Трагический характер конфликта в романе "Отцы и дети"
Трагический характер конфликта в романе "Отцы и дети"
Трагический характер конфликта в романе "Отцы и
дети"
Ю.В.Лебедев
Центральная
мысль "Записок охотника" - гармоническое единство жизнеспособных сил
русского общества. Деловитость Хоря и романтическая настроенность Калиныча -
эти качества русского национального характера не конфликтуют в тургеневской
книге. Вдохновленный мыслью о единстве всех живых сил нации, Тургенев с
гордостью писал о способности русского человека легко поломать себя: "Он
мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. Что хорошо - то ему и
нравится, что разумно - того ему и подавай, а откуда оно идет,- ему все
равно". По существу, здесь уже прорастало зерно будущей базаровской
программы и даже базаровского культа своих ощущений. Но тургеневский Хорь, к
которому эта характеристика относилась, не был лишен сердечного понимания
лирически-напевной души Калиныча; этому деловитому мужику не были чужды
сердечные порывы, "мягкие как воск" поэтические души.
В
романе "Отцы и дети" единство живых сил национальной жизни взрывается
социальным конфликтом. Аркадий в глазах радикала Базарова - размазня, мягонький
либеральный барич. Базаров уже не может и не хочет признать, что мягкосердечие
Аркадия и голубиная кротость Николая Петровича - еще и следствие художественной
одаренности их натур, романтических, мечтательных, склонных к музыке и поэзии.
Эти качества Тургенев считал глубоко русскими, ими он наделял Калиныча,
Касьяна, Костю, знаменитых певцов в "Записках охотника". Они столь же
органично связаны с народной жизнью, как и порывы базаровского отрицания. Но в
"Отцах и детях" единство между ними исчезло, возник раскол,
коснувшийся не только политических, социальных, но и непреходящих, вечных
культурных ценностей. В способности русского человека легко "поломать
себя" Тургенев увидел теперь не столько великое наше преимущество, сколько
опасность разрыва связи времен. Поэтому политической борьбе
революционеров-демократов с либералами он придавал широкое гуманистическое
освещение. Речь шла о культурной преемственности в ходе исторической смены
одного поколения другим.
Русская
литература всегда выверяла устойчивость и прочность общества семьей и семейными
отношениями. Начиная роман с изображения семейного конфликта между отцом и
сыном Кирсановыми, Тургенев идет дальше, к столкновениям общественного,
политического характера. Но семейная тема в романе сохраняется и придает его
конфликту особую глубину. Ведь никакие социальные, политические,
государственные формы человеческого общежития не поглощают нравственного
содержания семейного начала. Напротив, семейное начало оказывается зерном и
первоосновой всех сложных форм общественности. Не случайно страну, в которой мы
живем, мы называем родиной-матерью или отечеством. Отношения отцовско-сыновние
не замыкаются только на кровном родстве, а распространяются далее на
"сыновнее" отношение к прошлому, настоящему и будущему отечества, к
тем историческим и нравственным ценностям, которые наследуют дети.
"Отцовство" в широком смысле слова тоже предполагает любовь старшего
поколения к идущей на смену молодежи, терпимость и мудрость, разумный совет и
снисхождение. Мир так устроен, что "молодость" и "старость"
в нем взаимно уравновешивают друг друга: старость сдерживает порывы неопытной
юности, молодость преодолевает чрезмерную осторожность и консерватизм стариков,
подталкивает жизнь вперед. Такова идеальная гармония бытия и в представлении
Тургенева. В ней присутствует, конечно, "снятый", преодоленный
драматизм конфликта между отцами и детьми.
Существо
этого конфликта лежит в самой природе вещей, и есть, бесспорно, продуманный ход
Тургенева, начинающего первое знакомство с нигилизмом не через Базарова, а
через его ученика - Аркадия. В Аркадии Кирсанове наиболее открыто проявляются
неизменные и вечные признаки юности и молодости со всеми достоинствами и
недостатками этого возраста. "Нигилизм" Аркадия - это живая игра
молодых сил, юное чувство полной свободы и независимости, легкость отношения к
традициям, преданиям, авторитетам.
Конфликт
Аркадия с Николаем Петровичем в начале романа тоже очищен от политических и
социальных осложнений: представлена неизменная и вечная, родовая его суть. Оба
героя любуются весною. Казалось бы, тут-то им и сойтись! Но уже в первый момент
обнаруживается драматическая несовместимость их чувств. У Аркадия - молодое,
юношеское восхищение весною: в нем предчувствие еще не осуществленных, рвущихся
в будущее надежд. А у Николая Петровича свое чувство весны, типичное для
умудренного опытом, много испытавшего и по-пушкински зрелого человека. Базаров
грубо прервал стихи Пушкина о весне в устах Николая Петровича, но Тургенев
уверен, что у читателей его романа эти стихи из "Евгения Онегина" на
слуху: Или не радуясь возврату Погибших
осенью листов, Мы помним горькую утрату,
Внимая новый шум лесов...
