысления трагических событий войны.
После «Круглянского моста» почти все, что писал Быков: повести
«Сотников» (1970), «Обелиск» (1972; за эту повесть и повесть «Дожить до
рассвета», 1972, Быков был удостоен Государственной премии СССР, 1973),
«Волчья стая» (1974), «Пойти и не вернуться» (1978), «Знак беды» (1983;
Ленинская премия, 1986), «Карьер» (1985), «В тумане» (1988), «Стужа» (1993)
— посвящено партизанской войне в Белоруссии. Сам он объяснял это тем, что
проблема выбора, к которой приковано его внимание, в партизанской войне
стояла острее и беспощаднее, мотивированность человеческих поступков была
усложненнее, судьба людей трагичнее, чем в регулярной армии, вообще
трагическое проявилось здесь во всю свою страшную силу. Господствующими в
русской литературе о войне с фашистской Германией были толстовские
традиции, опирается на них и Быков, но не менее существенно для его
творчества обращение к опыту Достоевского, прежде всего это проявляется в
постановке главных вопросов человеческого бытия.
С приходом к власти в Белоруссии А.Г.Лукашенко Быков, выступивший с
резкой критикой установившегося в стране режима, подвергся преследованиям
властей, повторяющим направленную против него в 1960-е годы кампанию: его
перестали издавать, шельмовали в средствах массовой информации. Он вынужден
был в 1998 уехать из Минска, по приглашению пен-клуба Финляндии прожил
полтора года в Хельсинки и плодотворно работал, в 2000 переехал в Германию.
В «эмиграции» написал несколько военных рассказов и притч, повесть «Волчья
яма», посвященную последствиям, как всегда у Быкова прежде всего
нравственным, чернобыльской катастрофы. В 1998 закончил повесть «Стена».
Многие повести Быкова экранизированы. Наибольшая удача — фильм
«Восхождение» (1977, режиссер Л. Е. Шепитько) по повести «Сотников».
Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. В
семнадцать лет он добровольцем пошел на фронт, а после Великой
Отечественной войны окончил в 1948 году Военно-техническую академию
бронетанковых и механизированных войск. До 1954 года Борис Васильев был
инженером, испытывал танки, потом он ушел из армии и начал заниматься
литературной деятельностью. Первое же крупное произведение писателя
(повесть "А зори здесь тихие...", вышедшая в 1969 году) принесло ему
известность и любовь читателей. Тема Великой Отечественной войны получила
развитие в повести "В списках не значился" (1974). Одним из лучших
произведений эпохи "перестройки" стала опубликованная в 1984 году повесть
"Завтра была война", действие которой происходит накануне Отечественной
войны. По этой повести в 1987 году режиссер Юрий Кара снял одноименный
фильм. В кино Борис Васильев начал работать с 1958 года, дебютировав как
сценарист фильмом "Очередной рейс". Писатель принимал участие в создании
таких известных художественных картин, как "Офицеры" режиссера Владимира
Рогового (с Георгием Юматовым и Василием Лановым в главных ролях), "Аты-
баты, шли солдаты", поставленная Леонидом Быковым. Кроме того, на основе
собственной повести Борис Васильев создал сценарий для фильма "А зори здесь
тихие...", снятого Станиславом Ростоцким. За эту картину ее создатели были
удостоены Государственной премии СССР, а в 1973 году она была номинирована
на "Оскар", но уступила фильму Луиса Бунюэля "Скромное обаяние буржуазии".
Перу Бориса Васильева принадлежат также исторические романы "Были и небыли"
и "Утоли моя печали" и роман "Вам привет от бабы Леры...".
Война, как трагедия народа в литературе двадцатого века. О ней
написано немало произведений. Авторы книг о войне исследовали военные
будни, достоверно изображали сражения, говорили они также о мужестве родной
земли, о бесценности человеческой жизни, о том, как обыкновенные люди,
имеющие совесть и чувство долга перед Родиной, жертвовали собой.
Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задача современных
литераторов, пишущих о войне, - огромна. Им необходимо показать значимость
борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу,
идейную убеждённость, преданность Родине; показать трудности борьбы с
фашизмом, донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать
глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их
собственной жизни.
Своеобразно разрабатывают эту тему такие писатели, как Василь Быков и
Борис Васильев.
Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве
возникает в русской литературе XX века уже в 1920-х годах, когда само
становление тоталитарного государства еще только намечалось.
Писатель не щадит читателя, в его рассказах появляются страшные
подробности, которые невозможно понять без душевной боли - холод и голод,
порой лишающие человека рассудка, гнойные язвы на ногах…
"Война есть противное человеческому естеству состояние", - писал Л.
Толстой, и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война
приносит страх, кровь, слезы. Война также является и испытанием для
человека.
Василь Быков - семнадцатилетний участник войны, писатель, размышляющий
в своих произведениях о человеке, о его поведении на войне, о долге и
чести.
В произведениях Быкова мало батальных сцен, эффектных исторических
событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения
рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегически
незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны.
Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего
творчества В.Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его
повестях: "Альпийская баллада", "Обелиск", "Сотников" и других. В повести
Быкова "Сотников" подчеркнуто, заострена проблема подлинного и мнимого
героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения. Писатель
дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения в
их социальной и идеологической обусловленности.
Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны
местного, как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом,
анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях, писатель
докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих
героев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы: «Третья
ракета», «Западня», «Мертвым не больно» и другие.
В каждой новой повести писатель ставит своих героев в еще более
сложные ситуации. Объединяет героев лишь то, что их действия нельзя
оценивать однозначно. Сюжет повести «Сотников» психологически закручен так,
что критики сбились с толку в оценке поведения героев Быкова. А событий в
повести почти никаких нет. Критикам было от чего растеряться: главный герой
— предатель?! На мой взгляд, автор сознательно идет на размывание граней
образа этого персонажа.
Но на самом деле сюжет повести прост: два партизана Сотников и Рыбак
отправляются в деревню на задание — добыть овцу для пропитания отряда. До
этого герои почти не знали друг друга, хотя успели повоевать и даже
выручили друг друга в одном бою. Сотников не совсем здоров и вполне мог бы
уклониться от, в общем-то, пустякового задания, но он чувствует себя
недостаточно своим среди партизан и поэтому все же вызывается идти. Этим он
как бы хочет показать боевым товарищам, что не чурается «грязной работы».
Два партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность, и
читателю кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к
совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Но если
Рыбак, который всю свою жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход»,
внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до
последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: «Что ж,
надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить
смерть... Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку,
чтобы беззаботно относиться к её концу».
В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди
одной страны. Герои повести - Сотников и Рыбак – в обычных условиях,
возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников
с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь
от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения,
предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет
всякую цену. Он фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждый
нам, где личное благополучие ставится выше всего, где страх за свою жизнь
заставляет убивать и предавать. Перед лицом смерти человек остается таким,
каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его
гражданская стойкость.
В произведении Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме
Рыбака, прошли свой смертный путь до конца.
В чем глубина творчества писателя Быкова? В том, что он и предателю
Рыбаку оставил возможность иного пути даже после такого тяжкого
преступления. Это и продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание
в своем предательстве. Писатель оставил своему герою возможность покаяния,
возможность, которую чаще дает человеку Бог, а не человек. Писатель, по-
моему, предполагал, что и эту вину можно искупить.
Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама
война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Но писатель
рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и
самой смертью. И сегодня, я считаю, невозможно давать оценку событиям
войны, тех страшных лет, не принимая во внимание воззрений на эту тему
писателя Василя Быкова. Произведение проникнуто раздумьями о жизни и
смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым
проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и
жеста героев, мимолетной мысли или реплик - дна з самых сильных сторон
повести "Сотников".
Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть «Сотников»
специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое
нравственное общечеловеческое начало усматривается в этом произведении.
Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять
страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной
мысли, которой поддался Рыбак: «Все равно сейчас смерть не имеет смысла,
она ничего не изменит». Это не так — страдания за народ, за веру всегда
имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других
людей, сохраняет в них веру. Другая причина, по которой приз церкви был
вручен автору «Сотникова» кроется в том, что религия всегда проповедует
Идею понимания и прощения. Действительно, осудить Рыбака легче легкого, но
чтобы иметь полное право на это, надо, по крайней мере, оказаться на месте
этого человека. Конечно, Рыбак достоин осуждения, но существуют
общечеловеческие принципы, которые призывают воздержаться от
безоговорочного осуждения даже за такие тяжкие преступления.
В становлении человека первоосновой должны стать благородные идеалы
людей, боровшихся и отдавших жизнь за будущее своего народа и своей страны.
Трагизм войны показан Быковым в рассказе «Одна ночь».
Сюжет нельзя назвать простым. Сложность заключается в том, что в развитие
сюжетного действия вплетаются чувства – герой разрывается между гражданским
долгом и человеческими состраданием.
Центральный персонаж рассказа Иван Волока, спасаясь от немецких пуль,
оказывается в подвале под грудой обвалившихся стен. Но самым сложным и
необъяснимым становится то, что вместе с ним под завалами остается немецкий
солдат. Последний ранен, ему нужна помощь, а из-под завалов самостоятельно
не выбраться. Как же поступить Ивану? Сможет ли он убить этого безоружного,
пострадавшего при обвале немца? Поначалу, не осознавая того, что он делает,
Иван помогает гитлеровцу выбраться из-под бетонной глыбы и перевязать рану.
Целую ночь они пытаются найти выход из каменной клетки. И вот они на
свободе. Немец понимает, что оставшись с русским солдатом, он попадет в
плен, поэтому, увидев гитлеровцев, он бросается к ним. Яростное желание ни
за что не отдавать врагам этого человека просыпается в Иване. Забывая обо
всем, он убивает солдата. Тема жестокости и бесчеловечности войны красной
нитью проходит через всё произведение. Войне можно дать оценку –
захватническая, освободительная, гражданская – но как оценить людей, идущих
умирать за что-то, за идеалы? У войны свои законы. Главные герои военных
действий – страх и ненависть. Они движут людьми, заставляя их порой
совершать жестокие и негероические поступки. Что двигало Иваном, когда он
стрелял во Фрица – страх перед комиссаром, ненависть к гитлеровцам? Нельзя
дать определенный ответ – все смешалось, рассыпалось, как мозаика. Быков
мастерски изображает картины войны через восприятие молодого солдата. По
одному небольшому эпизоду встречи Волока с немцами можно многое сказать о
том, какой видит войну автор. «Позади грохнул взрыв…», и когда Волока,
«…запыхавшись, влетел под спасительные своды подъезда, то от неожиданности
едва не вскрикнул: со двора прямо на него выскочили два немца, но и немцы
тут видно, не ждали его. Передний что-то бормотал заднему, на мгновение в
его расширенных глазах блеснул испуг и удивление. В то же мгновение Волока,
не целясь нажал на спуск – автомат содрогнулся от беспорядочной очереди –
немец выпустил из рук карабин и упал лицом не мостовую…» Вот истинное лицо
войны: хаос, паника, слепая жестокость, мотивированные только одним –
страхом. Эта война не имеет никакой другой цели, кроме единственной,
-убивать людей. Поначалу оказавшись под насыпью обрушившихся стен, Иван
испытывает жгучую ненависть к немцу «Аа, доняло, собака!» -говорит он,
наблюдая тщетные попытки солдата выбраться из-под бетонной глыбы. Ивану за
полгода службы в полку не довелось так близко увидеть немецкого солдата.
