Вера в человека и ее воплощение в одном из произведении русской литературы
Вера в человека и ее воплощение в одном из произведении русской литературы
Вера в человека и ее воплощение в одном из
произведении русской литературы.
Тема
добра и зла - вечная тема в литературе. До тех пор, пока будет жить человек, до
тех пор будет идти борьба добра и зла. И
всегда, во все времена будут жить люди, проповедующие добро. Вот и роман
М.Булгакова «Мастер и Маргарита» посвящен
этой теме. Удивительной особенностью жанра этого произведения является то, что
он представляет из себя роман в романе.
И ........ библейской истории, сочиненной Мастером, ложится на все остальные
главы «Мастера и Маргарита».
Перенесемся
же мысленно в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. «В
белом плаще с кровавым подбоем,
шаркающей кавалерийской походкой» появляется он перед человеком « лет двадцати
семи. Этот человек был одет в старенький
и разорванный голубой хитон, ...руки связаны за спиной. Под левым глазом у
человека был большой синяк, в углу рта -
ссадина с запекшейся кровью». Звали его Иешца Га-Ноури. Он обвиняется в том,
что « подговаривал народ разрушить
ершалаимский храм». Арестованный пытается оправдаться: «Добрый человек! Поверь
мне...». Но Пилат позвал Кентуриона
Крысобоя, который, размахнувшись, ударил бичом и «связанный мгновенно рухнул
наземь, как будто ему подрубили ноги,
захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились». Пилат
уверен в своем могуществе. Он убежден,
что мир разделен на властвующих и подчиняющихся. Именно таким, как он, по его
мнению, принадлежит решать: перерезать
или нет! волосок, на котором висит
человеческая жизнь. А тут вдруг появляется человек, который смеет ему
возражать: «И в этом ты ошибаешься,
согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?».
Причем, говорит он эти слова со светлой
улыбкой. И все это приводит в замешательство прокурора. В невинности Иешца
Пилат убедился сразу.
Более
того, он попытался даже спасти этого бродячего философа: «Слушай, Га -Ноури, ты
когда-либо говорил что-нибудь о великом
кесаре? Или... не ...говорил?».И все же Понтий Пилат совершает зло. Почему?
Когда-то он был воином, человеком прямого
действия и прямого слова. Умел ценить мужество, отвагу. И сам не знал страха.
Но выслужил высокую должность, стал, так
сказать, аппаратным работником. И переродился. И не за жизнь свою боится Пилат.
Он боится за карьеру. Из-за болезни
доноса он совершает зло, идет против своей совести. Он трус, верный пес кесаря.
Хотя потом он наказан бесконечной
головой болью и пыткой от воспоминания о той минуте, когда он выдал палачам
Иешца. А у Иешца остался его ученик - Левин Матвей, который служит Добру.
Для
чего же Булгаков рассказал эту историю о Иешца? Я думаю, что он хотел
подчеркнуть, что все, что два тысячелетия назад происходило в Ершалаиме, очень похоже
было на то, что видел Булгаков. Во время сеанса черной магии Воланд затевает разговор со своим ассистентом о том,
изменились ли горожане. Выходит не изменились. Времена разные, а суть одна.
Вражда, недоверие к людям инакомыслящим
окружают Мастера. То же зло он видит вокруг. Частью этого зла является
руководитель писательской организации,
который все оценивает по принципу: «Этого не может быть». Он «настучал» на
Мастера, а когда того посадили в тюрьму,
занял и его квартиру. Именно такие, как Берлиоз, травили в свое время и
Булгакова. Но несмотря ни на что, Мастер
верит в добро и справедливость. Обнажать и наказывать зло в романе
предоставлено шайке Воланда. Но в булгаковской
«нечистой силе» есть что-то привлекательное, потому что, обнажая зло, она
наказывает людей вовсе не безвинных, выводит их на чистую воду.
Это
взяточники, мошенники, дураки-начальники. Иногда читаешь страницы, где речь
идет о наказании, так и хочется сказать: «И поделом тебе...».
Роман
«Мастер и Маргарита» и в наше время имеет большое значение.
Тема
Добра и Зла очень злободневна сейчас. Чтобы выжить в таких условиях, в которых
мы оказались надо быть верным добру,
служить ему, творить его, сеять вокруг. Все эти проблемы мы называем нравственными.
И наше поколение само должно решать эти
проблемы.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
http://lib.sportedu.ru