Влияние мировоззренческих установок на творчество Германа Гессе
Влияние мировоззренческих установок на творчество Германа Гессе
Влияние мировоззренческих установок на творчество
Германа Гессе
Мюнстер Елена Георгиевна
«Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми
людьми.»
(Римлянам, 12, 18)
Эти строки из библии можно дополнить следующими:
«Будьте в мире с самими собой.» И именно искание мира в себе отличает
творчество немецкоязычного поэта и писателя Германа Гессе. Противник войны,
противник насилия, вечно ищущий путь к себе самому, поднимающий проблемы бытия
и духа, Гессе ранимый и утверждающийся, стремящийся отстоять свое право быть
поэтом, Гессе противоречивый, пытающийся соединить несоединимое – Восток с
Западом, веру с неверием, Гессе, бунтующий против христианских догматов и Гессе,
христианин до мозга костей.
Всем своим творчеством Гессе отстаивал свое право быть
самим собой и право становиться другим. Но как бы ни был противоречив он в
своих поступках, своих творениях, неизменным в нем оставалось одно: стремление
сохранить в этом меняющемся и деградирующем духовно мире остатки духовности,
стремление развить эти ростки и сделать их достоянием всего человечества.
Герман Гессе родился 2 июля 1887 году в небольшом
швабском городке, как бы сошедшем со страниц старинных немецких сказок и
баллад. Романтичность и своеобразие этого места не могло не отразиться на
детском восприятии маленького Германа, рано осознавшего свое предназначение в
этом мире. Он хотел стать и стал поэтом.
Родные Гессе были глубоко верующими людьми, занимались
миссионерской работой. Это были очень образованные люди, особенно дед со
стороны матери, миссионер, долго проживший в Индии и бывший известным
ученым-востоковедом.
Родители хотели, чтобы сын стал продолжателем семейной
традиции, но Гессе избрал свой путь. И все же, несмотря на периодические бунты
против религиозного мировоззрения, во всем его творчестве прослеживается
стремление утвердить идеалы и ценности, провозглашаемые в глубоко почитаемой им
Книге книг.
По словам немецкого литературоведа Э.Хильшера, «решающей
чертой своего бытия и творчества Гессе считал «религиозный стимул».Он
исповедывал гуманистическую религию, которая утверждает веру в силу доброты,
поэтически воплощает благоговение перед человеческой сутью.» [6, c.87] Хильшер
приводит следующее высказывание Гессе: «Всякая истинная поэзия есть
утверждение, она возникает из любви, имеет основой и источником благодарность
по отношению к жизни, она есть хвала Богу и его творению.» [6, c.87]
Как отмечает еще один литературовед, В.Д Седельник,
«....Вера важна для Гессе не в религиозном смысле – всякие церковные догмы и
конфессиональные распри были ему совершенно чужды, - а как противоположнсть
безверия, цинизма, отчаяния, пустоты, как знак исканий и борений духа. Он верил
в человека как в «удивительную возможность», не угасающую даже в самые
бесчеловечные периоды истории.» [5, c.19]
Такими периодами в понимании Гессе были войны,
уносившие миллионы человеческих жизней, ведущие к упадку и бездуховности. Но
упадок культуры, девальвация духовных ценностей случались и в мирное время и
это вызывало у Гессе самую глубокую озабоченность. Как правильно подметили
А.Акиндинова и Л.А.Бердюгина, Гессе глубоко переживал «бессилие, беспомощность
самых высоких и чистых идей, составляющих душу европейской культуры, их
неспособность существенным образом отразиться в жизни людей, улучшить ее,
одухотворить и облагородить.» [1, c.179]
Получалось, что можно «обладать культурой и в то же
время пребывать вне ее, быть хранителем духовных ценностей и все же
бессознательно способствовать их девальвации.» [1, c.180]. Как далее отмечают
Акиндинова и Бердюгина, такое состояние духа, человека, культуры Гессе называет
«переходным»: « Всю литературу рубежа веков (в том числе и собственные
произведения) писатель относит к «литературе переходного периода». [1, c.181].
И, может быть, именно потому, что мы в настоящее время также находимся в
своеобразном переходном периоде, когда снова происходит переоценка ценностей и
идеалов, творчество Гессе вновь пробуждает интерес у читателей постсоветского
пространства. Гессе не дает в своих произведениях ответов, по его словам, он
только «ставит правильные вопросы», а для получения ответов часто отсылает к
единственному и благодатному источнику, провозглашающему вечные и непреходящие
ценности.
Для Гессе конечной целью культуры является
нравственное воспитание человека, пробуждение в нем этической личности. Недаром
самый известный его роман «Игра в бисер» литературоведы называют
гуманистически-философской поэмой о духовном будущем человечества, несущем на
себе «печать самого высокого,благородного вкуса, интеллектуальной утонченности
и нравственной чистоты». [1, c.196].
