Крупным
мастером социально-психологического романа, талантливым художником слова
считают Ж. Сименона. Прогрессивная зарубежная печать справедливо называет его
“адвокатом человеческих судеб”: его романы и повести проникнуты уважением,
сочувствием и симпатией к простым людям.
Жорж
Сименон родился 13 февраля 1903 года, в бельгийском городе Льеже, в старом доме
на улице Леопольд. Отец писателя — Дезире Сименон был мелким служащим страховой
компании, мать — Анриетт Брюлль — до замужества работала продавщицей в
универсальном магазине. Детские годы Сименона омрачены размолвками,
возникающими то и дело в семье. Отец доволен всем, мать — ничем. В этом
источник бесчисленных ссор.
Начальное
образование Жорж получил в приходской школе. Закончив ее, он поступает в
колледж Сен-Сервэ. Но жизнь в семье с каждым днем становится все тяжелее.
Прихварывает отец. И тогда пятнадцатилетний Сименон принимает важное решение:
он оставляет колледж за год до окончания и начинает работать, чтобы помочь
родным добиться материальной независимости. Сначала он поступает учеником к
кондитеру, но вскоре с радостью переходит продавцом в книжную лавку. Через
месяц хозяин увольняет его, так как он не может стерпеть, что какой-то юнец
знает французскую литературу лучше, чем он. Расстроенный Сименон снова ищет
заработок и находит его в местной газете. Главный редактор Демарто ставит Жоржа
в отдел происшествий. Так совершилось в корне изменившее всю жизнь Сименона
посвящение вчерашнего школьника в журналисты.
14
ноября 1919 года появляется первый юмористический рассказ Сименона “Идея
гения”, за ним следуют “Муж, убивший свою жену”, “На Арнском мосту” и др.
Первые произведения еще очень слабые и незрелые. В 1921 году на Сименона
обрушивается тяжелое горе: умирает отец. Кончина отца побуждает юношу к быстрым
действиям, он досрочно в течение 18 месяцев отбывает воинскую повинность,
покидает Льеж.
В
1922 году Сименон переезжает с молодой женой, художницей, в Париж, где
регулярно публикует (под псевдонимами) в различных периодических изданиях
множество (около 200) авантюрно-приключенческих рассказов и даже небольших
романов, которые не приносят ему литературной известности, но позволяют
безбедно жить. На литературные гонорары молодой писатель покупает большой
катер, поселяется на нем вместе с женой и плавает по Франции, не прекращая
писать рассказы и очерки.
В
1929 году в романе “Петере-Латыш” впервые появился комиссар Мегрэ. Успех этого
персонажа побуждает автора предложить издателю Файяру серию книг, объединенных
новым героем. 1931—1933 годах выходят девятнадцать романов о Мегрэ. Эти книги
сразу же приобрели мировую известность. Их переводят на иностранные языки,
неоднократно переиздают в разных странах. Став знаменитым, Сименон в 30-е годы
помимо большого количества романов публикует репортажи, очерки, навеянные его
многочисленными путешествиями по всему миру.
С
1934 по 1939 год Сименон не выпускает книг о Мегрэ. Он начинает писать
серьезные прозаические произведения, которые называются “трудными” романами.
Речь идет об особого типа социально-психологическом романе, в котором показано
внутреннее состояние человека, оказавшегося в безвыходном положении и резко
враждебной среде. Эти книги имели не меньший успех, чем его детективы. И в 1937
году Ж. Сименону вручили Нобелевскую премию. Вскоре он по настойчивой просьбе
читателей возвращает комиссара Мегрэ (1939 год). И с тех пор одновременно пишет
и “трудные” романы, и книги о Мегрэ.
Вторая
мировая война застала Сименона во Франции. Летом 1939 года он поселился с женой
и родившимся в апреле первенцем Марком в небольшом селении неподалеку от
Ля-Рошеля. По возрасту Сименон не подлежал призыву в армию, но при этом он
помогает французским партизанам и бельгийским беженцам. В ту мрачную пору
творчество Сименона было формой протеста против фашизма.
После
войны Сименон уезжает в США, где находится до 1955 года, переменив несколько
мест жительства в различных штатах. За эти годы он разводится с женой, женится
вторично, становится отцом еще троих детей. В 1955 году писатель возвращается в
Европу и до конца дней поселяется в Швейцарии.
Жорж
Сименон выпускал, как и в 30-е, не менее 5—6 романов в год. Такая высокая
производительность была связана с его манерой работать. Когда он писал новую
книгу, он на это время полностью отключался от всего остального, пока не
завершал работу над романом.
Отдохнув
Один-два месяца, он снова запирался и работал. Так и жил, пока в феврале 1973
года, в день своего семидесятилетия, не объявил миру, что прекращает писать,
ибо это требовало огромного напряжения, а сил у него уже не хватало.
Однако
он не прекратил работать, лишь сменил “рабочий инструмент”. Начиная с 17
сентября 1973 года по декабрь 1979 года он почти ежедневно по нескольку часов
подряд диктовал на магнитофонную ленту свои воспоминания, эти записи и легли в
основу цикла “Я диктую” (21 том).
Сименон
скончался в 1989 году и оставил обширное наследство. Общий тираж его книг
составляет более чем полмиллиарда экземпляров, вышедших почти на 60 языках
мира.
В
первых романах о Мегрэ только в последнем фамилия комиссара отсутствует в
названии. Это не случайно, Мегрэ в этих романах выполняет функцию поводыря.
Раскрывая преступления, он остается лишь свидетелем драмы, участники ее —
другие люди. Но удельный вес Мегрэ в романах растет, поэтому Сименон все более
подробно представляет его читателям. В разные годы он расскажет о главных
эпизодах личной жизни и служебной карьеры Мегрэ (в “Деле Сен-Флакр” — о его
детстве и юности, в “Записках Мегрэ” — о встрече с будущей мадам Мегрэ и
женитьбе на ней, о поступлении в полицию и этапах его работы на набережной
Орфер.
Начиная
со сборника 1938 года “Мегрэ возвращается”, которым откроется второй период
цикла, фамилия комиссара вписана в заголовки, занимает в них главное место. ,
В
романах 60-х годов Мегрэ — умудренный опытом человек, в характере которого
преобладают черты, свойственные психологу и врачу.
Однако,
многое меняя в образе Мегрэ на протяжении более 40 лет, Сименон вместе с тем
уже с первых романов неизменно доказывал, что его комиссар — нетипичный
полицейский, хотя и состоит на государственной службе. Так в “Петерс-Латыш” он
не прячет оружие и предоставляет возможность Гансу покончить с собой, видя в
этом для него лучший выход, чем томительный судебный процесс, который скорее
всего закончился бы вынесением ему смертного приговора.
Сименон
говорил: “Прошло более 40 лет, как в мою жизнь вошел комиссар Мегрэ. Оба мы за
это время порядком изменились, но неизменным остается мое к нему уважение, и в
романах, где действует Мегрэ, я ставлю порой более сложные проблемы, чем в
своих социально-психологических романах. Опыт и мудрость Мегрэ помогают мне
разрешать их и делать доступными для читателей разных стран и разного
культурного уровня”.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://slovo.ws/