«Это был четвертый немец попавшийся ему под руку», пишет Быков. Троих он
убил даже не задумываясь – так надо. Вот именно: надо. Для Волоки немцы –
враги, у которых нет лица и нет лица и нет чувств. И вот, впервые
очутившись лицом к лицу со своим врагом, он теряется. «Всего несколько
минут назад, не видя и никогда не зная один другого, они насмерть дрались в
этом подвале, полные злобы и ненависть, а сейчас, будто ничего между ними и
не произошло, дружно расшатывали кусок бетона, чтобы выбраться из общей
беды». Иван видит немолодое лицо гитлеровца, загорелый лоб, густо
изрезанный морщинами, такой же , как и у него рубец возле уха, и понимает,
что перед ним- прежде всего – человек. Эта вдруг открывшаяся истина пугает
и обезоруживает Волоку. «Иван неясно ощущая в душе, - читаем мы в рассказе,
-что застрелить теперь этого человека уже вряд ли сможет. Как стрелять в
него, если между ними рушилось главное для этого – взаимная ненависть, если
вдруг во вражеском мундире предстал перед ним самый обыкновенный человек,
который и к Ивану относился уже не как враг, а как сообщник и друг?
Кажется, это был совсем неплохой немец, и Иван даже ощутил неловкость
оттого, что недавно едва не задушил его. Всё это было странно и необычно».
Разговаривая с немцем, Иван узнает, что Фриц столяр, так же как и Волока, у
него есть семья – жена и трое детей. У Ивана тоже остались дома супруга и
две дочки. Когда на Волоку рушится стена, Фриц имея возможность убежать,
остается помогать Ивану, спасаем его от смерти. Волока понимает это, но
настороженные чувства не покидают его. И вот выход из каменной клетки
найден. Свобода возвращает героев в «прежние рамки войны». Теперь они уже
не два сообщника, вместе курящих русскую махорку, а два солдата – русский и
немецкий. Это война. У нее свои законы. Невинные люди гибнут ради
достижения чьих-то целей. Увы, это понимают обе враждующих стороны.
Немецкие солдаты знают что борются не на жизнь, а на смерть. Им лучше
погибнуть, чем попасть в русский плен – тогда их семьи не заберут в
концентрационный лагерь. Всё это читатель вместе с главным героем узнают из
рассказа немецкого солдата Фрица Хагемана. «Война никс гут!..Фриц Хагеман
никс надо война», - говорит немец, прошедший пол-России и мечтающий скорее
вернутся домой. Но, увы его мечте не суждено сбыться. Заставляя своего
героя убить, автор показывает механичность и бесчеловечность войны.
Конечно, герой рассказа отнюдь не идеален. Как и многие молодые солдаты, он
мечтает красиво умереть. Единственная мысль, заботящая его, пока он
находится в каменной клетке завалов – как глупо будет вот так умереть.
Разговаривая с немцем, он думает о том, что скажет на это его командир.
Очнувшись после тяжелого кошмара и увидев спящего Фрица, он собирается
бежать, оставив гитлеровца в подвале. Но автор не осуждает его списывая всё
на молодость и на войну. Писатель – фронтовик не высказывает своей позиции,
не становится ни на чью сторону – просто описывает события, давая читателю
возможность самому оценить ситуацию. Он пишет о том, что в экстремальных
условиях люди могут вести себя по-разному, проявляя и трусость, и героизм.
Пожалуй, в этом аспекте интересен нам герой Быкова. Писатель показывает
логику человеческого поведения в экстремальной ситуации, раскрывает его
внутренний мир, обнажает душевное противоборство. Он помогает нам понять
суровую правду о войне.
Борис Васильев, прежде чем взять в руки перо, сам прошел фронтовые
"огни и воды". И, разумеется, война оказалась одной из главных тем его
творчества. Герои произведений Васильева оказываются, как правило, перед
выбором - жизнь или смерть. Они принимают бой, который для кого-то
оказывается последним.
