Русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1854)
Родился в семье обрусевшего шведского дворянина, гвардейского поручика.
Чтению и письму с пяти лет мальчика обучала мать. На всю жизнь запомнил он
денщика отца и своего дядьку Бориса - удивительного рассказчика сказок. В
нескольких частных пансионах Александр основательно узнал французский и
немецкий языки, научился хорошо играть на скрипке и гитаре.
В 1811 г. Вельтман поступил в Благородный пансион при Московском
универстете. Там он начал писать стихи, подражая Ломоносову, Тредиаковскому,
Державину, басням Дмитриева и Измайлова. События Отечественной войны 1812 г. -
переезд в Кострому, возвращение в разоренную Москву - навсегда запали в память
будущего писателя. В 1816 г. он поступил в школу колонновожатых, где готовили
офицеров-топографов и штабистов, стал там одним из лучших учеников. По
окончании учебы, в конце 1817 г. Вельтман был зачислен в армию. В это время он
собрал и переписал все свои произведения и составил "Собрание
первоначальных сочинений Александра Вельдмана" (так до середины 20-х годов
он писал свою фамилию), однако попыток опубликовать эти юношеские опыты автор
не делал.
Весной 1818 г. Вельтмана направили на военно-топографические съемки в
Бессарабию. За 12 лет, проведенных там, он сделал успешную карьеру и вышел в
отставку в чине подполковника в 1831 г.
В Бессарабии Вельтман познакомился и сблизился с революционно
настроенными офицерами, членами Южного общества. Дружеские отношения сложились
у него с В. Ф. Раевским и М. Ф. Орловым. Это сыграло большую роль в
формировании взглядов писателя, в его произведениях начинают звучать мечты о
светлом будущем, возмущение социальной несправедливостью.
В Кишиневе Вельтман встретился со ссыльным Пушкиным. Как позднее
вспоминал их общий знакомый И. П. Липранди, Пушкин "умел среди всех
отличить А. Ф. Вельтмана, любимого и уважаемого всеми оттенками. (...) он один из
немногих, который мог доставлять пищу уму и любознательности Пушкина (...). Он,
безусловно, не ахал каждому произнесенному стиху Пушкина, мог и делал свои
замечания, входил с ним в разбор, и это не нравилось Александру
Сергеевичу...".
В 1825 г. Вельтман был командирован на турецкую границу для организации
усиления пограничной цепи, поэтому события декабря прошли мимо него. Во время
службы в Бессарабии Вельтман не прерывал литературной работы. Под влиянием
пушкинского "Руслана и Людмилы" он пишет романтическую поэму
"Этеон и Лаида". Стихотворная повесть "Беглец" стала первым
опубликованным произведением писателя (Сын Отечества. 1825. ¦ 18 и 19,
полностью - в 1831 г.). Повесть в стихах "Муромские леса" (1831 г.)
вскоре была инсценирована. Песня разбойников из постановки в Большом театре
стала чрезвычайно популярной. С конца 1829 г. произведения писателя постоянно
появляются в журналах.
Выйдя в отставку в 1831 г. Вельтман полностью отдается литературной и
научной деятельности. Он увлекся археологией и историей, много сил отдал работе
в Оружейной палате, где занимал должности помощника директора (с 1842 г.) и
затем директора (с 1852 г.). Признанием его заслуг стало избрание
членом-корреспондентом Академии наук в 1854 г.
Литературная деятельность Вельтмана многогранна и разнообразна. Он
написал десятки рассказов и повестей, пятнадцать романов.
Современники высоко ценили дарование писателя. Пушкин замечал, что в
его "Страннике" (1831 - 1832) "чувствуется настоящий
талант". В. Г. Белинский писал, что "(...) характер его таланта,
причудливый, своенравный, который то взгрустнет, то рассмеется, у которого
грусть похожа на смех, смех на грусть, который отличается удивительной
способностью соединять между собой самые несоединимые идеи, сближать самые
разнородные образы".
Время показало, что сам Вельтман и его произведения оказались
основательно забыты.
Оживившееся в последние десятилетия внимание не только к корифеям нашей
литературы, но и к литературному фону пробудило интерес и к творчеству такого
действительно оригинального автора, каким является Вельтман. Его интерес к
личностям ставит его в ряд предшественников Ф. М. Достоевского.
Фантастическое начало встречается во многих произведениях Вельтмана.
Так, писатель создал первый русский утопический роман "MMMCDXLVIII год.
Рукопись Мартына Задека" (1833) - рассказ о жизни через полторы тысячи
лет, в 3448 г. В этом произведении развивались социальные утопии XVIII века и
отразились передовые идеи русской философии 1820-х годов.
В романе "Александр Филиппович Македонский. Предки
Калимероса" (1836) впервые был использован прием путешествия во времени,
ставший с легкой руки Г. Уэллса обычным для литературы XX века.
Но чаще фантастика у Вельтмана так тесно переплетается с реальностью,
что читатель перестает различать грань между ними. Так, в рассказе "Не
дом, а игрушечка!" (1850) рядом с литературными героями и двумя домовыми
действуют реальные люди - П. В. Нащокин и А. С. Пушкин.
Рассказ "Иоланда" занимает особое место в творчестве писателя
и фантастический элемент в ней особого рода. Это рассказ о событиях частной и
общественной жизни во Франции XIV в. Эпизоды в мастерской церопластика Гюи
Бертрана, в суде инквизиции, на аутодафе, у собора связаны сложной композицией.
"Иоланда" ставит Вельтмана в ряд зачинателей детективного жанра в
России и в чем-то роднит его с писавшим в то же время Эдгаром По.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/