Островский с ранних лет увлекался художественной литературой,
интересовался театром. Еще гимназистом он начал посещать московский Малый
театр, где восхищался игрой М. С. Щепкина и П. С. Мочалова. Большое влияние на
формирование мировоззрения молодого Островского оказали статьи В. Г. Белинского
и А. И. Герцена. Юношей Островский жадно слушал вдохновенные слова профессоров, среди которых были блестящие,
прогрессивные ученые, друзья великих писателей, о борьбе с неправдой и злом, о
сочувствии «всему человеческому», о свободе как о цели общественного развития.
Но, чем ближе знакомился он с законодательством, тем менее нравилась ему
карьера юриста, и, не имея склонности к юридической карьере, Островский оставил
Московский университет, в который он поступил по настоянию отца в 1835 году,
при переходе на 3-й курс. Неодолимо влекло к себе Островского искусство. Вместе
с товарищами старался он не пропускать ни одного интересного спектакля, много
читал и спорил о литературе, страстно полюбил музыку. В тоже время он сам пробовал писать стихи и рассказы. Уже
с тех пор – и на всю жизнь – высшим авторитетом в искусстве для него стал
Белинский.Служба не увлекала Островского, но она оказала неоценимую
пользу будущему драматургу, доставив
богатый материал для его первых подразделений. Уже в своих первых
произведениях Островский показал себя последователем «гоголевского направления»
в русской литературе, сторонником школы критического реализма. Свою
приверженность к идейному реалистическому искусству, стремление следовать
заветам В. Г. Белинского Островский выразил и в литературных критических
статьях этого периода, в которых он утверждал, что особенностью русской
литературы является ее «обличительный характер». Появления лучших пьес
Островского было общественным событием, привлекавшим к себе внимание передовых
кругов и вызывавших негодование в лагере реакции. Первые литературные опыты
Островского в прозе отмечены влиянием натуральной школы («Записки
замоскворецкого жителя», 1847). В том же году в «Московском городском листке»
было опубликовано его первое драматическое произведение – «Картина семейного
счастья» (в позднейших публикациях – «Семейная картина»). Литературная
известность Островского принесла опубликованная в 1850 году комедия «Свои люди
– сочтемся». Еще до публикации она стала популярной. Комедия была запрещена к
представлению на сцене (впервые поставлена в 1861 году), а автор, по личному
распоряжению Николая I, отдан под надзор полиции.
Ему предложили покинуть службу. Еще ранее цензура запретила
«Картину семейного счастья» и сделанный Островским перевод комедии В. Шекспира
«Усмирение своенравной» (1850).
В начале 50-х годов, в годы усиливавшейся правительственной
реакции, произошло кратковременное сближение Островского с «молодой редакцией»
реакционно-славянофильского журнала «Москвитянин», члены которой стремились
представить драматурга певцом «самобытного русского купечества и его
домостроевских устоев». В произведениях, созданных в это время («Не в свои сани
не садись», 1853, «Бедность не порок», 1854, «Не так живи, как хочется», 1855)
отразился временный отказ Островского от последовательного и непримиримого
осуждения действительности. Однако он быстро освободился от влияния реакционных
славянофильских идей. В решительном и окончательном возвращении драматурга на
путь критического реализма большую роль сыграла революционно-демократическая
критика, выступившая с гневной отповедью либерально-консервативным
«поклонникам».
Новый этап в творчестве Островского связан с эпохой
общественного подъема конца 50-х-начала 60-х годов, с возникновением
революционной ситуации в России. Островский сближается с
революционно-демократическим лагерем. С 1857 года он почти все свои пьесы
печатает в «Современнике», а после его закрытия переходит в «Отечественные
записки», издававшиеся Н. А. Некрасовым и М. Е. Салтыковым-Щедриным. На
развитие творчества Островского оказали сильнейшее влияние статьи Н. Г.
Чернышевского, а позднее Н. А. Добролюбова, творчество Н. А. Некрасова и М. Е.
Салтыкова-Щедрина.
Наряду с купеческой тематикой Островский обращается к
изображению чиновничества и дворянства («Доходное место», 1857, «Воспитанница»,
1859). В отличие от либеральных писателей, увлекавшихся поверхностным
высмеиванием отдельных злоупотреблений, Островский в комедии «Доходное место»
подверг глубокой критике всю систему дореформенной царской бюрократии.
Чернышевский дал пьесе высокую оценку, подчеркнув ее «сильное и благородное
направление».
Усиление антикрепостнических и антибуржуазных мотивов в
творчестве Островского свидетельствовало об известном сближении его
мировоззрения с идеалами революционной демократии.
«Островский – писатель-демократ, просветитель, союзник Н. Г.
Чернышевского, Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Рисуя нам в яркой
картине, ложные отношения со всякими их последствиями, он через то самое служит
отголоском стремлений, требующих лучшего устройства» - писал Добролюбов в статье
«Луч света в темном царстве». Не случайно Островский постоянно встречал
препятствия при опубликовании и постановке своих пьес. Островский всегда
смотрел на свою писательскую и общественную деятельность, как на выполнение
патриотического долга, служение интересам народа. В его пьесах нашли отражение
самые животрепещущие вопросы современной ему действительности: углубление
непримиримых социальных противоречий, тяжелое положение тружеников, всецело
зависящих от власти денег, бесправия женщины, господство насилия и произвола в
семейных и общественных отношениях, рост самосознания трудовой разночинной
интеллигенции и т.д.
Наиболее полную и убедительную оценку творчества Островского
дал Добролюбов в статьях «Темное царство» (1859) и «Луч света в темном царстве»
(1860), которые оказали огромное революционизирующее влияние на молодое
поколение 60-х годов. В произведениях Островского критик видел, прежде всего,
замечательно правдивое и разностороннее изображение действительности. Обладая
«глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо
самые существенные ее стороны» Островский явился, по определению Добролюбова,
настоящим народным писателем. Творчество Островского отличается не только
глубокой народностью, идейностью, смелым обличением социального зла, но и
высоким художественным мастерством, которые было всецело подчинено задаче
реалистического воспроизведения действительности. Островский неоднократно
подчеркивал, что сама жизнь является источником драматических коллизий и
положений.
Деятельность Островского способствовала победе жизненной
правды на русской сцене. С большой художественной силой он изобразил типичные
для современной ему действительности конфликты и образы, и это поставило его
пьесы в один ряд с лучшими произведениями классической литературы XIX-го века.
Островский выступил активным борцом за развитие национального театра не только
как драматург, но и как замечательный теоретик, как энергичный общественный
деятель.
Великий русский драматург, создавший подлинно национальный театральный
репертуар, всю жизнь нуждался, терпел оскорбления от чиновников императорской
театральной дирекции, встречал в правящих сферах упорное сопротивление своим
заветным идеям о демократических преобразованиях театрального дела в России.
В поэтике Островского с
замечательным мастерством слились две стихии: жестокая реалистическая стихия
«темного царства» и романтическая, просветленная взволнованность. В своих пьесах Островский изображает
хрупких, нежных героинь, но в то же время сильных личностей, способных на
протест простив всего устоя общества.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru