«Тройка» —
первая у Некрасова обобщенная картина крестьянской женской «доли» и первый
эскиз народного женского образа. Это произведение стало русской песней, вошло в
фольклор, что свидетельствует о его глубокой народности. Однако за исключением
одной этнографической детали («алая лента... в волосах») и одного
фразеологического клише («сырая могила») в стихотворении нет предметных и
словесных примет устной народной поэзии. Соответствия фольклорным канонам
обнаруживаются скорее в сюжетно-композиционном рисунке «Тройки», основой
которого стало противопоставление девичества и замужества.
В поисках
способов изображения народной жизни Некрасов не мог, и тем более поначалу, не
опираться на ее фольклорные образы и в данном случае использовал
устно-поэтический мотив в качестве одного из средств типизации своей картины.
Фольклорные истоки сюжетно-композиционного плана «Тройки» подчеркивались и
традиционно-народными образами «веселых подруг» героини (здесь характерно уже
произошедшее отделение героини от своего девического круга), а затем нелюбимого
мужа и злой свекрови.
Тема дороги,
ямщика, тройки восходит к народным дорожным и ямщицким песням. О стереотипности
поэтического образа тройки Некрасов хорошо знал. Между тем поэт вновь обратился
к уже исчерпанному, казалось бы, мотиву, рассчитывая на заложенные в нем
национально-демократические оттенки, а также на возможности его обновления
социальной темой: близость традиционной поэтичности способствовала поэтическому
освоению таких областей действительности, которые раньше поэтизации не подда^
вались и были лирике недоступны. Образно-стилистический ряд стихотворения
позволяет воспринимать его как песенно-романсовое произведение; однако романсом
стала лишь 'первая часть стихотворения, лирический эпизод встречи героини с
«проезжим корнетом» и ее сердечной «тревоги». Романтические мотивы народной
лирики переплетались здесь с любовной темой, также решенной Некрасовым в
традициях романтизма, но только сложившихся на поздних этапах его литературной
истории, во второй половине 1830-х гг.
В центре первой
— романсовой — части стихотворения — портретное описание героини:
...Вьется алая
лента игриво ^ В волосах твоих, черных, как ночь;
Данный фрагмент
всецело воспроизводит стилевую атмосферу позднеромантической лирики.
Экзотичность образа, его яркая» «жгучая» цветовая живописность, своеобразный
максимализм словесных приемов — все эти художественные черты выдавали в авторе
«Тройки» поэта, прошедшего школу романтизма 1830-х гг.; в дальнейшем они были чужды главным
тенденциям его поэтики и даже уже чужды поэтике второй части самой «Тройки».
Стихотворение
«Тройка» монологично, и все романтические элементы его стиля принадлежат одному
голосу автора. Задумав создать женский народный образ, Некрасов еще не знал
иных возможностей его поэтического оформления, кроме приемов любовной лирики, а
это повлекло за собой и всю ее новейшую поэтику. Поэтика приведенных нами строк
стихотворения — это романтическое наследство, воспринятое Некрасовым в годы его
вступления в литературу* с одной стороны, патетическое — «Взгляд один
чернобровой дикарки, / Полный чар, зажигающих кровь»; с Другой — почти
«галантерейное»: «Вьется алая лента игриво» и «Смотрит бойко лукавый глазок».
Романтическая
литература создала устойчивую и повторяющуюся у разных авторов типологию
женских характеров и обликов: различались два типа идеальной красавицы:
восточная женщина с черными глазами и прекрасная христианка, голубоглазая и
светловолосая. Оба этих образа осуществляли видение безусловной красоты и
женственности. В высокой литературной культуре раннего романтизма восточный и
европейский женские типы выступали зачастую равноправно, отражая трагическую
неразрешимость романтического философского конфликта, сохраняя в себе, как
Зарема и Мария в «Бахчисарайском фонтане» Пушкина, все большое содержание этого
конфликта.
Женский образ
«Тройки» был обязан своим поэтическим оформлением именно этой
позднеромантической ориенталистике.
Черные, «как
ночь», волосы, черные брови, смуглее лицо — все это характерные черты
романтического портрета восточной красавицы, и добавление в этот экзотический
облик «алой ленты» также не противоречит литературным обычаям романтизма:
поэзия 1820—1830-х гг. не раз использовала наружные приметы восточного женского
типа в качестве портретных характеристик русских или украинских героинь (Мария
в пушкинской «Полтаве»). В поэтическом описании некрасовской крестьянки
мелькнул даже отголосок философского контекста, окружавшего некогда у
романтиков образ восточной женщины и со временем утраченного: «дикарка».
Формирование
некрасовской поэтики в 1840-е гг. сопровождалось, как и становление творческого
метода многих других писателей этой эпохи, резким отказом от романтизма.
После «Тройки»
мы не найдем у Некрасова романтического женского образа, выступающего в функции
образа народного.
