Сказы
"Малахитовой шкатулки" объединяются в группы, связанные общими
героями, как главными, так и второстепенными. Эта связь писателем специально
продумывалась для придания книге большей цельности. Иногда сказы объединяет
указание на одно и то же время и место действия. Часто в сказах дается как бы
история одной рабочей семьи: Степана и Насти, их дочери; Катерины и ее мужа
мастера Данилы, а затем и их детей; старателя Леонтия и его сыновей Пантелея и
Кости. Такие семейные истории существовали да и сейчас существуют на Урале.
Общие
в сказах и волшебные персонажи, главные из которых — Хозяйка, или Малахитница,
и Полоз. Интересно их происхождение. Еще в глубокой древности сложились у людей
представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа. В
фольклоре хранители недр выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа,
или Хозяйки, девки Азовки. Действия их могут быть враждебны или доброжелательны
по отношению к людям.
Такие
фантастические предания были широко распространены среди уральских рабочих,
многие поколения которых трудились в тяжелейших условиях на "подземной
каторге", в рудниках и шахтах. Стремление объяснить непонятные явления
природы вызвало их к жизни, жажда справедливости, желание видеть удачу
труженика и наказание угнетателя определили их содержание.
Бажов
использует, развивает и дополняет фольклорные традиционные мотивы. Хозяйка
Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых,
мужественных, творчески одаренных людей. Писатель наделяет ее необыкновенной
внешностью. Детали красочного портрета намекают на связь ее с миром природы.
Многое роднит эту героиню со сказочной царевной. Не только необыкновенная
красота, но и чудесные помощники, выполняющие все ее распоряжения, — разноцвет
ныс яшерки. Живет она в прекрасном подземном дворце, куда можно попасть, только
преодолев многие испытания, похожие на те, которые проходит и герой волшебной
сказки.
Отношения
Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми
запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владения
Хозяйки. Другим — не жениться молодцу, который хочет обрести ее
покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с
ней.
Творчеству
народных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных мест в сказах
Бажова. Неутомимый поиск характеризует, например, мастера Данилу и его сына
Митю, стремяшихся раскрыть красоту камня, чтоб "сердце радовалось" у
людей при взгляде на их работу.
Но
не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное — "сколько
камни стоят". Узнав, что использован недорогой материал, разгневанный
барин раздавил и в пыль растоптал Митину "дорогую выдумку". Как и Данила,
исчез Митя.
Историческое
прошлое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами освоения горных
богатств, постройки и расширения заводов, но и все более сильного закрепощения
народа и появления в его среде отдельных смельчаков, народных мстителей.
Народ
всегда приписывал своим любимым героям особую удачливость и неуязвимость от
пуль, а иногда и бессмертие. Следует этому и Бажов. Чудесные силы природы, не
только Хозяйка Медной горы, но и волшебная кошка с горящими ушами, как в
сказке, помогают смельчакам. Но та же волшебная кошка губит незадачливых
добытчиков, барских прихвостней.
Другими
чудесными персонажами, связанными с золотыми месторождениями, являются
Огневушка-поскакушка и бабка Синюшка, способная девицей обернуться. К таким же
персонажам принадлежат и козлик Серебряное копытце, и чудесные мураши
(муравьи), и голубая змейка. Эти произведения Бажова ближе к сказкам, он и сам
их так иногда называл.
Произведения
уральского сказочника, основанные на фольклоре, общенародные по содержанию, гуманные
по идеям, глубоко народны и по языку, и по стилю. Не одно поколение читателей
радовали и увлекали сказы Павла Петровича Бажова. И жизнь им предстоит
долгая-предолгая.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/