Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
Традиции
фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова «Очарованный
странник»
“Очарованный странник” — одно из крупнейших
произведений Н. С; Лескова, создающих типичного героя писателя, подлинно
русского человека. Интерес к национальному характеру определяется
мировоззрением Лескова. Суть авторских раздумий — поиск такого развития России,
которое опиралось бы на русские культурные и нравственные ценности,
коренившиеся в глубинах народной жизни. Движение личности, олицетворяющей
простой русский народ, воплощается в знаменательном заглавии повести —
“Очарованный странник”. Такой позицией обусловлено постоянное обращение Лескова
к опыту фольклора и древнерусской литературы.
Сопоставление
“Очарованного странника” с каноническим житием подводит к мысли, что писатель с
“точностью до наоборот” воспроизводит основные черты этого жанра, что позволяет
говорить о повести как об антижитии. Житие повествует о человеке, достигшем
идеала святости, рассказывает об испытаниях и искушениях, преодолеваемых героем
на пути к Богу. С детства житийный герой знает о цели жизни. С этим связано
какое-либо видение, подтверждающее его избранность. Как будто бы то же происходит
и с Иваном Северьянычем - он молитвенный и обещанный сын. Призрак убитого им
монаха говорит, что путь героя лежит в монастырь. Но в отличие от традиционных,
житийных героев Флягин желает изменить свою судьбу, сознательно отойти от
предопределенной ему дороги. Флягин не святой, а монастырь не последнее место
его странствия. Рожден он был в обычной крестьянской семье. Но под воздействием
обстоятельств постоянно совершал серьезные преступления, хотя в глубине души не
хотел этого делать, презирал и укорял себя за грехи: убийство невинного монаха,
женщины, которую он любил. Сюжет “Очарованного странника” — это рассказ Флягина
о своей жизни и судьбе. В этом также нарушен житийный закон, не предполагавший
повествования о самом себе. Флягин может проявить бессознательную жестокость,
оказывается способным на убийство, воровство, обман, тем не менее он воплощает
писательское представление о праведничестве. Для Николая Степановича Лескова
праведник тот, кто, преодолевая свои недостатки, стремится подчинить жизнь служению
людям. Праведники — “маленькие великие люди”, бесстрастные и бескорыстные,
борющиеся за справедливость, заблуждающиеся, но преодолевающие свои
заблуждения. Лесков рисует не небесное видение, не лик, а лицо. Автор, не
идеализируя героя и не упрощая его, создает целостный, но противоречивый
характер. Иван Северьяныч может быть дико жестоким, необузданным в своих
кипучих страстях. Но основа его исполинской натуры — в добрых, рыцарски
бескорыстных делах ради других, в самоотверженных подвигах, в способности
справиться с любым делом. Простодушие и человечность, чувство долга и любовь к
родине — таковы замечательные черты лесковского странника.
Важным для
понимания писательского замысла является путешествие, странствие как основа
сюжета. В древнерусской литературе слово “путь” предполагало по крайней мере
два значения, которые условно можно обозначить как географическое и
нравственное. Географическое — это познание мира, представлений о нем.
Нравственное значение предполагает самопознание и самосовершенствование, его
итог — внутреннее преображение. Именно так А. Никитин, отправившийся по
торговым делам, познакомившийся с другой верой, не только расширил свой
кругозор, но и испытал себя. То же пересечение двух целей путешествия мы
находим и в странствиях Ивана Флягина, оттого что он проходит по европейской
России от черноземных степей русского юга до Ладоги и Нижнего Новгорода, от
столиц до Кавказа и астраханских солончаковых пустынь, оттого что действует в
самой пестрой национально-этнической среде: встречает символическую
масштабность. Он мыслится олицетворением нации. Иван Флягин влеком по просторам
родины некими властными силами, которые сообщают драматизм его судьбе. Но, с
другой стороны, герою присуща пытливость самопознания. Он не однажды
задумывается над тем, почему его жизнь складывается так, а не иначе. Скитания
Флягина, как и его предшественников в древнерусской литературе, явились поиском
счастья и выходом из трудных жизненных ситуаций.
Есть в
“Очарованном страннике” черты, роднящие повесть с летописью, — это связано с
особенностями повествовательной манеры. Рассказчик здесь превращается в
хроникера, излагающего события последовательно, как летописец, под определенным
углом зрения, хотя его речи и несут на себя яркий отпечаток личности
повествователя, что было неприемлемо в летописи. Создавая главного героя
повести, Лесков видел в нем русского богатыря. Он с первого же мгновения
знакомства вызывает у рассказчика-автора ассоциации с Ильей Муромцем. Биография
его вместила и одоление первого степного богатыря, и усмирение дикого
коня-“людоеда”, и ратные подвиги, и спасение близких ему и вовсе чужих людей и
крещение кочевников, и борьбу с мнимыми и воплотившимися в низкие души
“бесами”. А еще он переживает искушения чарами земной красоты. И все страждет
от сознания собственного несовершенства, и все идет “от одной стражбы к
другой”, не сгибаясь и не подламываясь, идет навстречу подвигу, способному
достойно увенчать его яркую жизнь. Структура “Очарованного странника”, где
приключения с жестокостями, убийствами следуют одно за другим, напоминает
сюжетное построение былин. Былинный герой, как известно, обладает
необыкновенный силой. Создавая образ Флягина, Лесков также использует
гиперболу, описывая возможности Ивана Северьяныча. Он обладает и силой, и
выносливостью (эпизод жизни у татар, “спор” с татарином), и находчивостью (эта
черта сближает его с героем былины Новгородского цикла — Садко). Воинская
доблесть, необходимая богатырю, проявилась во время службы Ивана Северьяныча в
армии. Ему под силу оказались самые неосуществимые операции. Сила же заключена
в его органической связи с живой национальной стихией, с родной землей и ее
природой, с ее людьми и традициями, которые уходят в далекое прошлое. Таким
образом, повесть “Очарованный странник” написана в лучших традициях фольклора и
древнерусской литературы. Лесков творчески подходит к переосмыслению опыта,
накопленного литературой. Это позволяет создать противоречивый, но прекрасный
характер простодушного богатыря, необыкновенно чуткого к красоте.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/