Ясно,
что мысли отца все в прошлом, что его "весна" далеко не похожа на
"весну" Аркадия. Воскресение природы пробуждает в нем воспоминания о
невозвратимой весне его юности, о матери Аркадия, которой не суждено пережить
радость встречи с сыном, о скоротечности жизни и кратковременности
человеческого счастья на земле. Николаю Петровичу хочется, чтобы сын разделил с
ним эти мысли и чувства, но для того чтобы их сердечно понять, надо их сначала
пережить. Молодость лишена душевного опыта взрослых и не виновата в том, что
она такова. Получается, что самое сокровенное и интимное остается одиноким в
отцовской душе, непонятым и неразделенным жизнерадостной, неопытной юностью.
Каков же итог встречи? Сын остался со своими восторгами, отец - с неразделенными
воспоминаниями, с горьким чувством обманутых надежд.
Казалось
бы, между отцом и сыном существует непроходимая пропасть, а значит, такая же
пропасть есть между "отцами" и "детьми" в широком смысле. И
пропасть эта возникает благодаря природе человеческого сознания. Драматизм
исторического развития заключается в том, что прогресс человеческий совершается
через смену исключающих друг друга поколений. Но природа же и смягчает этот
драматизм, и преодолевает трагический характер его могучей силой сыновней и
родительской любви. Сыновние (*110) чувства предполагают благоговейное
отношение к родителям, прошедшим трудный жизненный путь. Чувство сыновства
ограничивает свойственный юности эгоизм. Но если случается порой, что
заносчивая юность переступает черту дозволенного ей природою, навстречу этой
заносчивости встает любовь отцовская и материнская с ее беззаветностью и
прощением. Вспомним, как ведет себя Николай Петрович, сталкиваясь с юношеской
бестактностью Аркадия: "Николай Петрович глянул на него из-под пальцев
руки... и что-то кольнуло его в сердце... Но он тут же обвинил себя".
Родительская самоотверженная любовь стоит на страже гармонии отцовско-сыновних
отношений.
Тургенев
потому и начинает свой роман с описания столкновений между отцом и сыном
Кирсановыми, что здесь торжествует некая извечная жизненная норма, намечается
обычный, рядовой жизненный ход. Кирсановы звезд с неба не хватают, такой
отпущен им удел. Они в равной мере далеки как от дворянской аристократии, так и
от разночинцев. Тургенева эти герои интересуют не с политической, а с
общечеловеческой точки зрения. Бесхитростные души Николая Петровича и Аркадия
сохраняют простоту и житейскую непритязательность в эпоху социальных бурь и
катастроф. Своими отношениями на семейном уровне они проясняют глубину
отклонения жизни от нормы, от проторенного веками русла, когда эта жизнь вышла
из своих берегов.
Беспощадные
схватки Базарова с Павлом Петровичем постоянно завершаются мирными спорами
Аркадия с Базаровым: Аркадий своей непритязательной простотой пытается
урезонить хватающего через край друга. Ту же роль при Павле Петровиче играет
его брат Николай. Своей житейской добротой и терпимостью он пытается смягчить
чрезмерную заносчивость уездного аристократа. Усилия отца и сына Кирсановых
предотвратить разгорающийся конфликт оказываются беспомощными. Но их
присутствие бесспорно проясняет, высвечивает трагизм ситуации.
Конфликт
романа "Отцы и дети" в семейных сферах, конечно, не замыкается. Но
трагизм социального и политического столкновения выверяется нарушением
"первооснов" существования - "семейственности" в связях
между людьми. И если в "Записках охотника" торжествовал эпос как
живая форма выражения национальной общности, то в "Отцах и детях"
торжествует трагедия как выражение общенационального кризиса и распада
человеческих связей между людьми.
Ровно
за два месяца до окончания романа Тургенев (*111) писал: "со времен
древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения - те, в которых обе
стороны до известной степени правы". Этот принцип античной трагедии
положен в основу "Отцов и детей". Две партии русского общества
претендуют на полное знание народной жизни, на полное понимание ее истинных
потребностей. Обе мнят себя исключительными носителями правды и потому крайне
нетерпимы друг к другу. Обе невольно впадают в деспотизм односторонности и
провоцируют катастрофу, трагически разрешающуюся в финале романа. Тургенев
показывает обоюдную правомерность борющихся друг против друга сторон и в
процессе разрешения конфликта "снимает" их односторонность.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://turgenev.org.ru/