«Вишнёвый сад» А.П. Чехова, как пьеса о прошлом, настоящем и будущем
«Вишнёвый сад» А.П. Чехова, как пьеса о прошлом, настоящем и будущем
«ВИШНЁВЫЙ
САД» А.П. ЧЕХОВА, КАК ПЬЕСА О ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ.
Антон Павлович Чехов – писатель
могучего творческого дарования и своеобразного и тонкого мастерства,
проявляющегося с равным блеском, как в его рассказах, так и повестях и пьесах.
Пьесы Чехова составили в русской
драматургии и русском театре целую эпоху и оказали неизмеримое влияние на всё
последующее их развитие.
Продолжая и углубляя лучшие
традиции драматургии критического реализма, Чехов стремился к тому, чтобы в его
пьесах господствовала жизненная правда, неприкрашенная, во всей её обычности,
будничности.
Показывая естественное течение
повседневной жизни обычных людей, Чехов кладёт в основу своих сюжетов не один,
а несколько органически связанных, переплетающихся между собой конфликтов. При
этом ведущим и объединяющим является по преимуществу конфликт действующих лиц
не друг с другом, а со всей окружающей их социальной средой.
В пьесе «Вишнёвый сад» основной
конфликт, отражая глубокие общественные противоречия конца XIX – начала XX века, заключается
в желании Раневской сохранить за собой вишнёвый сад и в стремлении Лопахина
превратить вишнёвый сад в капиталистическое предприятие.
Но, подчёркиваz индивидуальные положительные особенности дворянских персонажей,
Чехов убедительно показывает, что, будучи представителями паразитического
класса, отживающих общественных отношений, они являются отрицательными в своих
определяющих чертах. Так, доброта Раневской не выражает её жизненных принципов.
Это лишь условность, видимость, манеры поведения человека по существу
откровенно эгоистичного. Эгоизм Раневской воспитан в ней всем образом её жизни,
привычкой к тому, чтобы люди преклонялись перед её богатством, благоговели
перед её красотой и выполняли её прихоти.
Смысл жизни она видит лишь в
сменяющихся личных удовольствиях, в сердечных увлечениях, но и здесь она не
обладает ни глубиной, ни цельностью чувств. В сущности – это всего-навсего
чувствительно-слезоточивая, экзальтированная, капризная и легкомысленная
барыня, с весьма не глубокими, быстроменяющимися настроениями. Лично у меня
Любовь Андреевна вызывает неприязнь, это действительно человек прошлого,
отживающий свой век, потому что она уже не сможет жить по-новому, не сможет
изменить свои жизненные принципы. У действующих лиц «Вишнёвого сада»
противоречие между социально-типическим и индивидуальным наиболее резко
проявляется в характере купца Лопахина.
Лопахин не является той
общественной силой, которая была способна в корне изменить жизнь и внести в неё
начала подлинной справедливости и красоты. Свою огромную энергию, практическую
хозяйственную сметку он направляет на удовлетворение не общественных интересов,
и личных стремлений к наживе и обогащению.
Но у Лопахина есть такие
индивидуальные качества, которые находятся в противоречии с сущностью его
характера. Это известная мягкость, доброта, лиризм, стремление к красоте. Разве
типично для купца сочувствие Раневской, стремление помочь помещице спасти
вишнёвый сад от продажи и появления неловкости от того, что приобрёл вишнёвый
сад именно он. Разве типична для купечества такая черта Лопахина, о которой
говорит Трофимов: - «тонкая, нежная душа»?
Но поступки Лопахина
определяются не этими частными, индивидуальными чертами, а теми, которые
отражают социально-типическую сущность его характера. Несмотря на свойственную
ему сентиментальность, Лопахин купил имение Раневской, которой он многим
обязан, он явно бестактно, при ней начинает рубить вишнёвый сад.
На мой взгляд, Лопахин – человек
цели, и как он ведёт себя с Раневской и остальными, это не имеет большого
значения - главное то, что это человек практичный, жизнедеятельный и на него
всегда можно положиться, ведь это человек настоящего.
Ответственность за завтрашний
день в пьесе ложиться на молодое поколение его представителем является Петя
Трофимов.
Трофимов – демократ по
происхождению, по привычкам и убеждениям. Создавая образы Трофимова, Чехов
выражает в этом образе такие ведущие черты, как преданность общественному делу,
стремление к лучшему будущему и пропаганда борьбы за него, патриотизм,
принципиальность, смелость, трудолюбие. Трофимов несмотря на свои 26 или 27
лет, имеет за плечами большой и тяжёлый жизненный опыт. Его уже два раза
исключали из университета. У него нет уверенности, что его не исключат в третий
раз и что он не останется «вечным студентом».
Эгоизму помещиков и купцов
Трофимов противопоставляет свою преданность общественному делу, свой
патриотизм.
Трофимов – человек именно такого
мировоззрения, и это является причиной его абстрактных представлений о будущем
и о путях борьбы за него.
Трофимов был для Чехова лишь
отражением совершавшегося в тогдашней действительности социального брожения,
собирания прогрессивных сил для решительной борьбы с самодержавием,
деспотизмом.
Жизненная правда во всей её
последовательности и полноте – вот чем руководствовался Чехов, создавая свои
образы. Именно поэтому каждый персонаж его пьес представляет собой живой
человеческий характер, привлекающий огромным смыслом и глубокой
эмоциональностью, убеждающей своей естественностью, теплотой человеческих
чувств.
По силе своего непосредственного
эмоционального воздействия Чехов едва ли не самый выдающийся драматург в
искусстве критического реализма.
Драматургия Чехова,
откликавшаяся на актуальные вопросы своего времени, обращавшиеся к повседневным
интересам, переживаниям и волнениям обычных людей, будили дух протеста против
косности и рутины, звала к социальной активности к улучшению жизни. Поэтому она
всегда оказывала на читателей и зрителей огромное влияние. Значение чеховской
драматургии уже давно вышло за пределы нашей родины, оно стало мировым.
Драматургическое новаторство Чехова широко признано за рубежами нашей великой
родины. Я горжусь тем, что Антон Павлович русский писатель, и как бы ни были
различны мастера культуры, они, наверное, все согласны с тем, что Чехов своими
произведениями подготавливал мир к лучшей жизни, более прекрасной, более
справедливой, более разумной.
Список
литературы
Для подготовки данной работы
были использованы материалы с сайта http://www.ed.vseved.ru/