Униженные и оскорбленные в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Униженные и оскорбленные в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Униженные и оскорбленные в романе Достоевского «Преступление и наказание»
План.
«Униженные и оскорбленные» или «на дне»
Причины. У всех разные. Раскольников
Соня Мармеладова
Дуня
Свидригайлов
Вывод. Примирение с самим собою.
Действительно, «Преступление и наказание» можно было бы назвать «Униженные
и оскорбленные», если бы не было другого романа, и если бы основной идеей не
была теория Раскольникова и расплата за нее. Весь роман буквально наполнен
удручающими пейзажами Петербурга, самых низших его слоев, описаниями быта
мещан. Такое чувство, что любое помещение и любая улица, куда вслед за автором
проникает наш любопытный взгляд, буквально смердят, и хочется быстрее вырваться
на воздух, к прохладным водам Невы, но и тут нет покоя. На каждом шагу нам
встречаются люди, доведенные до крайней степени бедности. Мы действительно
видим дно, чрево Петербурга, будто Достоевский вступает в соревнование со своим
собратом В. Гюго, который описывал чрево Парижа. С самых первых строк романа мы
попадаем на это дно: «Близость Сенной, обилие известных заведений и, по
преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных
петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими
субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой». Не
удивительно, что в таких условиях живут не гордые и целеустремленные люди, а
забитые и униженные жизнью и нищетой существа, готовые на все ради куска хлеба.
Вглядимся в эти лица и посмотрим, почему они так унижены и оскорблены.
Причины униженности у всех свои, ибо все, и даже книжные герои, имеют
разные характеры и разную судьбу. Кто-то сознательно унижает себя, кто-то,
наоборот, терпит это унижение. Во-первых унижен и оскорблен, конечно, главный
герой – Раскольников. Он живет в крайней нищете, вынашивает наполеоновские
планы покорения всех и вся и наконец видит крушение этих планов, и крушение
своей собственной жизни. Казалось бы, почему он так унижен? Ведь он студент,
учится на юридическом факультете, специальность эта сулит доход, да и сам
Раскольников не глуп. Однако, одет он как нищий, живет в комнате, которая
больше похожа на шкаф и до смерти боится свою квартирную хлзяйку. Но, думается,
он сам довел себя до такого состояния. Раскольников – слабый человек, к этому
мнению склоняются многие. Он слаб и бессилен, оттого и унижен. Он едва ли смог
помешать свадьбе своей сестры Дуни с Лужиным, он не в силах вернуть Соню
Мармеладову на путь истинный, он не может ничего изменить не только во всем
мире (как ему это мечталось), но даже в своей судьбе. Он зол и циничен, но он
ничего не делает для изменения себя. Он намеренно продолжает унижать и
проверять себя, не заботясь ни о своей жизни, ни о своей семье. Очевидно, что
униженность Раскольникова проистекает из его внутренних, неспособных разрешится
противоречий и от извращенности ума, изыскивающего великие планы изменения
всего мира, вместо того, чтобы изыскать средства на образование. Он знает , что
грешен, но нет в нем сил бороться с собой, и потому везде у Раскольникова
самоунижение: "О боже! как это все отвратительно! И неужели, неужели я...
нет, это вздор, это нелепость! - прибавил он решительно. - И неужели такой ужас
мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное:
грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц..."
Вслед за Раскольниковым мы вглядываемся в образ Сони Мармеладовой, этой
униженной из униженных и оскорбленной из оскорбленных. Кажется, столько
унижения не может вместить человеческая душа, однако, душа Сонечки Мармеладовой
может. И если Раскольников унижен в душе, а в обществе он все же сохраняет свое
лицо, то Соня Мармеладова оскорблена всем обществом, толкнушим ее в это
петербургское чрево. Она настолько унижена, что даже не может жить вместе со
своей семьей, а вынуждена прятаться подальше от них, рядом с такими вот
свидригайловыми, подслушивающими и подсматривающими за стенкой. Мы буквально со
слезами на глазах читаем сцену, где Лужин ложно обвиняет не в чем не повинную
Соню, а она не имеет даже сил защитить себя: «Соня стояла на том же месте, как
без памяти: она почти даже не была и удивлена. Вдруг краска залила ей все лицо;
она вскрикнула и закрылась руками. - Нет, это не я! Я не брала! Я не знаю! -
закричала она, разрывающим сердце воплем, и бросилась к Катерине Ивановне. Та
схватила ее и крепко прижала к себе, как будто грудью желая защитить ее ото
всех». И хрупкие плечи безумной Катерины Ивановны кажутся ей лучшей защитой.
В чем же причины униженности Сони? Конечно, она не сама выбрала свой путь,
об этом мы хорошо знаем. Соня унижается не ради себя, но ради своей семьи и
своего бедного алкоголика-отца, и за это ее можно даже назвать мученицей, а не
грешницей. Как уже говорилось, Соня унижена в обществе, но в душе она чиста,
невинна и горда. В душе у нее мир и покой и Евангелие, которое всегда
непременно лежит на ее столе. Конечно, мира в душе у Сони Мармеладовой нет, но
зато ее сердце радуется оттого, что ее семья не голодает, и что все на свете
есть промысел Божий. Она знает, за что оскорблена и унижена, и это во многом
облегчает ей жизнь: «Да скажи же мне наконец, - проговорил он, почти в
исступлении, - как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими
противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз
справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! - А с
ними-то что будет? - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но
вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Итак, Соня оскорблена
и унижена, но это только внешне, внутренне она не подавлена, ибо знает, что
дело ее благое.
