Трагедия Федора Ровбы — трагедия крестьянина-труженика в период коллективизации
Трагедия Федора Ровбы — трагедия крестьянина-труженика в период коллективизации
Трагедия
Федора Ровбы — трагедия крестьянина-труженика в период коллективизации
(по повести
В. Быкова «Облава»)
Писатель Василь
Быков известен нам как правдивый, искренний рассказчик о человеческой судьбе в
годы Великой Отечественной войны. Тема войны является основной в его
творчестве. Большую известность получили такие его повести, как “Альпийская
баллада”, “Третья ракета”, “Сотников”, “Карьер”. Но в творческом багаже
писателя есть и другая, не менее значимая по своей драматичности тема: судьба
крестьянства в период коллективизации. Она затрагивает одну из самых сложных,
болезненных проблем истории нашей страны и находит отражение в повести
“Облава”.
Действие этого
произведения вводит нас в жизнь белорусской деревни середины тридцатых годов.
Уже прошла коллективизация, создан колхоз, раскулачены и выселены так
называемые кулаки, а на самом деле — крепкие хозяева. Один из них — Федор Ровба.
Это человек, убежденный в том, что крестьянин — истинный хозяин земли. От
Советской власти получил он земельный надел, усердно работал на этой земле,
наградой за что был хороший урожай. Хозяйство Ровбы процветало и приносило
немалую прибыль. Вскоре он приобрел молотилку, которой пользовалась вся округа,
а платили, кто сколько может. Федор не использовал свою машину ради личной
наживы. Но жил он в достатке, это его и погубило.
В районные
власти поступает донос на Федора с предложением принять меры к “новому богачу”.
Его написал один из завистливых соседей, активист комбеда, который задолжал
Ровбе за молотьбу. И именно этот донос становится поводом для раскулачивания
Федора. Главный герой был задавлен непосильными налогами, которые привели его к
разорению. Но кроме того, по понятиям местных руководителей, Федор был врагом
народа. В тот момент ему надо было бежать из деревни, куда глаза глядят, но он
не может. Ведь этот человек корнями врос в родную землю, в свой дом, в свою
усадьбу. Да еще и сын Миколка, будущее которого было неясно. Федор не хотел
опрометчивым поступком мешать его служебной карьере.
Но вот до
деревни дошла волна раскулачивания. И несмотря на то, что семья Федора уже
бедствовала, не сумев рассчитаться с государством, Ровбу все же признали кулаком.
С женой и
маленькой дочкой Федор был сослан на север. Работал на лесозаготовках, не имея
возможности хоть как-то уберечь от бед и болезней жену и дочь. С этого момента
жизнь героя пошла под откос, одна трагедия следует за другой: сначала жену хоронит
в мерзлой северной земле, а затем и дочку не может спасти от беды и недобрых
людей.
Федор остается
один. И сейчас все его мысли направлены в сторону родного края, и он задумывает
бежать во что бы то ни стало. Хоть не сразу ему это удается, но в конце концов
мечта становится реальностью, герой оказывается в дорогих сердцу местах. Он сам
толком не знает, зачем вернулся, но какая-то необъяснимая сила, как магнитом,
тянула его к тем просторам, где он рос, трудился, где росли его дети, где был
он когда-то счастлив. Хоть ничего не осталось от его прежней усадьбы, но Федор
безошибочно мог бы найти то место, где она стояла. Но вся беда этого человека
заключается в том, что не мог он просто так подойти к знакомому месту, пройтись
по деревне, посмотреть людям в глаза, потому что советская пропаганда сделала
этого человека классовым врагом. Односельчане Федора считали его преступником.
И именно то,
что бывшие соседи стали врагами, для него было больнее всего.
Голодный,
измученный, он бродит вокруг родной деревни, хочет узнать, какова она, новая
жизнь. Случайный разговор с незнакомым стариком, встреченным на опушке леса,
убеждает его, что дела в колхозе идут неважно: кормов не хватает, урожаи
бедные, пережили страшный голод, замучены налогами. Да зачем что-то говорить,
если Федор и сам видит, как работают крестьянские женщины на колхозном
картофельном поле. Так за что же тогда он пострадал? Ведь несчастья Ровбы не
стали основой для зажиточной и радостной жизни других людей...
Но самое
страшное было впереди. Федор и не догадывался, что его ожидает в краю родном.
Он все-таки попался на глаза односельчанам, и те поднялись против него,
устроили облаву, как на какого-то дикого зверя. Из города приехали милиционеры,
районные активисты во главе с его родным сыном Миколкой. Федора окружили со
всех сторон, загнали в угол, оставив ему единственный путь — в болотные топи.
Но болотная
глушь по сравнению с яростью преследовавших его людей казалась не такой
страшной. Федор в их глазах перестал быть человеком, ведь эти люди уже не живут
по человеческим законам. У них своя правда, свои лозунги, свои законы,
навязанные государством. Революционная идеология вытравила в этих людях лучшие
чувства, заставила забыть их свое прошлое. Сложившиеся годами жизненные устои
разрушены. И Федор не хочет быть своим среди людей, которые утратили
нравственные ценности, покорно поддавшись влиянию зловещей силы в лице
государства. Он знает, что там, в болоте, его погибель. Но он также осознает и
то, что не вернется к тем людям, с которыми у него нет ничего общего.
Возвращение назад равносильно для него нравственной гибели. Трясина поглотила
Федора вместе с его болью.
Мы видим, как
остро В. Быков переживает судьбу своего народа, принимая близко к сердцу
страдания людей. Автор правдиво отражает в своем произведении трагические
события 30-х годов, показывает несправедливость по отношению к труженикам
земли, а также те социальные разногласия, которые привели к тяжелым
последствиям в судьбах людей.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/