Только человек ответственен за добро и зло (По роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита")
Только человек ответственен за добро и зло (По роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита")
Только
человек ответственен за добро и зло (По роману М. А. Булгакова "Мастер и
Маргарита")
— ...Так кто ж
ты, наконец? — Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо...
И. В. Гете.
Фауст
М. А. Булгаков
— один из замечательных писателей послереволюционной эпохи. Судьба Булгакову
досталась трудная, в ней было много конфликтов, побед и поражений. Роман
"Мастер и Маргарита" стал откровением великого писателя.
До сих пор
точно никто не смог определить, что представляет собой сатирический,
философский, психологический, а в ершалаимских главах —роман-притча
"Мастер и Маргарита". Его рассматривали и как результат мирового
литературного развития, и как исторический отклик на конкретные события жизни
20-х и 30-х гг., и как концентрацию идей предыдущих произведений писателя. Сам
автор оценивал его как свое главное послание человечеству, свое завещание
потомкам.
Роман этот
слишком сложный и многогранный, множество тем и проблем затронул в нем
писатель. Но, на мой взгляд, основная тема романа — проблема добра и зла. Эта
тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе. Сначала
понятия добра и зла рассматривались не как производные от воли человека. Но
Булгаков опроверг эту мысль и открыл нам в своем романе одну из важнейших истин
человечества: предание забвению добра неизбежно вызывает к жизни зло, они как
свет и тень неразделимы.
В романе
"Мастер и Маргарита" две главные силы добра и зла, которые, по
Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в образах Иешуа
Га-Ноцри из Ершалаима, и Воланда, Сатаны в человеческом обличье. По-видимому,
Булгаков, чтобы показать, что добро и зло существуют вне времени и
тысячелетиями люди живут по их законам, поместил Иешуа в начало нового времени,
в вымышленный шедевр Мастера, а Воланда как вершителя жестокого правосудия — в
Москву 30-х гг. Последний пришел на Землю, чтобы восстановить гармонию там, где
она была нарушена в пользу зла, которое включало в себя ложь, глупость,
лицемерие и, наконец, предательство, заполонившие Москву.
Как добро и
зло, Иешуа и Воланд внутренне взаимосвязаны и, противоборствуя, не могут
обходиться друг без друга. Эта взаимосвязь в романе выражается в описаниях обоих
персонажей — автор делает акцент на одни и те же вещи. Воланд "по виду —
лет сорока с лишним", а Иешуа — двадцати семи; "под левым глазом у
человека был большой синяк...", а у Воланда "правый глаз черный,
левый почему-то зеленый"; у Га-Ноцри "в углу рта — ссадина с
запекшейся кровью", а у Воланда был "рот какой-то кривой",
Воланд "был в дорогом сером костюме... Серый берет он лихо заломил на
ухо...", Иешуа предстает перед прокуратором одетым "в старенький и
разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком
вокруг лба...". И, наконец, Воланд открыто заявлял, что он полиглот, а
Иешуа, хоть и не говорил этого, но кроме арамейского языка знал еще греческий и
латынь. Но наиболее полно диалектическое единство, взаимодополняемость добра и
зла раскрываются в словах Воланда, обращенных к Левию Матвею, отказавшемуся
пожелать здравия "духу зла и повелителю теней": "Ты произнес
свои слова так, как (будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь (ли
ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не
существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь
тени получаются от предметов и людей. Вот тень моей шпаги. Но бывают тени от
деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с
него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым
светом? Ты глуп".
Как появляется
Воланд? На Патриарших прудах он предстает перед Берлиозом и Иваном Бездомным,
представителями советской литературы, которые, сидя на скамейке, вновь,
девятнадцать веков спустя, судят Христа и отрицают его божественность и само
его существование. Воланд же пытается убедить их в существовании Бога и
дьявола. Так опять же открывается некая связь между ними: дьявол (то есть
Воланд) существует, потому что Христос есть (в романе — Иешуа Га-Ноцри), и
отрицать его — значит отрицать свое существование. Это одна сторона вопроса.