При выражении своих взглядов Гессе не ограничивается
только прозой.Работа духа и мысли получает свое классическое завершение в
стихотворных строках. Гессе писал о своих стихах: «...все они говорят обо мне
самом, отражают мой собственный путь, мои тайные мечты и желания, мои
собственные горькие лишения.» [6, c.105]
Как отмечает Д.Затонский, «поэзия и литература как бы
сливаются у него, друг друга дополняют, составляют нечто цельное.» [5, c.238].
Так, например, незадолго до выхода в свет прозаического произведения «Степной
волк « Гессе издает цикл стихов под таким же названием, который затем входит в
расширенный сборник стихов под общим названием «Кризис». Основной темой этих
произведений Гессе может считаться как кризис личности, так и кризис
общественный. Но, как пишет сам автор в предисловии к роману, что «хотя эта
книга и повествует о страданиях и муках, она ни в коем случае не является
книгой отчаявшегося, это книга верующего.» [7, c.6]
Герман Гессе известен не только как поэт и прозаик, но
также и как публицист, поднимавший на страницах своих статей и публикаций
важнейшие вопросы своего времени. В одной из таких работ, «Библиотеке всемирной
литературы», 1929г., он отмечает важность образования: «... стремление к
образованию, то есть совершенствованию ума и души, - это не утомительный путь к
тем или иным ограниченным целям, это расширение нашего кругозора, обогащение
нашей способности жить и радоваться жизни.» [2, c.148] По словам Гессе,
образование «помогает осмыслить нашу жизнь, разгадать прошлое и смело смотреть
в будущее.» [2, c.148]
Во все века источником знаний служила книга,
письменное и печатное слово. Книга же и путь к образованию. По мнению Гессе,
книга всегда будет «единственным средством, благодаря которому человечество
может узнать собственную историю и непрерывно сознавать себя».[2, c.179]. Гессе
считает, что «...не следует опасаться исчезновения книги в будущем, наоборот,
чем полнее новые изобретения удовлетворят со временем потребность людей в
общении между собой и распространении образования, тем скорее возродятся
достоинство и авторитет книги.»[2, c.179]. Гессе писал эти строки в далеком
1930 году, когда еще даже фантасты не могли представить себе сегодняшнюю
степень развития телевидения и компьютерных сетей, но слова его не только не
потеряли своей актуальности, но, как мне кажется, приобрели еще большую
остроту. Люди, несомненно, соскучатся по осязаемости книжных переплетов,
шелесту страниц и магической силе печатного и рукописного слова, которые Гессе
называл «магическими формулами».
Истоки духовности самого Гессе кроются не только в
христианском наследии предков. Рано пробудившийся интерес к Востоку наложил
свой отпечаток и на мировоззрение писателя. Как отмечает литературовед
Д.Затонский, у древних индийцев и китайцев Гессе учился «искусству медитации,
самоанализа, невозмутимо созерцательному отношению к сущему». [3, c.237].
Немецкий литературовед Э.Хильшер отмечает, что Гессе был «одним из лучших
знатоков восточно-азиатских культур» и что они «решающим образом повлияли на
его мировоззрение». [6, c.91] Важнейшей заслугой Гессе Хильшер считает то, что
он «открыл поразительные возможности и пути их современного восприятия». [6,
c.91]
Теме Востока Гессе посвятил ряд своих произведений,
таких как «Паломничество в страну Востока», «Сиддхарта», «Поэт» и другие, тема
Востокак, восточной культуры, так или иначе, проходит через все творчество
Гессе, олицетворяя его идею «синтеза Востока и Запада, сближения между
народами».[6, c.93]
Что касается европейской философии, то после Сократа
она Гессе мало увлекала. Но все же некоторые философские учения привлекли его
внимание. Еще в юности он открыл для себя Ницше и в его «Заратустре» и
«Антихристе» нашел «подтвержение своих юношеских антихиристианских настроений».
[6, c.99]. Этого реакционного философа он еще долго считал «последним одиноким
представителем немецого духа, немецкого мужества, немецкой решимости». [ 6,
c.99]. Влияние Ницше сказалось в политической брошюре Гессе «Возвращение
Заратустры» (1919г.) и в романе «Демиан», в которых он клеймил современные
пороки и ложь, призывал к переоценке всех ценностей и подчеркивал
индивидуальное начало в каждом человеке.
В 1905 году Гессе впервые ознакомился с трудами
Шопенгауэра. Идеи этого философа были Гессе чрезвычайно близки, так как в их
основе были те же самые древнеиндийские представления о необходимости ухода из
мира, о том, что лишь бездействие и медитация способны помочь человеку «своими
силами добиться блаженства». [6, c.90]
Не избежал Гессе и влияния Зигмунда Фрейда. В 1916
году он проходил курс лечения от депрессии у ученика Юнга – Й-Б.Ланга, а затем,
в 1921 году, у самого Юнга. Большое впечатление на него произвели рабоы Фрейда
«Толкование сновидений» и Юнга – «Психологические типы» и «Превращение либидо».
