Роман М.Ю. Лермонтова "Герой
нашего времени" создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала
к жизни целую галерею "лишних людей". Печорин - это "Онегин
своего времени" (Белинский). Лермонтовский герой - человек трагической
судьбы. Он заключает в своей душе "силы необъятные", но на совести
его много зла. Печорин, по его же собственному признанию, неизменно играет
"роль топора в руках судьбы", "необходимого действующего лица
всякого пятого акта". Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель
пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы. "Будет и того,
что болезнь указана, а как ее излечить - это уж Бог знает!"
Печорин жадно ищет приложения
своим незаурядным способностям, "необъятным душевным силам", но
обречен исторической действительностью и особенностями своего психологического
склада на трагическое одиночество и рефлексию. Вместе с тем он сам говорит:
"Я люблю сомневаться во всем: это расположение не мешает решительности
характера; напротивЕ я всегда смело иду вперед, когда не знаю, что меня
ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!"
Печорин трагически одинок.
Неудачей кончается попытка героя обрести единственное, простое счастье в любви
горянки Бэлы. Печорин откровенно признается Максиму Максимычу: "Е Любовь
дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной
так же надоедают, как и кокетство другой". Герой обречен на непонимание
окружающих (исключением являются лишь Вернер и Вера), его внутренний мир не в
состоянии постигнуть ни прекрасная "дикарка" Бэла, ни добросердечный
Максим Максимыч. Впрочем, вспомним, что при первой встрече с Григорием
Александровичем штабс-капитан в силах заметить лишь второстепенные черты облика
Печорина, и то, что "тоненький" прапорщик недавно находился на
Кавказе. Не понимает Максим Максимыч и глубины страданий Печорина после гибели
Бэлы: "Е Его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы
на его месте умер с горяЕ" И только по вскользь оброненному замечанию, что
"Печорин был долго нездоров, исхудал", мы догадываемся о подлинной
силе переживаний Григория Александровича.
Последняя встреча Печорина с
Максимом Максимычем наглядно подтверждает мысль о том, что "зло порождает
зло". Безразличие героя к старому "приятелю" приводит к тому,
что "добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым
штабс-капитаном". Офицер-рассказчик догадывается, что поведение Печорина
не является проявлением духовной пустоты и эгоизма. Особое внимание привлекают
глаза Григория, которые "не смеялись, когда он смеялсяЕ Это признак или
злого права, или глубокой постоянной грусти". В чем же причина такой
грусти? Ответ на этот вопрос мы находим в "Журнале Печорина".
Запискам героя предшествует
сообщение о том, что на пути из Персии он умер. Повести "Тамань",
"Княжна Мэри", "Фаталист" показывают, что Григорий
Александрович не находит достойного применения своим незаурядным способностям.
Конечно, герой на голову выше пустых адъютантиков и насыщенных франтов, которые
"пьют - однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходомЕ играют и
жалуются на скуку".
Печорин отлично видит и
ничтожество Грушницкого, мечтающего "сделаться героем романа". В
поступках Григория чувствуется глубокий ум и трезвый логический расчет. Весь
план обольщения Мэри основан на знании "живых струн сердца
человеческого". Вызывая искусным рассказом о своем прошлом сострадание к
себе, Печорин заставляет княжну Мэри первой признаться в любви. Может быть,
перед нами пустой повеса, обольститель женских сердец? Нет! В этом убеждает
последнее свидание героя с княжной Мэри. Поведение героя благородно. Он
пытается облегчить страдания полюбившей его девушки.
Григорий, вопреки собственным
убеждениям, способен к искреннему, большому чувству, но любовь героя очень
сложна. Так, чувство к Вере с новой силой пробуждается тогда, когда возникает
опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая поняла Печорина
совершенно. "При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже
всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!" - признается он. Загнав
коня на пути в Пятигорск, герой "упал на траву и, как ребенок,
заплакал". Вот она - сила чувств! Любовь Печорина высока, но трагична для
него самого и гибельна для тех, кто его любит. Судьба Бэлы, княжны Мэри и Веры
доказывает это.
История с Грушницким - это
иллюстрация того, что незаурядные способности Печорина тратятся впустую, на
цели мелкие, ничтожные. Впрочем, в своем отношении к Грушницкому Григорий
по-своему благороден и честен. Во время дуэли он прилагает все усилия, чтобы
вызвать в противнике запоздалое раскаяние, пробудить совесть! Бесполезно!
Грушницкий стреляет первым. "Пуля оцарапала мне колено", -
комментирует Печорин. Переливы добра и зла в душе героя - большое художественное
открытие Лермонтова-реалиста. Перед дуэлью Григорий Александрович заключает
своеобразную сделку с собственной совестью. Благородство сочетается с
беспощадностью: "Я решился предоставить все выходы Грушницкому; я хотел
испытать его; в его душе могла проснуться искра великодушияЕ Я хотел дать себе
полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала ". И Печорин не
щадит противника. Окровавленный труп Грушницкого скатывается в пропастьЕ Победа
не доставляет лермонтовскому герою радости, свет меркнет в его глазах:
"Солнц казалось мне тускло, лучи его меня не грели".
Подведем итоги "практической
деятельности" Печорина: из-за пустяка подвергает свою жизнь опасности
Азамат; гибнут от руки Казбича красавица Бэла и ее отец, а сам Казбич лишается
своего верного Карагеза; рушится хрупкий мирок "честных
контрабандистов"; застрелен на дуэли Грушницкий; глубоко страдают Вера и
княжна Мэри; трагически кончается жизнь Вулича. Что же сделало Печорина
"топором в руках судьбы"?
Лермонтов не знакомит нас с
хронологической биографией своего героя. Сюжет и композиция романа подчинены
одной цели - углубить социально-психологический и философский анализ образа
Печорина. Григорий предстает в разных повестях цикла одним и тем же, не
меняется, не эволюционирует. В этом - признак ранней "омертвелости",
того, что перед нами действительно полутруп, у которого "царствует в душе
какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови". Многие современники
Лермонтова пытались ограничить все богатство образа одним качеством - эгоизмом.
Белинский решительно защищал Печорина от обвинений в отсутствии высоких
идеалов: "Вы говорите, что он - эгоист? Но разве он не презирает и
ненавидит себя за это? Разве сердце его не жаждет любви чистой и бескорыстной?
Нет, это не эгоизмЕ " Но что же это? Ответ на это вопрос дает нам сам
герой: "Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом;
лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и
умерлиЕ " Честолюбие, жажда власти, желание подчинить своей воле
окружающих овладевают душой Печорина, который "из жизненной буриЕ вынес
только несколько идей - и ни одного чувства". Вопрос о смысле жизни
остается в романе открытым: "Е Зачем я жил? Для какой цели я родился? А,
верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я
чувствую в душе моей силы необъятныеЕ Но я не угадал этого назначенья, я
увлекся приманками страстей, пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел
тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений,
лучший цвет жизни".
Мне кажется, что трагизм судьбы
лермонтовского героя связан не только с социальными условиями его жизни
(принадлежность к светскому обществу, политическая реакция в России после
разгрома восстания декабристов), но и с тем, что изощренная способность к
самоанализу и блестящее аналитическое мышление, "бремя познанья и
сомненья" приводят человека к утрате простоты, естественности. Даже
врачующая сила природы не в состоянии исцелить мятущуюся душу героя.
Образ Печорина вечен именно
потому, что не исчерпывается лишь социальным. Печорины есть и сейчас, они рядом
с нами. А закончить сочинение мне хочется строками из стихотворения Я.П.
Полонского "На пути из-за Кавказа":