Сборник рефератов

Типология характеров в произведениях писателя 20-х годов 19 века Павлова Н.Ф.

Типология характеров в произведениях писателя 20-х годов 19 века Павлова Н.Ф.

Ленинградский государственный областной

Университет имени А. С. Пушкина

Филологический факультет

Кафедра русской и зарубежной литературы

Типология характеров

в произведениях писателя

20-х годов 19 века Павлова Н. Ф.

Дипломная работа

студентки V курса заочного отделения

Ирины Владимировны

Филичевой

Научный руководитель: канд. филол. наук, доцент

Козлова Л. П.

Санкт-Петербург

2002

Оглавление:

Введение. Н. Ф. Павлов – писатель – прозаик. Стр.2-
11

а). Структура работы.

б). Обзор литературы о биографии и

о творчестве.


I глава. “Три повести” Н. Ф. Павлова.
Стр.12-21

II глава. “Новые три повести” Павлова Н. Ф.
Стр.22-27

Заключение. Значение творчества Павлова Н. Ф. Стр.28-29

Примечания.

Стр.30-33

Библиография.

Стр.34-36

Приложение.

Введение. Н. Ф. Павлов – писатель-прозаик.

Человечество невозможно ограничить только реально живущими или жившими людьми. Оно обладает не только биологическим, но и культурным генотипом, а каждый человек - в родстве с теми или иными литературными персонажами, которые вошли в его жизнь, повлияли на неё.

Каждый герой не просто индивидуальность, не просто характер, но и тип, художественное обобщение открытых и художественно исследуемых писателем черт реальности и человеческих свойств, он несёт на себе печать раздумий автора о мире и человеке. Сколько таких типов и характеров, точно угаданных авторами, стало нарицательными, сколько психологических открытий предстало в образах многих из них, сколько идей благодаря их художественной рельефности стали достоянием нашего духовного опыта!

Тема моей дипломной работы: “Типология характеров в произведениях писателя 20-х годов 19 века Павлова Н. Ф.” Почему я остановилась на изучении творчества именно этого писателя?

Изучению творчества писателей начала 19 века уделено, на мой взгляд, мало внимания. Но их произведения были тем фоном, на котором появились другие произведения литературы. Проза начала 19 века характеризовалась движением от романтизма к реализму.

Творчество писателей – романтиков отличали интенсивность и острота переживания, сознание могущества и свободы человеческого духа, бурная эмоциональность, напряжённость стиля, резкие контрасты.
В то же время отразилось начавшееся пробуждение общенационального самосознания.

Писатели же реалисты стремились воссоздать в своих произведениях жизненно достоверные картины, показать человека во взаимодействии с его окружением, раскрыть механизм социальных отношений и в целом объективные, т. е. не зависящие от воли конкретных людей, законы общественного развития.

Павлов Н. Ф., на мой взгляд, оказался тем писателем, который начал этот переход от романтизма к реализму.

Цель работы – ознакомиться с творчеством малоизученного писателя. Самостоятельность моей работы в том, что я ознакомилась с нешироко известными текстами и изучила приёмы создания характеров. Охват материала – 6 повестей (“Именины”, “Аукцион”,
“Ятаган”, “Маскарад”, “Демон”, “Миллион”, написанные с 1832 г. по 1839 г.). Метод – историко-литературный и исследовательский.

Структура работы:

Введение: а). Обзор критической и научно-исследовательской литературы о биографии и творчестве Н. Ф. Павлова.

б). Определение места повестей Павлова в развитии прозы 20 - 30-х годов 19 века.

I глава: “Именины”, “Аукцион”, “Ятаган”.

II глава: “Маскарад”, “Демон”, “Миллион”.

Заключение.

Примечания.

Библиография.

Приложение.