Герои рассказов Васильева делают выбор сами. Они не могут не сдаться,
они могут только погибнуть в бою! В своём произведении, «В списках не
значился», Борис Васильев отразил данную тему очень хорошо.
Не нарушая реалистической ткани рассказа, автор ведёт нас в мир
легенды, где его герои обретают романтический пафос борьбы, открывая в себе
неисчислимые резервы революционного, патриотического духа. Таким путём идёт
и главный герой романа «В списках не значился», только что окончивший
военное училище молоденький лейтенант Николай плужников. Он принадлежит к
прекрасному поколению, о котором его сверстник, погибший на фронте, поэт
Николай Майоров сказал:
Мы были высоки, русоволосы
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли недолюбив
Не докурив последней папиросы.
Тёзка поэта наш герой Николай Плужников мне представляется молодым
человеком высокого роста, хотя, судя по тому, как ловко удавалось ему
скрываться в развалинах крепости от преследовавших его немцев, он был роста
среднего или даже ниже. Но высоким его делают великие нравственные
качества.
Прочитав произведение Бориса Васильева «В списках не значился» можно
сказать, что главный герой Николай Плужников был храбр, да и не только. Он
был настоящим патриотом своей страны, он любил её. Именно поэтому он начал
воевать с первого же нашествия врагов, хотя и не был ещё занесён ни в какой
список. Он мог вовсе и не принимать участие в военных действиях, но ему не
позволила бы этого совесть, он был благодарен своей Родине за всё, поэтому
он сражался до последнего и смог всё же победить. Выйдя из сражения
непобеждённым, выстоявшим борьбу, он рухнул у машины скорой помощи и умер.…
Николай Плужников относился к войне со всей её серьёзностью, он
считал, что его участие в победе над фашистами просто необходимо.
В характере главного героя большая правда времени, которое писатель
рисует без модернизации и своеволия, что, к сожалению, не редкость в иных
сочинениях. Автор хорошо чувствует историческую связь дня минувшего с
сегодняшним, но не склонен подменять одно другим.
За простоватостью и ребячливостью суждений, за высокопарностью и
риторичностью языка скрывались красота нравственных чувств, глубокое и
целостное понимание своего гражданского дома, осознанная любовь к родной
земле, решимость защищать её до последнего дыхания. Именно Человеком с
большой буквы этого слова выходит Николай Плужников из борьбы,
непобеждённым, несдавшимся, свободным, «смертью смерть поправ».
Красная Армия уходила на восток.…А здесь, в руинах Брестской крепости,
не смолкая, гремел бой. Захваченные врасплох, полуодетые, оглохшие от бомб
и снарядов, вдавленные в стену, заваленные обломками, оттесненные в подвалы
насмерть стояли защитники Бреста. Последний глоток воды – пулемётам! И вот
в живых только один – Плужников, герой книги Б. Васильева «В списках не
значился». Словно памятник солдату вырастает он из груды камней, чтобы
сказать фашистам последнее, сокровенное: «Что, генерал, теперь вы знаете,
сколько шагов в русской версте?»
Напуганные страхом за себя, предатели укорачивали врагам вёрсты.
«Я виноват… один я!» - восклицает Плужников, когда погибает всеми
любимая тётя Христя. Нет, не он один, а все мы, советские, «виноваты» в
том, что, уважая человека, тогда, в 1941г., не научились в такой же мере
ненавидеть его, если он враг. В грозных испытаниях придёт к нам эта
суровая «наука ненависти».
Войну Б. Васильев изображает не только во внешних событиях – грохоте
разрывов, трескотне пулемётов… Во внутренних переживаниях героев – ещё
больше. Обрывки воспоминаний то и дело мелькают в сознании Плужникова,
создавая контраст вчерашнего и сегодняшнего, мира и войны.
Не жертвой – героем выходит Плужников из развалин. И немецкий
лейтенант, «щёлкнув каблуками, вскинул руку к козырьку», а солдаты «
вытянулись и замерли». Это и Плужников, и не он. Разве таким он явился в
крепость год назад? Чистеньким, молоденьким, как пушкинский Гринёв из
«Капитанской дочки». А сейчас и мать не узнаёт. Седые волосы, худой,
ослепший, «уже не имевший возраста». Но не это – не внешний вид важен. «Он
был выше славы, выше жизни и выше смерти». Что значат эти строки? Как
понять это «выше»? И то, что Плужников плачет: «Из пристальных немигающих
глаз неудержимо текли слёзы?»
Он бы не выстоял, если бы не поднялся над собой – земным,
обыкновенным. Почему плачет? Не внутренними монологами (их просто некогда
произносить), психологическим подтекстом ответил Б.Васильев. В Плужникове
«плачет молоденький лейтенант Коля», который хочет жить, видеть солнце,
любить, которому жаль погибших товарищей. Верно. Можно быть выше жизни,
выше славы и смерти, но нельзя быть выше самого себя.
Перед тем, как выйти из крепости, Плужников узнаёт, что немцы разбиты
под Москвой. Это – слёзы победы! Конечно. И памяти о тех, с кем Плужников
защищал крепость и кого уже нет. Это слёзы солдата, который сдался врагу,
потому что истёк кровью.
Не сдался, а вышел. Кстати, почему именно в тот момент, когда узнал,
что немцы разгромлены под Москвой? «Теперь я могу выйти. Теперь я должен
выйти», - говорит он. Плужников не имел права сложить оружие, пока фашисты
шли на восток. Под Брестом он дрался за Москву.
«Геройство не всегда рождается отвагой, какой-то исключительной
храбростью. Чаще – суровой необходимостью, сознанием долга, голосом
совести. Надо – значит, надо!- логика тех, для кого подвиг – до конца
выполненный долг».
Плужникову приказывают назвать своё имя и звание. «Я русский солдат»,
- ответил он. Тут всё: и фамилия, и звание. Пусть он не значился в списках.
Так ли уж важно, где и с кем защищал он Родину? Главное – жил и умер её
солдатом, остановив врага на русской версте…
Заступник, Воин, Солдат…Весомые слова в нашей литературе, синонимичные
собирательному патриот.
Плужников пережил чувство отрешённости от самого себя, своё гордо -
бесстрашное «выше», когда не захотел спрятаться от дымящейся возле его ног
гранаты. Думая о судьбах Родины, человек возвышался над собственной,
нередко трагической судьбой. Одновременно короткой и долгой. Выбрать свою
версту и не отступить не на шаг – это, значит, жить вёрстами Родины! Её
историей, тревогами, заботами.…Пусть каждый станет солдатом своей версты!
Ну, а если без метафор, - своего дела, порой незаметного, но нужного, коль
вливается оно в общий труд Родины.
История о неизвестном защитнике Брестской крепости, который держался в
её развалинах, подвалах и казематах десять месяцев, непрестанно нанося урон
врагу, обрела под пером Бориса Васильева убедительную реалистическую ткань.
Рядом с Плужниковым на различных этапах этой драмы мы видим других
командиров и политработников, которые вместе с ним идут из атаки в атаку…
Постепенно редеет число оставшихся в живых, но они остаются в памяти
Плужникова, как и в нашей….Отчаянный храбрец, не раз спасающий жизни
Плужникову; старший лейтенант, осуждающий его за малодушие; приписанный к
части Прижнюк…
Все они были связаны совместно пролитой кровью, общим патриотическим
чувством и солдатским мужеством. И все они учили Плужникова. Не словесными
наставлениями, а примером собственной жизни и смерти.
Внутреннее ядро романа проявляется в ощущении несгибаемости,
невозможности подчиняться тупой и тёмной силе. Люди, оказавшиеся наедине со
своей совестью, выдержали тяжкое испытание. Они были верны приказам, данным
ими самим себе.
