Иван Алексеевич
Бунин — признанный классик, один из ярчайших мастеров слова. Тонко чувствующий
образ, автор создает замечательную прозу, самобытную и своеобразную,
существующую как бы вне времени и пространства, хотя и имеющую четкие временные
границы.
Писатель
никогда не откликался на сиюминутные события, его, казалось, интересовали
только вечные проблемы. Решение социальных вопросов было вне рамок его
произведений. В одном из лучших своих рассказов «Господин из Сан-Франциско»
писатель размышляет о ценности и смысле человеческой жизни, праве человека на
счастье. Идя от противного, писатель выбирает центральным действующим лицом
«антигероя». С едва ощутимым сарказмом Бунин крупным штрихом дает предысторию
героя. «Он был твердо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствие,
на путешествие долгое и комфортабельное и мало ли еще на что. Для такой
уверенности у него был тот резон, что, во-первых, он был богат, а во-вторых, он
только что приступал к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет».
Четко
распланированная непостроенная по чужому образцу жизнь господина из
Сан-Франциско оказывается не столь долговечной и счастливой, как ему хотелось
бы. Все предшествующее время он готовился к легкой безмятежной жизни с ее
радостями и удовольствиями. Но смерть пришла без предупреждения, и господин
умер, не вкусив тех благ, на которые рассчитывал.
Писатель,
кажется, предупреждает своих читателей задуматься над жизнью, ее реальными
ценностями и неумолимостью быстро текущего времени. Человеку не дано знать
собственную судьбу, поэтому надо ценить каждый миг. Не стоит смотреть на жизнь
как на бесконечное удовольствие или, напротив, делать из нее ад, в надежде на
будущее вознаграждение.
Писатель
показывает вечные ценности: жизнь, любовь, стихии природы, но в обществе его
героев все это заменено на подделку: вместо любви — нанятая пара играет во
влюбленных, «живая» жизнь заменена на четко размеренный распорядок дня. И лишь
природа неподвластна воле денег. Люди пытаются отгородиться от стихии каютами
корабля, стараются не думать о той бездне, которая царит под ними. Они верят в
капитана, надежность «Атлантиды», заботу команды, а главное, в силу денег, обеспечивающих
этот комфорт.
Писатель
показывает зыбкость этих надежд. В самом начале путешествия умирает господин из
Сан-Франциско — ничто не спасает его от предначертанной судьбы. И размеренная,
казалось бы, жизнь, сулящая столько удовольствий, оборачивается совершенно иной
стороной. Теперь уже никакие деньги не могут оплатить уважительного отношения к
безжизненному телу. Бездыханный господин возвращается в Новый Свет в ящике
из-под содовой, глубоко в трюме этого роскошного лайнера, на котором так недавно
еще он мечтал о наслаждениях, сулящих радость и отдых.
Бунин
беспощадно развенчивает силу денег, их призрачную власть над миром. Все в руках
Божьих, и не человеку мнить себя господином. Есть вечные ценности, которым
поклоняется автор, показывая безыскусную жизнь простых людей: коридорного
Луиджи, танцоров: Кармеллу и Джузеппе, мальчишек и i«дюжих каприйских баб».
Жизнь идет своим чередом, ею можно наслаждаться или бездумно прожить, но нельзя
игнорировать, не стоит надеяться продлить свои часы, это не получится. И
благословенны те «дети природы», которые счастливы, оттого что живы, подобные
двум абруццским горцам, которые «обнажили головы, приложили к губам свои
цевницы — и полились наивные и смиренно-радостные хвалы их солнцу, утру, ей,
непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире, и
рожденному от чрева ее в пещере Вифлеемской, в бедном пастушеском приюте, в
далекой стране Иудиной...»
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/