Современники Н. Ф. Павлова неоднозначно реагировали на его творчество. Особое внимание заслуживали его три первые повести.
Структура повестей Павлова во многом подчинена законам романтического творчества: острый сюжет, быстрое развитие действия, неожиданные развязки, наличие героев с бурными страстями. Однако романтическая форма довольно искусно соединена в повестях с реалистическим содержанием, которое строится на выявлении кричащих противоречий крепостной действительности. Темы “Трёх повестей” были раскрыты с откровенностью и прямотой, превосходящими традиционную для той поры меру художественной свободы. Современники отмечали незаурядность повестей, дар наблюдения души человеческой.

Пушкин А. С. заметил: “Павлов первый из нас написал истинно занимательные рассказы”.(1)* По мнению Пушкина, повесть “Именины” представляет некоторые несообразности, для того, чтобы эти несообразности исчезли, требуются более глубокие знания человеческого сердца. В слоге Павлова, чистом и свободном, как считает Александр Сергеевич, изредка отзывается манерность; в описании – близорукая мелочность нынешних французских романистов.
Слог его романтических повестей быстр, изящен, щеголеват в своей тщательной отделке фраз. Павлова не без основания сравнивали с
Бальзаком.

Белинский В. Г. уделял пристальное внимание изучению творчества Павлова. Он писал: “Трудно судить о повестях г-на
Павлова, трудно решить, что они такое: душа умного и чувствующего человека, плод мгновенной вспышки воображения, произведение одной счастливой минуты, одной благоприятной эпохи в жизни автора, порождение обстоятельств, результат одной мысли, глубоко запавшей в душу, - или создание художника, произведения безусловные, безотносительные, свободное излияние души, удел которой есть творчество?”.(2)* По мнению Белинского, все три повести ознаменованы одним общим характером, и только их содержание придаёт им наружное несходство. Они не проникнуты слишком глубокою истиною жизни, в них есть эта верность, которая заставляет говорить: “Это точно списано с натуры, но эта верность видна в частях и подробностях”.(3)* Белинский утверждает, что характеры только очерчены и потому лишены почти всякой личности; все действия и слова самые общие; по ним можно узнать касту, но не человека.

(1)* - сноска, см. в примечаниях

И. И. Панаев считал, что Н. Ф. Павлов есть живое доказательство понятливости, ловкости и сметливости русского человека. Сценического таланта у него не оказалось ни малейшего; но его бойкий ум, переимчивость, смелость, его замечательные способности обратили на него особое внимание Кокошина. В доме
Кокошина, куда съезжалась вся аристократическая Москва, он приобрёл знакомства, получил внешнюю полировку, превратился в совершенного московского джентльмена. Панаев пишет: “Имя его приобрело громкую известность “Тремя повестями”. Либеральное направление этих повестей обратило на автора внимание правительства. Говорят, будто даже сам император удостоил их прочтения и, строго осудив их неблагонамеренное направление, заметил, чтобы посоветовать талантливому автору, избегать, впредь, такого рода сюжетов, что он может заняться, например, описанием кавказской природы или чем- нибудь подобным…”.(4)* “Три повести” помогли Павлову и в личной жизни. Панаев считал, что Павлов победил Янши своими “Тремя повестями”, которые произвели фурор при своём появлении,- и она отдала своё поэтическое сердце и свою руку счастливому повествователю.

Н. В. Гоголь тоже не остался равнодушным к творчеству
Павлова. Он писал: “Я не знаю, почему замолчал Н. Павлов, писатель, который первыми тремя повестями своими получил с первого раза право на почётное место между нашими прозаическими писателями и который повредил себе только тем, что, не захотевши быть самим собой, вздумал копировать (в трёх новых повестях своих) тех модных нувеллистов, которые гораздо его ниже. Он мог бы всегда, не прибегая ни к напряжённым вымыслам поэтическим, ни к мозаичным искусственным украшениям речи, так изуродовавший благородный и ясный слог, взять на выдержку первое психологическое явленье нашего общества и рассказывать его так отчётливо и умно, что повесть имела бы все принадлежности тех строгих классических произведений, которые остаются навсегда образцами в литературе”.(5)*

С книгой Павлова “Три повести” Тютчев Ф. И. познакомился ещё в 1836 году в Мюнхене и по достоинству оценил её. Он писал: “Ещё недавно я с истинным наслаждением прочитал три повести Павлова. Кроме художественного таланта, достигающего тут редкой зрелости, я был в особенности поражён возмужалостью, совершеннолетием русской мысли”.(6)* По мнению Тютчева, примечательно построение первой книжки Павлова. Она открывается повестью “Именины”. Тема художника – одна из центральных в литературе романтизма – предстаёт здесь в ином аспекте, чем у
Полевого или Одоевского. От судеб искусства, от проблем внутренней жизни творческой личности Павлов обратился к вопросу о крепостной интеллигенции, волновавшему русскую литературу ещё в 18 веке.
Герой в солдатчине ищет освобождения от барской прихоти, надеясь выслужиться в офицеры, и обрести гражданские права. В ином обличье предстаёт солдатчина Бронину (“Ятаган”). Герои “Именин” и “Ятагана” страдают и гибнут во имя подлинного чувства; в средней повести цикла “Аукцион” любовь отступает перед расчётом и игрой самолюбия.
Тютчев считал: “ “Новые повести” – тема “жадного века”, когда расчёт и подозрение определяют не только публичную жизнь, но отравляют самые сокровенные человеческие чувства”.(7)*

Добролюбов Н. А. неоднозначно высказывался о творчестве
Павлова. Он считал, что Павлов не отошёл от романтизма, но в его творчестве есть интересные моменты психологического анализа: “А г-н
Павлов Н.Ф. разве не извивался, давая разуметь такие положения: русская народная жизнь может дать материал только для балаганных представлений; в ней нет элементов для того, чтобы из неё состроить что-нибудь сообразное “вечным” требованиям искусства”.(8)*

Изучение творчества Н. Ф. Павлова началось в основном в 20 веке. Заслуга советского литературоведения в том, что творчество
Павлова было введено в литературный процесс.

Но изучать творчество Павлова Н. Ф. нельзя без знания его жизни, его биографии. Считаю необходимым остановить свое внимание на основных чертах его характера, в какой-то мере нашедших отражение в его творчестве.

Родился Павлов в Москве 7 сентября 1803 года. По-видимому, он был незаконным сыном помещика В. М. Грушецкого и привезенной графом В. А. Зубовым из персидского похода 1797 года грузинки: вместе с сестрою и братом его “передали” в семью дворового крестьянина Грушицких Филиппа Павлова. Судя по тому, что в доме
“родителя” Павлов получил прекрасное, по тому времени даже для дворянских детей образование – он овладел немецким, французским и латинским языками – его положение было необычным в условиях жизни простой крестьянской семьи. Здесь, несомненно, чувствуется помещичья опека. В 1811 году, уже после смерти Грушецкого, Н. Павлов, его сестра и брат были отпущены на волю старшим сыном Грушецкого и зачислены воспитанниками Театрального училища при дирекции
Московских императорских театров. В дальнейшем судьба Павлова в значительной степени была определена покровительством, которое оказывал ему директор училища Ф. Ф. Кокошкин. Именно в доме
Кокошкина Павлов впервые познакомился со многими литераторами, художниками, композиторами, здесь получил представление о жизни светского общества, с его внешним блеском, внутренней пустотой, социальными и нравственными контрастами, - все это позднее нашло отражение в его творчестве. Окончил Театральное училище в 1821 году. Театр сделал Павлова искусным чтецом, так что впоследствии на заседаниях “Общества любителей российской словесности” он читал не только свои произведения, но ему поручали читать и сочинения других писателей.

Н. Ф. Павлов в 1827 году становится заседателем одного из департаментов Московского надворного суда. Выбор им юридического поприща нельзя считать случайностью. Юриспруденция была стабильной формой службы. Кроме того, на юридическом поприще он мог принести, как, очевидно, полагал, пользу людям бедным и угнетенным, судьба которых в определенной степени была известна ему по собственному опыту. Но его честная и бескомпромиссная позиция вызвала раздражение сильных мира сего, и он вскоре был отстранен от должности.

На данный период существует лишь единственное монографическое исследование жизни и творчества Н.Ф. Павлова. Это работа Вильчинского
В. П. Николай Филиппович Павлов. Жизнь и творчество.(9)* Эта работа в основном биографического характера. В книге определяется значение творчества писателя в истории русской литературы, раскрываются его разнообразные связи с выдающимися литераторами прошлого века, рассматривается роль салона Николая и Каролины Павловых в формировании “западнической” и “славянофильской” идеологии в 1840-е годы. Переводческая деятельность, поэтические и драматические опыты
Павлова свидетельствовали о его стремлении к реалистическому методу творчества, склонности к критическому мышлению и социальным обобщениям. Главными темами повестей Павлова были три основания государственного строя России 30-х годов 19 века: крепостное право, общественный и семейный гнёт, пороки бюрократической системы.
Вильчинский В. П. утверждает, что важной особенностью светских повестей Павлова, написанных в эпоху бурного развития прозаических жанров, является наличие в ней элементов психологического анализа.

С самого начала, пишет Л. М. Крупчанов в своей статье

“Н. Ф. Павлов”(10)*, вырисовываются две тенденции в характере, поведении, а затем и в жизненной позиции Павлова. С одной стороны, выйдя из самого бесправного сословия российского общества, он не мог не испытывать неприязни к образу жизни аристократии, и в его взглядах можно обнаружить черты демократизма. С другой же стороны, талантливый, впечатлительный юноша тяготился и своей бедностью, и своим двусмысленным положением в обществе, и своей зависимостью всё от того же светского общества.
Жизненные принципы его постоянно оказывались под давлением внешних обстоятельств, к которым он вынужден, был определённым образом приспосабливаться. В этой непрерывной борьбе помыслов и обстоятельств и заключалась драма Павлова – писателя и человека. Л.
М. Крупчанов пишет: “Современники указывали на “исключительно эластичную натуру” Павлова и в зависимости от своего личного отношения к нему видели в этой “эластичности” либо проявление
“плебейства” (Е.П. Ростопчин, С.А. Соболевский), либо способ борьбы с обстоятельствами (Б. Н. Чичерин, И. Арсеньев)”.(11)*

Эти две тенденции в миросозерцании Павлова, как бы слитые воедино, проявляются и в его творчестве. Герои его произведений одновременно ненавидят аристократов и завидуют им, презирают светское общество и стремятся преуспевать в нём. Вот как это показано в повести “Именины”: “…теперь бы объяснил себе такую весёлость простее, удовлетворённым самолюбием.… То он с злобною улыбкой сказал мне: “Вы не знаете моей родни…” ”.(12)* Сатира на свет и любование светом, причудливо переплетаясь, поочерёдно доминировали в творчестве Павлова, определяя сильные и слабые стороны его произведений.

В 1829 году Павлов избирается действительным членом
Общества любителей российской словесности. На рубеже 20-х и 30-х годов завершается период формирования Павлова – литератора.

Наиболее плодотворными для Павлова явились 1830-е годы. В
1832 году товарищ Павлова Б.Н. Чичерин вводит его в круг оппозиционно настроенной дворянской интеллигенции. В имении
Чичериных им были написаны две повести – “Именины” и “Аукцион”.

В своей монографии, посвященной русской романтической прозе
20 – 30-х годов 19 века, В. Ю. Троицкий пишет: “Повести уже были ориентированы на современную действительность, на реальные обстоятельства жизни, знаменуя поворот русских писателей к реалистическому принципу творчества. Судьбу героев здесь определяет уже не прихоть автора, а логика жизни; они всё чаще и чаще оказываются “в плену” у живой действительности. Социальная действительность всё более вырисовывается как самостоятельный феномен: она сама становится предметом художественного познания и выражения”.(13)*

В своей работе, посвящённой изучению романтической повести,
Сахаров В. И. доказывает: “В творчестве Павлова романтическая повесть предельно приблизилась к реалистической манере письма и психологизму, однако все её победы одержаны на территории романтизма, что ещё раз выявило гибкость и жизнеспособность этого жанра русской прозы’.(14)*

