В истории русской литературы Брюсов навсегда остался
открывателем новых путей, «искателем смутного рая», великолепным мастером
стиха, доказавшим, что поэт может передать все многообразие человеческих
страстей, все «сокровища», заложенные в чувстве.
Брюсовым создан собственный стиль – звучный, чеканный,
живописный. Для него характерно разнообразие форм, их неустанный поиск,
стремление обнять в своем творчестве все времена и страны. Брюсов ввел в
русскую поэзию образ современного большого города с его людскими толпами и
огнями реклам. Брюсову всегда была близка общественно-гражданская тема. Труд,
творческие возможности человека, подчиняющего своей воле силы природы, - один
из важнейших мотивов поэзии Брюсова.
Для Брюсова характерна поэзия намеков.
Для анализа я выбрала стихотворение «Ночью», т.к. оно наиболее
ярко отражает его творчество.
Дремлет Москва, словно самка спящего страуса,
Грязные крылья по темной почве раскинуты,
Кругло-тяжелые веки безжизненно сдвинуты,
Тянется шея – беззвучная, черная Яуза.
Чуешь себя в африканской пустыне на роздыхе.
Чу! что за шум? не летят ли арабские всадники?
Нет! качая грозными крыльями в воздухе,
То приближаются хищные птицы – стервятники.
Падали запах знаком крылатым разбойникам,
Грозен голос близкого к жизни возмездия.
Встанешь, глядишь…а они все кружат над покойником,
В небе ж тропическом ярко сверкают созвездия.
В этом стихотворении Брюсов словно уводит нас в иную
реальность, в иное измерение, он противопоставляет Россию с Африкой и
сравнивает Москву с самкой страуса. В данном случае самка спящего страуса
является символом Москвы. Повторение звуков гр – кр – рск – кр напоминают нам
крики страуса. Все это навевает мистический трепет. Брюсов выбрал необычайный
для русской поэзии размер – с разным количеством ударных слогов в строчках. Он
показывает красоту безобразного (грязные крылья, стервятники, падаль). Мы как
будто находимся в нереальном мире, космосе, где царит тишина и покой. В первой
строфе через страуса Брюсов проводит аналогию с Москвой, говоря «Грязные крылья по темной почве раскинуты,
//Кругло-тяжелые веки безжизненно сдвинуты,//Тянется шея – беззвучная, черная
Яуза», он имеет ввиду то, что Москву заполнила грязь и тени заняли все ее
пространство. Она устала терпеть всю пошлость, которая заполонила все!
У остальных поэтов,
не символистов, символ принимает более аллегоричную форму, форму сравнений;
символисты же выходят за рамки аллегорий. У них символ приобретает более
обширные границы, принимая при этом самые необычайные формы. В данном
стихотворении это отчетливо видно. Брюсов сравнивает Москву со страусом.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru