В чем сложность и противоречивость характера Онегина?
В чем сложность и противоречивость характера Онегина?
В чем
сложность и противоречивость характера Онегина?
Примерный
текст сочинения
Литература
сопровождает нас на протяжении всей жизни. Она учит разбираться в окружающем,
отличать добро от зла, помогает осваивать науку общения с людьми. Поэтому
гениальный пушкинский роман "Евгений Онегин" не только дает
исчерпывающие сведения о давно прошедшей эпохе, но и приоткрывает тайны
человеческой души во всей ее сложности и противоречивости. Таков непростой
образ главного героя романа Онегина.
Своеобразие и
неповторимость придают роману лирические отступления автора, в которых он
выражает свое отношение к героям, грустит и радуется вместе с ними, давая
оценку их поступков. Как же относится Пушкин к Онегину? Трудно однозначно
ответить на такой вопрос. В рассказе об этом герое почти всегда сквозит ирония.
Например, в первой главе Пушкин так говорит о его "учености" и
глубине познаний:
Онегин был, по
мненью многих
(Судей
решительных и строгих),
Ученый малый,
но педант,
Имел он
счастливый талант
Без принужденья
в разговоре
Коснуться до
всего слегка,
С ученым видом
знатока
Хранить
молчанье в важном споре
И возбуждать
улыбку дам
Огнем нежданных
эпиграмм.
Но в то же
время поэт говорит о том, что ему "нравились его черты, мечтам невольная
преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум". Автор
даже нередко отождествляет героя с собой, подчеркивая его пыл кую, неосторожную
душу, его пытливый ум.
Итак, первые
сведения о герое говорят о его сложном, противоречивом характере. Даже шутливая
первая строфа, передающая размышления "молодого повесы" о
необходимости лгать и притворяться у постели умирающего дяди ради наследства,
сразу намечает конфликт героя с обществом. Возникает парадоксальная ситуация,
когда Онегин, испытывая недовольство общепринятыми нормами поведения, насквозь
пронизанными фальшью, одновременно им подчиняется. Этот мотив звучит в романе
все сильнее. Он слышится и в описании обычного дня Онегина, наполненного шумом
и суетой, но внутренне пустого и бесцельного. Ироническая интонация автора пока
не позволяет заподозрить, что этот разлад в душе героя может привести к
трагедии. Просто Онегин ведет опостылевшую однообразную и пеструю жизнь,
испытывая постоянную скуку и разочарование. Единственное, в чем он может
выразить свое неприятие светских правил — это угрюмый, томный вид, с которым он
появляется в петербургских гостиных. Он явно чувствует свое превосходство над
обществом. А это порождает в нем высокомерие, презрительное отношение к людям,
ведет его к уединению, стремлению отгородиться от всех. Внешние жизненные
обстоятельства — смерть дяди, наследником которого он является, — дают
возможность новоиспеченному помещику отправиться в свои владения. Пушкин
подробно говорит о том впечатлении, которое произвела на него деревня.
Два дня ему
казались новы
Уединенные
поля,
Прохлада
сумрачной дубровы,
Журчанье тихого
ручья;
На третий роща,
холм и поле
Его не занимали
боле...
Это мгновенное
охлаждение Онегина к сельской красоте передает его пресыщенность, ибо
постоянная погоня за новыми удовольствиями и развлечениями притупляет
восприятие жизни человеком. Но все-таки нельзя не заметить благотворного
влияния сельской тишины на характер Онегина: он втягивается в медленный ритм деревенской
жизни, находя в ней свое очарование, погружается в мир книг. Здесь зарождается
дружба Евгения с Владимиром Ленским. Может быть, в общении с этим восторженным
юным поэтом с особой силой проявилась противоречивая душа Онегина. Многие
эпизоды романа, случайные реплики Онегина, его поступки подчеркивают сочетание
в нем самых противоположных черт. Например, увидев в первый раз сестер Лариных,
он сразу же высказал удивление выбором Ленского:
...Я выбрал бы
другую,
Когда б я был,
как ты, поэт.
В чертах у
Ольги жизни нет,
Точь-в-точь в
Вандиковой Мадонне:
Кругла, красна
лицом она,
Как эта глупая
луна
На этом глупом
небосклоне.
Владимир сухо
отвечал
И после во весь
путь молчал.
Эти слова
Онегина одновременно говорят и о его наблюдательности, умении разбираться в
людях, и о его бестактности. За неброской внешностью Татьяны он почувствовал
богатство ее внутреннего содержания. Привлекательная внешность Ольги, ее
"локоны льняные", "глаза, как небо, голубые" не скрыли от
него ее пустоты и легкомыслия. Но, высказываясь о невесте друга, Евгений не
подумал о том, что его слова больно ранят юношу. Значит, в этом и состоит
главная беда Онегина — в его неспособности и нежелании понимать чувства и
переживания людей. Он снисходит до них, читая нравоучения Татьяне или с
усмешкой выслушивая романтические излияния Ленского. Но превосходство Онегина
над обществом оказывается мнимым. И понимание этого пришло к Евгению после
бессмысленного убийства Ленского. Эта трагедия явилась началом эволюции
характера героя, ибо впервые заставила его задуматься о мотивах своих
поступков, обнаружить в своей гордой, независимой душе обыкновенную трусость,
которая и заставила его молча принять вызов Ленского, а затем убить его. И все
из-за боязни того, что будут говорить о нем гвоздины, петушковы и пустяковы.
Потрясенный
Онегин не может больше оставаться в тех местах, где "окровавленная тень
ему являлась каждый день". Его путешествие — это фактическое бегство от
ужаса, от проблем, от самого себя. Но эти вынужденные странствия наполнили его
новыми впечатлениями о жизни России, о страданиях русского народа. И Онегин,
которого мы видим в конце романа, совершенно не похож на скучающего
высокомерного денди. Встретившись с Татьяной, Онегин смотрит на нее новыми
глазами. Его всепоглощающая любовь к ней психологически оправдана. Перестрадав
сам, он научился лучше понимать людей, быть внимательнее к их чувствам и
переживаниям. Внутреннему взору Онегина открылись высокие душевные качества
женщины, когда-то отвергнутой им. И Пушкин заставляет нас поверить в силу его
чувства. Письмо Онегина к Татьяне дышит любовью и искренностью. Кроме того, он
даже заболевает от мучительных переживаний. Ответ Татьяны лишает Евгения всякой
надежды на счастье.
Пушкин
расстается со своим героем в один из самых мрачных и безысходных моментов его
жизни, предоставляя читателю право осудить героя или оправдать его, додумать
его дальнейшую судьбу. Но один вывод совершенно ясен: такие люди, как Онегин,
обречены на бездействие. Они стали знамением времени, превратившись в
"умных ненужностей", "лишних людей".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/