Некоторые писатели уже начинают сводить литературу с аристократических высот, начинают изображать “мир простонародным”, утверждает Н. А. Трифонов в статье, посвящённой творчеству Н.Ф.
Павлова.(15)*

Б. Мейлах в статье (16)* , посвящённой русской повести 20 –
30-х годов 19 века, пишет, что Павлов в повести “Именины” поставил проблему демократического героя. Мейлах считает: “Демонстративно подчёркивая социальную значимость темы, Павлов – сам выходец из среды крепостного крестьянства – отвечал на настоятельные потребности времени”.(17)*

Наиболее сильная, социально значимая повесть является
“Ятаган”. Одной из значительных тем реалистической прозы 1900- х годов, пишет К. Д. Муратова (18)* , стала армия. Подобно крепостничеству, военная служба в царской России являлась узаконенной формой беспрерывного унижения человеческого достоинства, где бесправие народа и произвол властей проявлялись особенно наглядно. Критическая оценка армейских порядков самым решительным образом пресекалась правительством, поощрявшим лишь идеализированное изображение военной службы и её “героизацию”. К. Д.
Муратова считает: “Автор “Ятагана” всегда возмущался принятым в литературе обычаем описывать “только великие подвиги русской армии”, дивиться её администрации, хвалить и славословить, писать “не чернилами, а розовою краской” ”.(19)*

Искусство должно не украшать жизнь, а изображать её такой, какова она в действительности. Обличение существующих в армии пороков не запятнает мундира, наоборот, скорее очистит его от грязи; что подчёркивает В. П. Вильчинский: “Весь русский народ духовно связан с престолом, и потому армия, которая поддерживает его, “сильнее, многочисленнее и непобедимее… армии в мундирах”….
Армия – посланница бесплотных сил народа; от них заимствует она своё значение и могущество”.(20)*

Степанов Н. в своей статье “Запрещённая книга” (“Три повести Н. Ф. Павлова) (21)* пишет, что в “Ятагане” Павлов восстаёт не только против бессмысленного и грубого подавления человеческого достоинства, палочной муштры и жестоких истязаний солдат, но и против кастовой верхушки николаевской военщины, её ничем не ограниченного произвола.

“Три повести” , были восприняты как гром с ясного неба, вызвали гнев Николая I. На повесть “Ятаган” последовала следующая резолюция императора: “Повесть по своему содержанию никогда не должна была пропускаться цензором: и смысл и цели прескверны”.(22)* В “Ятагане” драматическая история корнета, а затем солдата Бронина невольно напоминала современникам о печальной участи разжалованных декабристов (А. А. Бестужева, поэта А. И.
Одоевского и сохраняющего традиции декабризма А. И. Полежаева).

30-е годы – годы расцвета творчества Павлова. В 1835 году появились две его критические статьи, обнаружившие в нём незаурядные дарования литературного критика: об опере Верстовского
“Аскольдова могила” и о комедии Загоскина “Недовольные”.

В 1837 году Павлов женился, (это был второй брак; первый его брак в 20-летнем возрасте оказался кратковременным,– его молодая жена вскоре умерла) на известной поэтессе Каролине Янши.
Он повел жизнь на широкую ногу с приемами, обедами, банкетами. Дом
Павловых в Москве, особенно в первой половине 40-х годов, стал литературным салоном. В эти же годы (1841-44) с “примерным рвением” служил чиновником особых поручений при московском генерал – губернаторе Д. В. Голицыне. В скором времени вынужден был уйти в отставку.

“Новые повести” (1839) были встречены достаточно прохладно, хотя и в них писатель оставался верен своим взглядам на современное ему общество, как на больное, в котором господствуют эгоизм, стяжательство, корыстолюбие, презрение к человеку не знатному, не сановному, не титулованному.

Исследователи уже отмечали, что в повестях можно обнаружить черты социальной сатиры, предваряющей гоголевскую. Так, его превосходительство в повести “Демон” изображен в духе “значительного лица” гоголевской “Шинели”. В повести “Миллион” писателю удается, по мнению Крупчанова, достоверно рассказать историю взаимоотношений двух людей, искаженных денежными расчетами. Это повесть о загубленных ложными отношениями чувствах, о проникновении буржуазных отношений в высший свет.

