Вечный спор Иешуа с Пилатом (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Вечный спор Иешуа с Пилатом (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Вечный спор
Иешуа с Пилатом (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Главам,
посвященным Иешуа и Понтию Пилату, в романе М. А. Булгакова “Мастер и
Маргарита” отводится незначительное место по сравнению с остальной книгой. Это
всего четыре главы, но они как раз являются той осью, вокруг которой вращается
все остальное повествование.
Рассказ о
Пилате и Иешуа стоит, если говорить о первоначальном восприятии, в стороне от остальных
глав. Но на самом деле весь роман, включая сюда и “древние” главы, — единое
гармоничное целое.
Рассказ о
встрече Пилата с Иешуа принадлежит перу Мастера, который появляется в книге не
с самого начала, а в тот момент, когда читатель уже составил мнение о его
творении. Мастер создал героев, и все же они живут независимо от него. Сначала
читатель вообще не подозревает о связи между Москвой тридцатых годов и древним
Ершалаимом.
Сразу во второй
главе автор, как в ледяную воду, “бросает” читателя в события почти
двухтысячелетней давности. Только что на Патриарших прудах мирно беседовали два
вполне заурядных человека и странный профессор с разными глазами, и вдруг “в
белом плаще с кровавым подбоем” появляется прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Это
имя знакомо, конечно, каждому. Не нужно долго гадать, что это за человек. А вот
имя Иешуа — загадочно, оно не на слуху у людей. Хотя ассоциация с Христом
возникает еще до того, как мы узнаем имя задержанного, которого привели на суд
к Пилату. Булгаков намеренно избегает проводить явные параллели Иешуа с
Христом, как то: факты биографии, родители, возраст. Однако прототип Иешуа
Га-Ноцри не вызывает сомнения.
Для прокуратора
поначалу Га-Ноцри — обычный приговоренный. Странный арестант называет
прокуратора “добрым человеком”. Еще никто не позволял себе такого! И Пилат с
каким-то наслаждением говорит, что, напротив, его считают свирепым чудовищем.
Это не пугает и не удивляет арестанта, его, кажется, ничем невозможно удивить.
Далее происходят еще более необычные вещи — заключенный помогает Пилату
справиться с нестерпимой головной болью. Вернее, не помогает, но предсказывает,
что она пройдет, и та действительно происходит. С этого момента пробуждается
интерес Пилата к необычному заключенному.
Иешуа начинает
говорить. В его уста автор вложил свои сокровенные мысли. Ведь роман “Мастер и
Маргарита” провозглашает обычные, но утерянные многими человеческие ценности —
справедливость, нравственность, добродетельность. Иешуа говорит простые вещи:
все люди добры, нужно любить их, доверять им. Говорит и о том, что человеческая
жизнь неподвластна другому человеку.
Иешуа угадал,
что прокуратор недоверчивый, замкнутый в себе, одинокий человек. Пилату лучше
всех известно это. Желая скрыть свое удивление и растерянность, прокуратор
напоминает Га-Ноцри, в чьих руках его жизнь. Странно, но того это совсем не
пугает: “перерезать волосок” жизни может только тот, кто его “подвесил”. Пилат
смеется над этим, но верит ли сам в свой смех? Хотя чисто по-человечески Иешуа
боится боли, боится будущей казни и просит отпустить его. И все же преимущество
прокуратора перед ним иллюзорно, скорее, узник имеет власть над своим судьей.
Беседа с
Га-Ноцри переворачивает всю душу Пилата. От равнодушия не осталось и следа, он
чувствует правоту собеседника в их споре и уже хочет спасти его — ведь это в
силах прокуратора. Надежда на спасение остается даже после того, как узнику
предъявляют обвинение в оскорблении кесаря. Увы, заключенный не хочет
отрекаться от своих слов, а Пилат из трусости, из боязни разрушить карьеру
(которая не приносит ему радости), но более всего из страха перед императором
не может помочь Иешуа. Казнь неизбежна.
Но закончен ли
спор Пилата с Иешуа? Закончены ли мучения прокуратора (ведь он сам мучается
вынесенным приговором)? Иешуа умер, а Пилата всюду, всегда преследуют слова о
том, что один из главных человеческих пороков — трусость. Прокуратор знает, что
это — правда, и слова были сказаны для него. Сказав это, Иешуа все же простил
Пилата перед смертью, но тот сам себя не может простить.
Пилат видит
только один способ искупить свою вину — убийство Иуды, предателя. Он в самом
деле совершает убийство, но и это не приносит облегчения. Эта попытка искупить
преступление, совершенное из трусости, запоздала. Главной ошибки не исправить
никогда.
Пилат знает:
Иешуа был ни в чем и никогда не повинен, он был прав во всем. Из его уст
звучала истина. Прокуратору нет покоя ни днем ни ночью. Девятнадцать веков он
ждет прощения. И он будет прощен однажды “в ночь на воскресенье”, ибо Бог
прощает всех. Снова подтверждается библейская истина: “Раскаянием — очистимся”.
Спор Иешуа с
Пилатом, по большому счету, не был противостоянием. Прокуратор верил
заключенному. Иешуа знал истину, любил людей, философия его была проста и
незамысловата. За это он принял свой крест. А что же прокуратор, погрязший в
трупах, не знавший жалости и пощады? Он поверил Иешуа и тоже был распят (только
сам собой), и крест его был еще тяжелее. Пилат ведь наказан не за то, что
послал осужденного на казнь, а за то, что совершил поступок, идущий вразрез с
его совестью. Долг повелевал сделать совсем другое. Малодушный поступок был
совершен вопреки собственной воле и желаниям, из одной только трусости.
Роман “Мастер и
Маргарита”, безусловно, является сатирой, но сатирой совсем особого сорта — нравственно-философской.
Булгаков судит своих героев по счету человеческой нравственности. Для него
неизменен закон справедливости, по которому зло неизбежно подлежит возмездию, а
искреннее раскаяние — наказанию. В этом истина.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/