Другая же заключается в том, что Воланд на самом деле "...часть той силы,
что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Совершенно ясно, что Воланд
— это дьявол, Сатана, воплощение зла. Его миссия заключалась в выявлении злого
начала в человеке. Надо сказать, что Воланд, в отличие от Иешуа Га-Ноцри,
считает всех людей не добрыми, а злыми. И в Москве, куда он прибыл творить зло,
он видит, что творить уже нечего — зло и так заполонило город, проникло во все
его уголки.
Воланду
оставалось только смеяться над людьми, над их наивностью и глупостью, над их
неверием и пренебрежительным отношением к истории (Иван Бездомный советует отправить
Канта на Соловки), и задача Воланда заключалась в том, чтобы убрать из Москвы
Маргариту, гения Мастера и его роман о Понтии Пилате.
А что же Иешуа?
Он говорил, что все люди добрые и что когда-нибудь на Земле настанет царство
истины. Безусловно, в романе он и есть воплощение того идеала, к которому нужно
стремиться. Иешуа совершил жертвенный подвиг во имя истины и добра, а Пилат
страдал и мучился "двенадцать тысяч лун", пока Мастер не дал ему
прощения и возможности договорить с Га-Ноцри. Я думаю, писатель сделал Иешуа
героем шедевра Мастера, чтобы сказать, что искусство божественно и может
склонить человека к поиску истины и стремлению к добру, чего так не хватало
большинству жителей Москвы 30-х годов. Мастер оказался чуть ли не единственным
служителем настоящего искусства, достойным если не света (так как разочаровался
в себе, на какое-то время сдался перед напором глупцов и лицемеров, при помощи
Маргариты вступил в сделку с дьяволом), то покоя. И это доказало, что Воланд не
имеет власти увлечь в преисподнюю тех, кто стремится к истине, добру и чистоте.
Считается, что
главное занятие Сатаны — неутомимое сеяние соблазнов, разрушений и зла. Но,
вчитавшись внимательно в роман, можно убедиться, что для этого Воланд уж как-то
очень гуманен.
Мне кажется,
что Воланд, олицетворяющий зло, явился посланником добра, его цель — установить
справедливость. Во всех его поступках можно увидеть или акты справедливости,
или стремление доказать людям существование и связь добра и зла.
Добро и зло в
этом мире удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах. Когда
Воланд в сцене в варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы
конферансье, а сердобольные женщины требуют поставить ее на место, великий маг
говорит: "Ну что же... они — люди как люди... Ну легкомысленны... ну что
же... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... — и
громко приказывает: "Наденьте голову". И тут же мы наблюдаем, как
люди дерутся из-за червонцев, посыпавшихся на их головы.
Напрашивается
вывод, что "нагоняющий на непосвященных мрачный ужас Воланд оказывается
карающим мечом в руках справедливости и едва ли не волонтером добра". Я
считаю, что Воланд карал людей злом за их зло ради справедливости. Зло для
Воланда — не цель, а средство справиться с людскими пороками и
несправедливостью.
Каждый человек
встает перед выбором: идти ему по дороге Иешуа или Воланда. Но большинство
людей следует не за голосом добра и истины, а за голосом зла и лжи. А ведь если
бы люди были чище и добрее, стремились бы не к деньгам и власти, а к добру и
милосердию, то, наверное, не было бы никакого Воланда, карающего людей за их
пороки и проступки. Таким образом, Булгаков показал нам, что каждый человек
творит свою судьбу, и только от него зависит, добрая она будет или злая.
Прочитав роман
М. Булгакова "Мастер и Маргарита", я смогла понять то, что должен
понять и осуществить каждый из нас: если творить добро, то зло навсегда покинет
наши души, а значит, мир станет лучше и добрее. Булгаков в своем романе смог
охватить множество проблем, волнующих всех нас. Роман "Мастер и
Маргарита" — об ответственности человека за добро и зло, которое
совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и
свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он — о всепобеждающей любви
и творчестве, возносящих душу к высотам истинной человечности.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/