Шестью повестями заканчивается творчество Павлова - прозаика.
В первые годы после женитьбы у Павлова немало литературных планов. Но планы не реализуются, и начатое не заканчивается.
Здесь проявлялась и пресловутая павловская лень, в которой упрекали его, и над которой посмеивались, чуть ли не все его приятели. Не стало и такого стимула для литературной работы, как материальная заинтересованность. Литературные занятия оттесняются на задний план другими интересами и обязанностями. Новый образ жизни, увлечение хозяйственной, предпринимательской деятельностью, конечно, не могли сказаться на образе мыслей писателя. Происходит некое раздвоение личности: как писатель и критик, он ещё продолжает развивать прежние просветительские идеи, как помещик – предприниматель придерживается суровых мер. Когда его крестьяне подняли бунт, он вызвал войска. Герцен выступил в “Колоколе” со статьёй “Ятаган убит Аукционом”, в которой показывает, как изменился
Павлов под воздействием окружающей его действительности.

В 1853 году в обстановке расстроенных семейных отношений
Каролина Павлова подала Закревскому жалобу на мужа, обвинив последнего в разорении её имения картёжной игрой. В доме Павлова был произведен обыск, при котором были обнаружены запрещённые книги и “Письмо Белинского к Гоголю”: делу было придано политическое направление. Павлова сослали в Пермь. События 1853 года – серьёзная драма в жизни Павлова. Ему и его друзьям стоило немало трудов перевести его дело из политического в гражданское.
Николай I "помиловал” его, однако пребывание в течение целого года в тюрьме и ссылке по обвинению по существу политическому оказало решительное воздействие на умонастроение писателя. Переход Павлова в лагерь открытых противников революционной демократии обычно связывается с выходом в 1860 году его газеты “Наше время”. В
1864 году Н. Ф. Павлов скончался от болезни сердца.

Григорьян К. Н. в своей статье “Судьбы романтизма в русской литературе” говорит: “Творчество Павлова – переходное явление, а переходные явления в литературном движении – реальность, с которой нельзя не считаться”.(23)*

Размышляя о значении творчества Павлова, нельзя не остановиться на диссертации Зудиной Н. М. (24)*, научная новизна которой заключается в определении значения Павлова в историко- литературном процессе 30 – 60-х годов 19 века и характер влияния его творческих исканий на последующую литературу. “Задача изучения художественного метода Павлова заключается в выяснении соотношения, своеобразного сосуществования черт зарождающегося критического реализма и следов романтизма с целью выявления ведущих принципов”
(25)*, - считает Зудина Н. М..

Н. Ф. Павлов смело разоблачал крепостничество, отстаивал право человека на счастье, обличал пустоту представителей светского общества, их оторванность от народа. Отличительной особенностью творческой манеры Павлова является “страстность” изложения, что даёт возможность, в отличие от романтиков, создать сложный человеческий характер. Павлов показывает жизнь в исключительных ситуациях, что характерно для романтиков. Однако эти необычные обстоятельства дают возможность сосредоточить внимание на чувствах.

Нам кажется, что, обозревая литературную критику и изучая творчество Н. Ф. Павлова, полезно обратить внимание на исследовательские работы, определяющие место повести в прозе 30-х годов 19 века.

На протяжении первой трети 19 века повесть занимала в русской прозе особое положение. “В ту пору в нашей литературе, писал В. И. Сахаров в своей работе, посвящённой повести, - создалась уникальная ситуация, которую критик и прозаик Николай
Полевой охарактеризовал следующим образом: “Романа ещё нет и до сих пор. Но повесть уже есть”. (Московский телеграф. 1833. 4. 49, №
2 янв. с. 329) (27)* Повесть стремительно развивается, становится популярной и даже модной, обретает новый смысл и значение. Она вбирает в себя фундаментальные идеи политиков, историков и философов, говорит о прошлом, описывает действительность и заглядывает в будущее России. Романтическая повесть на время как бы заменяет собою роман и превращается в центральный жанр русской прозы. Более того, в 30-е годы она теснит и поэзию, столь влиятельную в первые два десятилетия 19 века, становясь главным явлением тогдашней русской изящной словесности. “Повесть есть вывеска современной литературы”, (Московский наблюдатель. 1835, № 1. с. 121) – писал в 1835 году поэт и критик С. П. Шевырев, подводя первые итоги столь бурного и плодотворного развития жанра.