Поистине мифическими выглядят подвиги многих героев Отечественной
войны и можно писать о них в стиле легенды. Николай Плужников не
принадлежит к числу героев, совершающих нечто сверхъестественное,
недоступное пониманию рядового участника войны. Нет, он именно простой
рядовой воин, и его поступки вполне укладываются в наши привычные
представления о мужестве и патриотическом поведении советского человека.
И, тем не менее, за этой будничностью и обыкновенностью скрывается
огромная сила духа, невиданная концентрация нравственных сил. Простота и
скромность рассказа о таком человеке, как Плужников, придают повествованию
о нём большую художественную силу. В этом своеобразие того направления
современной прозы о войне, к которому принадлежит Борис Васильев. Он не
одинок в своём стремлении увидеть романтику легенды в будничном, рядовом
поступке бойца Отечественной войны, обнаруживая скрытые, незаметные
снаружи, силы морального сопротивления злу как залог нравственной победы
над врагом.
Повесть Васильева «А зори здесь тихие...» посвящена героической борьбе
женщин и девушек на войне. Пять совершенно различных девичьих характеров,
пять разных судеб. Отправляются девушки-зенитчицы в разведку под
командованием старшины Васкова, у которого «в запасе двадцать слов, да и те
из уставов». Несмотря на ужасы войны, этот «пенек замшелый» сохранил лучшие
человеческие качества. Он сделал все ради спасения жизни девушек, но его
душа все равно не может успокоиться. Он осознает свою вину перед ними за
то, что «мужики со смертью их оженили». Смерть пяти девчат оставляет
глубокую рану в душе старшины, он не может найти оправдания ей даже в своей
душе. В скорби этого простого человека заключен высший гуманизм. Он
совершил подвиг, взяв в плен немецких разведчиков, он может гордиться
своими действиями. Пытаясь захватить врага, старшина не забывает и о
девушках, он все время старается увести их от грозящей опасности.
Нравственный подвиг совершил старшина, пытаясь защитить девушек.
Поведение каждой из пяти девушек — это тоже подвиг, ведь они
совершенно не приспособлены к военным условиям. Страшна и в то же время
возвышенна смерть каждой из них. Мечтательная Лиза Бричкина гибнет, желая
поскорее перейти болото и позвать подмогу. Эта девушка умирает с мыслью о
своем завтрашнем дне. Впечатлительная Соня Гурвич, любительница поэзии
Блока, тоже погибает, возвратившись за оставленным старшиной кисетом. И эти
две «негероические» смерти, при всей их кажущейся случайности, связаны с
самопожертвованием. Особенное внимание писатель уделяет двум женским
образам: Рите Осяниной и Евгении Комельковой. По словам Васильева, Рита
«строга, не смеется никогда». Война разбила ее счастливую семейную жизнь,
Рита все время беспокоится о судьбе своего маленького сына. Умирая, Осянина
поручает заботу о сыне надежному и мудрому Васкову, она покидает этот мир,
осознавая, что никто не сможет обвинить ее в трусости. Ее подруга гибнет с
оружием в руках. Писатель гордится озорной, дерзкой Комельковой, посланной
на разъезд после штабного романа. Вот как описывает он свою героиню:
«Высокая, рыжая, белокожая. А глаза — детские, зеленые, круглые, как
блюдца». И эта чудесная девушка погибает, погибает непобежденной, совершая
подвиг ради других.
Многие поколения, читая эту повесть Васильева, будут вспоминать
героическую борьбу русских женщин в этой войне, будут чувствовать боль за
прерванные ниточки человеческих родов.
Девизом всех смелых, храбрых людей можно провозгласить слова генерала
Бессонова, героя произведения Юрия Бондарева «Горячий снег»: «Стоять — и о
смерти забыть!»
Мне нравится, как пишет о войне Василь Быков. В его произведениях мало
батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с
потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне.