Тема расщепления лчности, двойственная структура сознания, была затронута Гессе
в романе «Степной волк» и в статьях «Художник и психоанализ», «Ночные игры». В
то же время Гессе резко критиковал литераторов, ничего не смыслящих в медицине
и психиатрии и выискивающих в произведениях поэтов «следы каких-то комплексов и
проявления неврозов» и ославляющих их на весь свет как «психопатов». [2, c.195]
Большое влияние на Германа Гессе и его творчество оказал
и швейцарский историк культуры Якоб Буркхардт, который, вслед за Шопенгауэром,
«придерживался скептически-пессимистических воззрений», отрицал «возможность
прогресса» и «рассматривал исторические события как бы вне движения». [ 6,
c.116]. Влияние Буркхардта особенно прослеживается в романе Гессе «Игра в
бисер», в котором писатель поднимает проблему ответственности духа перед
историей, и ценности духа выражаются с помощью универсального языка –«игры как
квинтэссенции чистой духовности». [4, c.251] Главный герой романа не случайно
носит имя Кнехт, что в переводе с немецкого означает «слуга». Автор как бы
подчеркивает необходимость не чисто умозрительной интеллектуальной работы духа,
а деятельности духа, направленной на служение людям
Говоря о творчестве и мировоззрении Германа Гессе,
нельзя не отметить традиционность его творчества, влияние на него величайшего
гуманиста Германии Иоганна Вольфганга Гете. Гессе писал о нем: «Среди всех
немецких поэтов я больше всего благодарен Гете, он занимал меня болше всего,
угнетал, ободрял, понуждал следовать за ним или с ним спорить.» [2,c.205].
Гессе подчеркивал важнось чтения Гете молодым поколением: «Если бы я руководил
средней или высшей школой, я бы вообще запретил чтение Гете и разрешал
знакомство с ним лишь в качестве высшей награды самым лучшим, самым
достойным.....И в своих поисках духа, который мог бы нас спасти, и в
готовности, не боясь никаких жертв, служить этому духу они не смогли бы найти
себе лучшего вождя и лучшего товарища, чем Гете.» [2, c.211]
Как отмечают литературоведы, Гессе не имел четких
мировоззренческих позиций и это не могло не сказаться на его творчестве, в
котором «отражены все сомнения, колебания, разочарования буржуазной
интеллигенции в период между двумя мировыми войнами, ее неспособность постичь
глубинные социальные процессы, вызывающие и в значительной степени определяющие
те или иные явления культуры». [1, c.194] И именно поэтому «ведущим принципом
художественно-философского мышления становится именно утопия: моделирование тех
возможностей, которые не могут быть реализованы в наличном бытии, но которым
тем не менее представляются необходимыми человеческому духу». [1, c.194]
Для творчества Гессе характерен уход от реальности,
поиски своего внутреннего «я», созерцательность и описательность. Он не
призывает к активным действиям, он только показывает действительность такой,
как она ему видится и тем самым заставляет нас задумываться над проблемами
бытия, «будит беспокойство, заснувшую совесть и активизирует разум», дает
«свободу думать самим и самим находить свой путь». [6, c.119]
Симферополь, июнь 2002 г.
Список литературы
1. Акиндинова Т.А, Бердюгина Л.А. Г.Гессе: между
пессимизмом знания и оптимизмом веры.В кн. «Новые грани старых иллюзий»,
Ленинград.: Издательство Ленинградского университета, 1984г. - с.169-196
2. Гессе, Герман. Письма по кругу М.:Прогресс, 1987. –
400с.
3. Затонский Д. Парадоксы Германа Гессе.В кн. «В наше
время». М.: Сов.писатель,1979. – с.230-257
4. Лейтес Н.С. Немецкий роман, 1918-1945г.
Пермь:Пермский унив-т, 1975г.
5. Седельник В.Д. Я верю в законы человеческого рода
... Предисловие к книге Германа Гессе «Письма по кругу». М.: Прогресс, 1987. –
с.5-21
6. Хильшер Э. Истоки мировоззрения Германа Гессе. В
кн.»Поэтические картины мира». М.: Художест.литература», 1979г, с.85-119
7. Hermann Hesse.
Der Steppenwolf und unbekannte Texte aus dem Umkreis des Steppenwolf.
Zusammengestellt und mit einem Essaz von Volker Michels. Suhrkamp Verlag,
Frankfurt am Main, 1972. – 357.
Для подготовки данной работы были использованы материалы
с сайта http://www.gesse.net.ru/