Говорят, что
каждый мужчина через всю жизнь бережно проносит в своих мыслях и мечтах созданный
еще в юношеские годы образ своей Дульсинеи Тобосской, своей Прекрасной Дамы. И
с годами этот образ только лишь слегка изменяется. И как бы ни складывалась
личная жизнь, каждый все равно продолжает мечтать и в мечтах своих обращаться к
вечно прекрасной, мудрой, недосягаемой, бережно хранить ее образ и молиться на
нее. Ибо так устроен человек. Он не может жить без веры, без чего-то светлого в
душе. Любящим свойственно обожествлять любимых.
А. Блок вошел в
литературу с первым циклом стихов, так и называвшемся — “Стихи о Прекрасной
Даме”. И эту тему, этот образ Прекрасной Дамы, вначале такой хрупкий,
романтичный, а с годами принимавший все более реальные черты, он бережно пронес
через все свое творчество. И если образы ранних стихов Блока живут лишь в божественном,
романтическом мире:
Ты из шепота
слов родилась,
В вечереющий
сад забралась
И осыпала
вишневый цвет,
Прозвенел твой
весенний привет.
С той поры, что
ни ночь, что ни день,
Надо мной твоя
легкая тень, —
то пройдут
годы, и жизнь наложит на все свой отпечаток. Почти уйдут юношеская
восторженность и романтизм, а вместо него появится серый, обыденный мир. И не
только появится, но и займет свое главенствующее место. А мир фантазии, мир
мечты обратится в легкую дымку вокруг образа. Постепенно в лирике Блока будут
чувствоваться раздвоенность и восприятие образа женщины через призму двух
миров: близкого и скорбного “здесь” и лучшего, прекрасного “там”. Так, вечная
женственность и мудрость соединятся воедино со скорбной реальностью. Душа —
ореол, идущий изнутри, окружает земную оболочку прозрачной хрупкой дымкой.
Именно в ней и заключена та вечная прелесть женщины, которую воспевали поэты
всех веков. И это соединение двух миров возносит женщину в глазах поэта на
пьедестал богини.
Так пел ее
голос, летящий в купол,
И луч сиял на
белом плече,
И каждый из
мрака смотрел и слушал,
Как белое
платье пело в луче...
Она близка,
вполне реальна и в то же время недосягаема, как божество. “...Я знаю — ты
здесь, ты близко — ты там”. Возможно, что именно эта удивительная способность
видеть в женском образе божественное начало во многом определила отношение
Блока к женщине. Живя реальной жизнью, среди людей, он отчетливо видел, как быт
и серая обыденность давят на женщину и губят в ней тот светлый образ, воплощение
которого в жизни он искал. Возникает образ женщины на фоне социальных проблем,
и горькая действительность все более плотно окружает пыльной завесой “светлый
образ”:
И каждый вечер,
за шлагбаумами,
Заламывая
котелки,
Среди канав
гуляют с дамами
Испытанные
остряки.
Над озером
скрипят уключины
И раздается
женский визг,
А в небе, ко
всему приученный,
Бессмысленно
кривится диск.
И кто эта
девушка без имени? Кто она — сон или действительность? Богиня или падшая?
Святая или преступница? Девушка, которая в пьяном бреду представлялась поэту
земным воплощением “святого образа”:
И каждый вечер,
в час назначенный
(Иль это только
снится мне?),
Девичий стан,
шелками схваченный,
В туманном
движется окне...
...И веют
древними поверьями
Ее упругие
шелка,
И шляпа с
траурными перьями,
И в кольцах
узкая рука...
Эти горечь и
боль становятся основными мотивами в стихах Блока. И поразительно ужасными
открываются контрасты между двумя мирами:
Под насыпью, во
рву некошенном,
Лежит и
смотрит, как живая,
В цветном платке,
на косы брошенном,
Красивая и
молодая...
...Не подходите
к ней с вопросами,
Вам все равно,
а ей — довольно:
Любовью, грязью
иль колесами
Она раздавлена
— все больно.
Женщина создана
для того, чтобы любить и быть любимой. Но если судьба распорядилась иначе и быт
раздавил ее, то чья в том вина? Блок, конечно, видел и понимал это. И потому,
наверное, в его стихах женщина всегда будет жертвой, всегда будет оправдана:
Я не только не
имею права,
Я тебя не в
силах упрекнуть
За мучительный
твой, за лукавый,
Многим женщинам
сужденный путь.
Возможно, это
явилось одной из главных причин того, что любовь и судьба женщины в лирике
Блока всегда трагичны. Женские образы из стихотворений “Перед судом” и “На
железной дороге ” впоследствии выльются в образ Катьки в поэме “Двенадцать”. И
Катька явится олицетворением трагической женской судьбы и трагической жизни
людской, ибо по положению женщины можно судить о жизни общества. И если
несчастна женщина, если осквернена любовь — самое святое, что может быть в человеке,
то как может быть счастливою жизнь? Быт и серость жизни реальной женщины
отодвинули
дымчатый образ,
и пришел ему на смену другой, вполне конкретный. Образ той “страстной,
безбожной, пустой, незабвенной”. Любовь к этой женщине подобна искре. Она загорается,
мгновения светит безумным светом, чтобы испить наслаждение жизни до дна и чтобы
так же скоро погаснуть, сгореть.
И пусть она
“безбожная, пустая”, и пусть пыль повседневности окутала ее, она всегда будет
не грешницей, а мученицей. И любовь к женщине для Блока останется светлым и
святым чувством, которое он сумел сохранить и пронести через все творчество.
В снах
печальных тебя узнаю
И сжимаю руками
моими
Чародейную руку
твою.
Повторяю
далекое имя...
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/