В.П. Некрасов
родился 17 июня 1911 года в Киеве на Владимирской улице (в этом районе жила
тогда интеллигенция: Врубель, Булгаков) в семье врача. Его родители были дружны
с В.И. Лениным и А.В. Луначарским, сестра его матери долгие годы работала с
Н.К. Крупской. Несколько лет провел с родными в Париже, вернулся на родину.
Учился на архитектурном факультете Киевского инженерно-строительного института.
Одновременно окончил театральную студию и в течение четырех лет работал актером
и театральным художником в театрах Владивостока, Кирова, Ростова-на-Дону.
Еще совсем
недавно окончилась Великая Отечественная война. На столе главного редактора
журнала “Знамя” Вишневского лежала рукопись. Ни фамилия ее автора, ни название
повести “На краю земли” — ничего не говорили сердцу. Обычно рукописи начинающих
читают с предубеждением. Реже — с интересом и надеждой: а вдруг на литературном
небосклоне взошла новая звезда? Прочитав рукопись, Вишневский сказал, что этот
1946 год пройдет “под знаком повести В. Некрасова”. В журнале его повесть
переименовали в “Сталинград”, а к читателю она пришла под названием “В окопах
Сталинграда”. В следующем году повесть была удостоена Государственной премии
СССР. Некрасов первым честно, без прикрас, рассказал о человеке на войне,
первым рассказал о мучительном трудном “врастании” бывших фронтовиков в мирную
жизнь (повесть “В родном городе”). В повести “Кира Георгиева” рассказал о
сталинских репрессиях. И ломая привычные стереотипы, честно рассказал читателю
о жизни людей за рубежом в путевых заметках “Первое знакомство”.
Некрасов был
человеком мужественным. Вместе с А.Д. Сахаровым во весь голос протестовал
против попыток Брежнева реанимировать сталинизм. Вопреки Суслову вместе с
украинскими писателями подписал письмо-протест против гонения на украинский
язык. И тогда, когда он был молод, и тогда, когда в волосах появилась седина,
он не принадлежал ни к каким литературным группам, ведущим междоусобную борьбу
за место под солнцем. Он всегда был сам по себе. И поэтому был начальству
неудобен. Тому начальству, которое привыкло давать указания и управлять. В.
Некрасов в своей прозе избегает литературных блесток. Сознательно. Он ищет и
находит самые простые слова, которые способны звучать звонко и чисто. Истоки
прозы В. Некрасова надо искать в “Севастопольских рассказах” Л.Н. Толстого. У
своего великого предшественника Некрасов учился точности и неброскости,
скромности прозы. Свою прозу писал только мягким карандашом, пользуясь
резинкой, писал на фанерке, которую, сидя в кресле, держал наклонно. Черновики
Некрасова существуют только в единственном экземпляре. Проза Некрасова
удивительная. Емкая, звучная, немногословная, чистая. Автор тщательно отбирает
только те слова, которые нужны, чтобы передать состояние человека на войне,
как, например, в повести “В окопах Сталинграда”. В какой-то степени повесть
вызывающе политична. Покоряя читателя своей естественностью, простотой и правдивостью,
повесть откровенно противостояла нарастающему в то время в нашей литературе
потоку беллетристики, получавшей полное одобрение партийных верхов. Хотя
повесть “В окопах Сталинграда” и была удостоена Государственной премии СССР,
критика стала посматривать на Некрасова с подозрением. А Некрасов продолжал как
ни в чем не бывало работать. На этот раз над повестью “В одном городе”. Он
считал своим долгом рассказать правду о том, как люди его поколения
возвращались с уже привычной им войны к непривычной мирной жизни.
А к мирной
жизни они привыкали трудно. А редакторы требовали победных маршей, жаждали
идеальных героев. Ну а демобилизованный офицер Николай Митясов из повести
Некрасова “В родном городе” в такие герои не годится. Язык писателя по-прежнему
строг и прост. Его взгляд все так же зорок. Каждая деталь свидетельствует о
многом. Некрасов отличается от тех авторов, которые горазды на выдумку. Обычно
он писал о том, что сам пережил. Но как же тогда повесть “Кира Георгиевна”?
Ведь Некрасов не сидел в сталинских лагерях. Но то, что происходило в этой
повести, так волновало автора, что он не мог пройти равнодушно мимо этой тогда
еще “закрытой темы”. Эту повесть официальная критика дружно осудила. О своих
редких поездках за рубеж Некрасов написал путевые заметки. Рассказал о
загранице правду с любовью к чужим людям. Но “оттепель” уже шла на убыль,
другой очерк Некрасова о США вызвал державный гнев. Положение в литературе
круто изменилось к худшему. Печататься было негде. За целое десятилетие
Некрасову удалось опубликовать только несколько очерков и издать небольшую
книжку “В жизни и письмах”, вышедшую мизерным тиражом. А тучи между тем
сгущались. Даже ездить по стране становилось все труднее и труднее. Некрасову
пришлось принять отчаянное решение — уехать. Эмигрировал он во Францию. Умер
Некрасов вдали от Родины 3 сентября 1987 года в Париже.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/