Роман М. Ю.
Лермонтова "Герой нашего времени" был создан в эпоху
правительственной реакции, когда подавлялись всякая свободная мысль, всякое живое
чувство. Это мрачное десятилетие породило новый тип людей — разочарованных
скептиков, "страдающих эгоистов", опустошенных бесцельностью жизни.
Таков и лермонтовский герой.
Он наделен
острым аналитическим умом, силой характера, своеобразным обаянием, в его душе
таятся "силы необъятные". Но на совести его много зла. С завидным
постоянством, сам не желая этого, Печорин причиняет окружающим людям страдания.
Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и
истоки трагизма печоринской судьбы. Он сталкивает своего героя с разными
людьми: горцами, контрабандистами, "водяным обществом". И везде
выявляется неординарность, сила личности Печорина. Он жадно ищет приложения
своим незаурядным способностям, "необъятным душевным силам", но историческая
действительность и психологические особенности его характера обрекают его на
трагическое одиночество. Жажда действия, интерес к жизни, бесстрашие и
решительность толкают его в "Тамани" на поиски опасных приключений,
которые заканчиваются разрушением налаженного мирка "мирных
контрабандистов". Неудачей оканчивается и попытка героя обрести
естественное, простое счастье в любви горянки Бэлы. Печорин откровенно
признается Максиму Максимычу в том, что "любовь дикарки немногим лучше
любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и
кокетство другой".
Такого
человека, как Печорин, не может удовлетворить любовь простой девушки. Он
стремится к чему-то большему. Его богатый и сложный внутренний мир не в
состоянии постичь ни прекрасная "дикарка" Бэла, ни добродушный Максим
Максимыч. Именно рассказ старого штабс-капитана впервые знакомит нас с этим
загадочным героем. При всей своей симпатии к Печорину Максим Максимыч сумел
заметить лишь некоторые странности "тоненького прапорщика". Его
возмущает кажущееся безразличие Печорина после смерти Бэлы. И только по
вскользь оброненному замечанию, что "Печорин был долго нездоров,
исхудал", можно догадаться о подлинной силе его переживаний.
В повести
"Максим Максимыч" автор дает возможность пристально вглядеться в
оригинальную внешность Печорина, которая приоткрывает сложность и
противоречивость его внутреннего мира. Обращает на себя внимание редкое
сочетание белокурых волос и черных глаз, широких плеч и бледных худых пальцев.
Но особенно поражает его взгляд: глаза его "не смеялись, когда он
смеялся". Автор делает вывод: "Это признак или злого нрава, или
глубокой постоянной грусти". Загадку печоринской натуры помогает понять
дневник героя, его искренняя и бесстрашная исповедь. Повести
"Тамань", "Княжна Мери" и "Фаталист" показывают,
что Печорин, обладая незаурядными способностями, не находит им применения.
Особенно отчетливо это проявляется во взаимоотношениях героя с людьми своего
круга, с "водяным обществом" Пятигорска. Печорин на голову выше пустых
адъютантиков и напыщенных франтов, которые "пьют — однако не воду, гуляют
мало, волочатся только мимоходом... играют и жалуются на скуку".
Григорий
Александрович отлично видит ничтожество Грушницкого, мечтающего при помощи
солдатской шинели "сделаться героем романа". В поступках Печорина
чувствуется глубокий ум и трезвый логический расчет. Весь план обольщения Мери
основан на знании "живых струн сердца человеческого". Значит, Печорин
прекрасно разбирается в людях, умело используя их слабости. В разговоре с
Вернером он признается: "Из жизненной бури я вынес только несколько идей —
и ни одного чувства. Я давно уже живу не сердцем, а головою". Все же,
вопреки его собственным утверждениям, Печорин способен к искреннему большому
чувству, но любовь героя сложна. Так, его чувство к Вере с новой силой
пробуждается именно тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту
единственную женщину, которая понимала его. Любовь Печорина высока, но трагична
для него самого и гибельна для тех, кто его любит. Погибает Бэла, страдает
Мери, несчастлива Вера. История с Грушницким — иллюстрация того, что необъятные
силы Печорина тратятся впустую на цели мелкие и недостойные его. То же мы видим
в повестях "Бэла" и "Тамань". Вмешательство Печорина в жизнь
горцев губит Бэлу и ее отца, делает Азамата бездомным абреком, лишает Казбича
любимого коня. Из-за любопытства Печорина рушится ненадежный мирок
контрабандистов. Застрелен на дуэли Грушницкий, трагически обрывается жизнь
Вулича.
Что же сделало
Печорина топором в руках судьбы"? Сам герой пытается найти ответ на этот
вопрос, анализируя свои поступки, свое отношение к людям. Наверное, причина
трагизма Печорина во многом коренится в системе его взглядов, с которыми мы
знакомимся в дневнике. Он не верит в дружбу, потому что "из двух друзей
всегда один раб другого". По его определению, счастье — это
"насыщенная гордость". Это изначально неверное утверждение толкает
его к бешеной погоне за "приманками страстей", которая, по сути, и
составляет смысл его жизни.
Григорий
Александрович признается в дневнике, что смотрит на страдания и радости людей,
как на пищу, поддерживающую его силы. В этом раскрывается его беспредельный
эгоизм, равнодушие к людям, которые проявляются во всех его поступках. В этом
огромная вина Печорина перед теми, кому он причинил зло и страдания, и перед
самим собой за бездарно прожитую жизнь.
Но попытаемся
разобраться в причинах такого печоринского взгляда на жизнь. Безусловно, это
связано с действительностью 30-х годов XIX века, когда были убиты надежды на
коренные преобразования в стране, когда молодая дворянская интеллигенция, не
видя возможности приложения своим силам, растрачивала жизнь впустую.
Одаренность Печорина, его изощренный аналитический ум возвышали его над людьми,
приводя к индивидуализму, заставляя замкнуться в кругу собственных переживаний,
разрывая его связи с обществом. В этом, мне думается, беда Печорина, трагизм
его судьбы.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/