Лучшим
хранителем традиций критического реализма второй половины XIX века во
французской литературе является Гюстав Флобер, в творчестве которого
прослеживается полное отсутствие каких-либо иллюзий о жизни, нетерпимое
отношение ко всяческим попыткам набросить романтический покров на жестокую
правду действительности.
Творчество
Флобера достигает своей вершины в 50—60-е годы. Это было время Второй империи,
всю гнусность которой и разоблачил Флобер в своих лучших произведениях:
"Лексикон", "Мадам Бовари", "Воспитание чувств".
В
романе "Мадам Вовари" Флобер беспощадно разоблачает затхлый провинциальный
мещанский мирок.
Главная
героиня произведения — мадам Бовари. Эмма воспитывалась в монастыре, в
обстановке искусственного заточения, единственным любимым занятием Эммы было
чтение романов, в которых действовали возвышенные, идеальные "герои с большой
буквы": "В этих романах только и были, что любовь, любовницы,
любовники, преследуемые дамы, падающие без чувств в уединенных беседках
...клятвы, поцелуи в челноке при лунном свете, соловьи в роще, кавалеры,
храбрые, как львы, и кроткие, как ягнята...".
Вот
поэтому-то Эмма, начитавшись подобной литературы, мечтала встретить любимого,
который осчастливит ее. Эта любовь перенесет ее в удивительный мир, полный
романтических тайн, поэзии. Она себя представляла героиней в одном из
увлекательнейших романов.
Мгновение
счастья ей пришлось испытать однажды, попав на чудесный бал в замок одного
маркиза. Этот бал оставил в душе Эммы яркое и сильное впечатление.
"Неделю, две недели назад я была в этот день там...", вспоминала
Бовари всю жизнь.
Эмма
не нашла счастья в семейной жизни. Муж ее, скучный и неинтересный человек, не
был похож на тех романтических героев, о которых она мечтала в снах. Любовники
оказались лживы и пошлы. "Бежать, бежать от всего! Но куда?" — кричит
душа молодой женщины, жаждущей большого человеческого счастья.
Безысходность
бросает героиню Флобера в грязные паучьи лапы ростовщика Лере.
Все
туже затягивается страшная петля лживой жизни Эммы. Ее обманывают, и она
обманывает. Она начинает лгать даже тогда, когда нет надобности в этой лжи.
"Если она говорила, что шла по одной стороне улицы, можно было с
уверенностью сказать, что она на самом деле шла по другой стороне".
Жизнь
Эммы в таком мире стала невыносимой, и она кончает ее сама, выпив мышьяк. В
страшной предсмертной агонии мучается мадам Бовари, а в самый момент смерти она
слышит звуки непристойной песни старого, полусгнившего нищего.
Такая
смерть Эммы — это горькая ирония автора над своей героиней, которая начиталась
о поэтических кончинах прекрасных дам. А ее смерть была отвратительной!
Образ
мадам Бовари трагичен. Все то, о чем мечтала, во что верила Эмма, оказалось
далеким, недоступным. Жизнь ее жестоко разочаровала.
Честь,
совесть, вера, любовь, счастье — все это расплылось в тумане, потонуло, умерло
и затерялось навеки в том пошлом и затхлом мире, с которым столкнулась юная,
мечтательная, полная сил, энергии и страсти романтическая душа Эммы. И
сломалась она! А жаль! Вот поэтому и велик Флобер, что ставит читателя лицом к
лицу с самой жестокой правдой жизни.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://slovo.ws/