Судьба
романтического женского типа в некрасовской поэзии отражает один из
значительных процессов ее эволюции: из универсальной системы средств
художественного освоения жизни романтическая поэтика постепенно превращается у
Некрасова в частный прием с ограниченной сферой применения. Эта эволюционная
линия, прослеживаемая на протяжении всего творческого пути поэта, в известной
мере была задана уже его лирикой, созданной в 1840-е гг., и стихотворение
«Тройка» помимо того что давало представление о последних вспышках
некрасовского романтизма, предсказывало также и пути его преобразования в
позднейшей поэтической работе Некрасова. Уже здесь замысел поэта не уместился в
рамки романтического образа, и этот последний был продолжен, как бы надстроен
образом иного литературного родства:
Да не то тебе
пало на долю:
За неряху
пойдешь мужика.
Завязавши под
мышки передник,
Перетянешь
уродливо грудь,
Будет бить тебя
муж-привередник
И свекровь в
три погибели гнуть.
От работы и
черной и трудной
Отцветешь, не
успевши расцвесть,
Погрузишься ты
в сон непробудный,
Будешь нянчить,
работать и есть...
Этот второй
сюжет .стихотворения, развертывающий перспективу жизни крестьянской девушки,
резко контрастирует с первым, что сразу и отражается на стиле. ^
Говоря о
столкновении романтической и натуралистической поэтики в стихотворении
«Тройка», следует, однако, подчеркнуть, что этим мы вовсе не ставим под
сомнение цельность я единство созданного в нем народного образа. Складываясь из
художественных элементов разной природы,.образ некрасовской героини при этом
един, и единство это обусловливается характером авторского взгляда на нее,
взгляда, уже увидевшего в народе первооснову национального бытия, но пока еще
стороннего, не проникнутого органикой народного миросозерцания, в известном
смысле меряющего народную жизнь ценностями социально чуждого ей сознания.
Натуралистическую
характерность социального плана «Тройки» обнаруживает такой стилистический
признак, как прозаизмы. Будучи лексикой с ослабленным, а в отдельных случаях и
исключенным эстетическим значением, прозаизмы не определили всего
стилистического качества «Тройки», но образовали в ее тексте Натуралистический
отрезок, отличающийся прежде всего недиффиренцированностыо,
неопосредованностью, первичностью жизненного материала. Здесь сказалось,
конечно, не намерение поэта нарисовать отталкивающие образы народной жизни;
скорее слышны отзвуки долго державшихся в литературе понятий, согласно которым
народный быт не обладал эстетическим потенциалом. Некрасов боролся с 'этими
представлениями, и уже в «Тройке» ставилась задача их преодоления, однако
практически творческое ее решение давалось не вдруг.
Подойдя к
огромной и лишь первоначально затронутой предшественниками проблеме
поэтического изображения народной жизни во всей ее целостности, Некрасов сразу
начал искать возможностей эстетического освещения своего предмета. Поэт
располагал эстетическими фондами фольклора, с одной стороны, и романтической
литературой — с другой. И пользовался ими. Вместе с тем он не мог не сознавать
и невозможности распространения этих методов на весь новый материал; оставалась
еще реальная действительность, сквозь которую не пробивался свет готовых
традиций и художественное освоение которой возможно было поначалу лишь
средствами прямого натуралистического слепка. Стихотворение «Тройка» и отразило
драматизм данной творческой ситуации поэта, уже нашедшего свое содержание, но
еще не создавшего единого метода художественного воплощения разных его сторон.
Эстетическое преображение народной жизни предстало в «Тройке» как соединение
нагой «натуры» с той эстетикой, которую можно было почерпнуть из запаса
художественных традиций, однако в этом соединении сохранялся заметный стык,
проза и поэзия стояли рядом, но друг друга еще не ассимилировали, соседствовали,
но не давали синтеза. Весь дальнейший поэтический путь Некрасова стал путем к
органическому единству этих найденных в «Тройке» граней образа народного мира.
Зрелый Некрасов изображает уже не поэзию и не прозу народной жизни, но поэзию
ее прозы, открывая высокое в том, что до него представлялось низким.
Все сказанное
менее всего означает, что «Тройка» -— не достигнувший своей цели эксперимент
начинавшего свой творческий путь поэта. Без «Тройки» было бы невозможно
появление некрасовского эпоса. Романтические стороны женского образа «Тройки»,
обособившись, отошли к дворянским героиням поэта, принцип сочетания идеальных и
бытовых характеристик, впервые примененный Некрасовым в «Тройке», лег в основу
его будущих женских народных образов, образов крестьянок со «взглядом цариц».
Видимой границы I между идеальным и бытовым обликом крестьянской женщины здесь уже нет, идеал естественно
растет из быта и не противопоставляется ему, но для того, чтобы это поэтическое
открытие состоялось, необходима была первоначальная антитеза «Тройки»,
уместившаяся, однако, в объем одного образа.
О героине
«Тройки» можно сказать и большее. Ни ее романтический портрет, ни
натуралистическое описание ее судьбы сами по себе не несли еще поэзии с ярко
выраженным национальным значением. Но Некрасов окружил этот свой ранний образ
такими лирическими мотивами, в которых непосредственное предметное содержание
было едва ли не заслонено символикой национального бытия. Именно в таком
значении входили в некрасовское стихотворение дорожные мотивы и образ тройки.
Свет этой символики придал героине «Тройки» поэтичность неизмеримо высшую, чем
та, которая могла быть заключена в ро-мансовом лиризме или в социально-бытовой
драме. В женском образе поэта рождалось национальное олицетворение, которое и
было впоследствии утверждено всем образным миром некрасовской поэзии.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/