Изучение
творчества В. Шукшина — задача сложная и актуальная. Ее решение необходимо с
точки зрения научно-познавательной и нравственно-эстетической. Не оставляя
никого равнодушным, искусство В. Шукшина постоянно рождает споры, научные
дискуссии, которые далеко еще не закончены.
Герои В.
Шукшина откровенно, независимо, горячо спорят о вечном и сиюминутном, о добре и
зле, о смысле жизни, о призвании человека. Многие из них, как, например, Саша
Ермолаев, Колька Пиратов, Иван Дегтярев, Князев, — максималисты, не склонные к
компромиссам, покорности или невмешательству. Они готовы исправить всех и вся,
предлагая собственные конструктивные программы, поправки, усовершенствования.
Шукшинские мыслители живут в реальной обстановке, отнюдь не тяготясь
повседневностью. Многие из них, любя жизнь, ценя ее радости, в самой реальности
открывают нечто новое, не замечаемое другими, как например, художник Саня
Неверов ("Залетный"), священник ("Верую"), Матвей Рязанцев
("Думы").
Мир героев
Шукшина многообразен, богат красками, полон динамики. Поиск истины начинается с
познания окружающего мира. Реальный мир как место обитания человека признается
всеми героями. Споры, разногласия возникают, когда речь идет о роли и
назначении человека, о его нравственных качествах, путях усовершенствования.
Шукшинские
философы — материалисты и гуманисты — обнаруживают в своих суждениях
конкретность и логику, независимость, стремление постичь все своим умом — от
микромира до космоса. В духовно-нравственных исканиях каждый из героев
проявляет свое восприятие действительности, свою натуру, духовную организацию.
Перед ними развертывается свиток многохарактерных, совершенно неповторимых
видений, восприятий и мнений. Их психологически убедительно выраженная
личностность делает каждый поиск не только субъективным, но и как бы
приоритетным, заключающим в себе единственные в своем роде открытия. Как
прожить жизнь? В чем ее высший смысл?
Герои находят
ответы, требовательно познавая окружающий мир, самокритично допрашивая себя.
Они справедливо полагают, что бесценный дар жизни преступно растрачивать
попусту. Человек тогда и велик, когда он чувствует пульс окружающего его мира,
гармонию с движением бытия. В поисках шукшинскими героями истины, через
заблуждения, трудности, в своеобразной мозаичной форме споров персонажей, в
существе их вопросов и ответов, опровержений, в защите нравственных идеалов
отразилось общее: социально-историческое и современное состояние народной
жизни. В многоголосии проступают основные направления идей и мнений:
жизнеутверждающее начало, поэтизирующее жизнь, и рационалистическое, сторонники
которого руководствуются идеями целесообразности и пользы. Объединяет их пафос
отрицания мещанства, эгоизма, приобретательства, корысти — всего, что искажает,
уродует облик жизни.
Свои идеалы
писатель утверждает во всех жанрах творчества. Ему дорого проявление простых и
прекрасных нравственных чувств, подтверждающих достижимость идеала: труд,
память о родине, о доме отчем, любовь к матери, ощущение кровной связи с
землей, радость общения с окружающим миром, — тот круг переживаний и
чувствований, который очерчивает нравственный облик человека, который свойствен
живой душе. В. Шукшина волновали все те вопросы, которыми жили народ и
общество, — от обыденных до государственно важных.
В. Шукшин,
будучи гражданином своей страны, русским человеком, художником, стремился к
познанию жизни отдельного человека и народа в целом. И все свои знания и
собственные мысли о русском народе, его характере, судьбе, культуре,
героическом и трудном историческом пути, о городе и деревне, о тех ситуациях,
которые складывались под влиянием наступления технического прогресса,
преобразующего деревенскую жизнь, он воплотил в своих героях.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/