Меньшее внимание в романе уделено сестре Раскольникова Дуне, однако, она
тоже «претендует» на звание «униженной и оскорбленной».Но, в противополжность
другим, Соне и Раскольникову, Дуня может постоять за себя и она благоразумнее
многих. Жизнь ломает ее, а она не сгибается, она хочет пожертвовать собой, ради
своего брата, делает это сознательно, гордо и не просит ничего взамен. Дуню
также унижает общество, в лице все тех же Лужина и Свидригайлова. Про
Свидригайлова можно говрить отдельно, ибо в галерее «униженных» и
«оскорбленных» ему тоже отведено место, но это не в коей мере не дает ему права
оскорблять и унижать других. Однако, разговор о Дуне. Вот как характеризует ее
мать в письме к Раскольникову: «Конечно, ты знаешь Дуню, знаешь, как она умна и
с каким твердым характером. Дунечка многое может сносить и даже в самых крайних
случаях найти в себе столько великодушия, чтобы не потерять своей твердости». Эта
твердость и спасает Дуню от многих жизненных неурядиц, ибо она чувствует в себе
этот внутренний стержень, чувствует, что должна помочь своей семье. Ее помощь и
ее «посвящение» себя другим, конечно, не такие как у Сони Мармеладовой. В ней
нет этой жертвенности. Однако, Дуня человек твердый и честный, и именно за это
она и оскорблена. Например, Лужиным, который позарился на ее честность, так как
лучше взять бедную невесту без приданного, чтобы было потом чем попрекать. И
Дуня сносила бы эти попреки, потому что она была бы женой, и долг велел бы ей
во всем подчинятся мужу, даже такому подлецу, как Лужин. Но, кто знает, может
быть, и не стала она терпеть унижений даже от мужа. Вспомним хотя бы эпизод с
револьвером Свидригайлова. Но кажется, это скорее исключение, и все же мы
понимаем, что есть предел унижению, и Дуня его никогда не переступит.
Особняком стоит фигура Свидригайлова, покончившего с собой в конце.
Думается, он тоже унижен и оскорблен, и, вообще, однозначно трактовать его
нельзя. Характер его выписан достаточно ярко, и иногда читатель сочувствует ему
и жалеет его. Его чаша хороших и плохих поступков всегда чуть-чуть наклонена в
какую-либо сторону, но никогда не уровновешена. Свидригайлов слаб и порочен, и
он знает об этом, и постоянно придумывает себе наказания в виде поздних
признаний и больших сумм денег. Сложно анализировать Свидригайлова, думается,
что даже сам автор не разгадал его до конца и предпочел умертвить. Однако, факт
остается фактом, Свидригайлов как и другие унижен и оскорблен, так как он тоже
часть этого петребургского чрева: «Свидригайлов знал эту девочку; ни образа, ни
зажженных свечей не было у этого гроба и не слышно было молитв. Эта девочка
была самоубийца - утопленница. Ей было только четырнадцать лет, но это было уже
разбитое сердце, и оно погубило себя, оскорбленное обидой, ужаснувшею и
удивившею это молодое, детское сознание, залившею незаслуженным стыдом ее
ангельски чистую душу и вырвавшею последний крик отчаяния, не услышанный, а
нагло поруганный в темную ночь, во мраке, в холоде, в сырую оттепель, когда выл
ветер...» Эта утопленница – это душа Свидригайлова. В такую же сырую оттепель
застрелился и сам Свидригайлов.
Каков же выход из этого ужасного состояния униженности? И кто нашел его из
всех героев? Думается, что единственный путь – это примирение с самим собой,
вера в свои силы и желание изменить жизнь вокруг. Конечно, изменить не так, как
это сделал Раскольников. Ведь он убил одного из «своих» – униженную и
оскорбленную Лизавету. Желание покончить с оскорбленностью и вера в свои
возможности – вот ключевой момент в бесконечных поисках выхода. Как верила
Марфа в воскресение Лазаря, и как верила в воскресение Раскольникова Соня
Мармеладова: «Иисус говорит ей: не сказал ли я тебе, что если будешь веровать,
увидишь славу божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же
возвел очи к небу и сказал: отче, благодарю тебя, что ты услышал меня. Я и
знал, что ты всегда услышишь меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего,
чтобы поверили, что ты послал меня. Сказав сие, воззвал громким голосом:
Лазарь! иди вон. И вышел умерший». Вот также вышел униженный и оскорбленный
Раскольников в светлый и спокойный мир, где душа живет в согласии с телом, и
правая рука знает, что творит левая, и никто не может оскорбить тебя, если ты
сам этого не захочешь…
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/