На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы на
сложные вопросы войны. В отличие от таких наших писателей, как Стаднюк,
Бондарев, Бакланов, Ананьев, которые ставят во главу угла своих
произведений масштабные сражения и герои которых почти все из командного
состава армии, Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах
войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за
шагом анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях,
писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживаний
своих героев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы:
«Третья ракета», «Альпийская баллада», «Западня», «Мертвым не больно» и
другие.
Произведения Бориса Васильева на мой взгляд рассматривают войну как
тяжелую работу, «опасную для жизни». Осмысление войны у него происходит
через характер, через жизнь главных ( и не главных ) героев. Пропуская
через себя боль утрат и потерь, горечь поражений и сладкий вкус победы,
герои Васильева меняют свое мировоззрение, свое понимание ценности жизни.
Читая произведения писателей военной поры, понимаешь, что все, о чем они
рассказывают, выстрадано ими не в кабинетах, а на поле боя, под пулями и
снарядами. Война в понимании Васильева и Быкова – это не просто череда
побед и поражений. Нет, это душевные переживания, это поиск смысла жизни,
понимание ее ценности. Нельзя однозначно оценить войну с фашистами как
борьбу Света и Тьмы. В каждом конкретном эпизоде писатели рассматривают
взаимоотношения воюющих сторон, солдат через призму человеколюбия и
гуманизма. Никто из простых людей, воевавших по разные стороны линии фронта
не хотел воевать и умирать, и это хорошо понимаешь, читая произведения
Василя Быкова и Бориса Васильева.
III. . Таким образом, показывая подвиг человека на войне, писатели
разных времен особое внимание уделяют силе русского национального духа,
нравственной стойкости, способности к самопожертвованию ради спасения
Отечества. Эта тема вечна в русской литературе, и поэтому мы не раз еще
будем свидетелями явления миру литературных образцов патриотизма и
нравственности
Каждому русскому человеку особенно дорог Праздник Победы. Дорог
памятью о тех, кто ценою своей жизни отстаивал свободу. Мы должны всегда
помнить о людях, отдавших свои жизни за свободу и светлое будущее нашей
страны. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Память об их
подвиге будет вечно жить в наших сердцах и нашей литературе. Мы должны
знать, какой ценой было завоевано наше счастье. Знать и помнить о тех,
почти совсем девчонках из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»,
которые смело смотрели смерти в глаза, защищая свою Родину. Разве им, таким
хрупким, нежным, носить мужские сапоги или держать в руках автоматы?
Конечно, нет.
Сейчас тех, кто видел войну не по телевизору, кто вынес и пережил ее
сам, с каждым днем становится все меньше и меньше. Дают о себе знать годы,
старые раны и переживания, которые сейчас выпадают на долю стариков. Чем
далее, тем все живей и величественней развернутся они в нашей памяти, и не
раз сердце наше захочет вновь пережить священный, тяжкий и героический эпос
дней, когда страна воевала от мала до велика. И ничто иное, как книги, не
сможет нам передать это великое и трагическое событие - Великую
Отечественную войну.
О цене победы, которую наш народ оплатил жизнями своих лучших сыновей
и дочерей, о цене мира, которым дышит земля, думаешь сегодня, читая горькие
и такие глубокие произведения.
СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. История русской советской литературы. Издательство
«Просвещение», Москва – 1983 г., с испр.
2. Советская литература: Справочные материалы. Москва
«Просвещение», 1989 г.
3. Русская литература ХХ века. Изд. "Астрель", 2000 г.
4. И.Дедков. Василь Быков – человек, который выстоял. Москва,
Советский писатель, 1990.
5. В.Быков. Повести. Пермь, кн. изд., 1976.
6. Б.Л. Васильев. В списках не значился. Москва, Советский писатель,
1975.
7. «Литературное обозрение», 1973, №7, с.101
8. «Литературное обозрение», 1973, №3.
9. Григорий Бровман. «Бой Николая Плужникова», (о романе Бориса
Васильева «В списках не значился…») «Литературная газета», 1982,