Не стоит забывать, что романтическая повесть немало способствовала разработке языка русской прозы, развитию прозаического “рассказа”, повествования о мире, человеке и событии. К концу 30-х годов работа по построению повествовательного языка продвинулась настолько, что читатели, прошедшие до этого школу прозы Карамзина и поэзии Жуковского, стали говорить слогом персонажей романтических повестей, а создатели этих повестей, в свою очередь, черпали словесный материал непосредственно из живого разговорного русского языка. Отсюда пошла русская художественная проза, вскоре давшая Гоголя и Лермонтова, многим обязанных романтической повести, прошедших через эту важную школу прозы.

Сахаров В. И. считает, что возникновение и развитие повести было прямым следствием расцвета русского романтизма, который проник не только в живопись, театр, музыку, науку, но и в русский быт, породил там характеры, типы личности (здесь достаточно назвать взятые из жизни характеры романтиков Онегина, Ленского и
Печорина), воздействовал на вкусы и пристрастия тогдашней русской читающей публики, желавшей видеть в литературе свои чувства и черты, собственную жизнь. При этом романтизм, будучи в основе своей стремлением к высокому, к возвышенным характерам и сильным страстям, сумел отразить и весьма обыденный быт, и нравы различных общественных слоёв. Литература русского романтизма с присущим ей демократизмом отразила жизнь общественную на самых разных её уровнях – от дворца и светского салона до купеческих палат и нищих петербургских углов. И главная роль, по мнению Сахарова, здесь принадлежала романтической повести, этому подвижному и многоликому жанру, творчески освоившему обширные пространства тогдашней русской жизни. Поэтому Белинский точно назвал русскую романтическую повесть формой времени, выразившей идеи времени.
Поражает быстрота возникновения, и развития романтической повести.
Судьба русской романтической повести была неразрывно связана с судьбой отечественной журналистики, с “Московским телеграфом” Н.
Полевого, “Библиотекой для чтения” О. И. Сенковского. Журнал в литературе стал определять всё, и в том числе развитие романтической повести. Объединяя вокруг себя поэтов, прозаиков и критиков сходных направлений и постепенно подчиняя себе литературу, он диктовал авторам романтических повестей темы, пути развития жанра, самый стиль повествования.

Накопленный эпический материал постепенно “подавлял” романтический сюжет. “Факты, события, явления жизни, служившие романтику в основном как средство и условие изображения
“человеческих страстей” и “национального духа”,- пишет в работе об истории романтизма в русской литературе один из авторов Шаталов
С. Е.,- становятся предметом изображения; восприятие мира меняется:
“движущей силой” произведения становится уже не человек, воспринимающий мир, а мир, воспринимаемый человеком”.(28)*

Менялась и роль автора в произведении. Известно, что в романтических произведениях автор стоит, как правило, в центре событий и повествования. Между тем стремление к расширению материала и в этом случае изменило соотношение сил в пользу реализма. В тех произведениях, в которых доминирующее значение автора в повествовании ослабевало и “власть обстоятельств” начинала управлять характером героя, способ изображения действительности заметно пребражался. Примером этого является творчество Н. Ф.
Павлова. “Три повести” Н. Павлова, тяготея к романтическому повествованию, тем не менее, явно обнаруживают сдвиг к реалистической прозе. В этих повестях художественный мир романтизма разрушался как бы изнутри. Явления реальной жизни, охваченные писателем, попытки связать воедино жизнь человека и жизнь народа, наконец, утверждение, что “человек везде равно достоин внимания”, ибо в каждом можно найти “пищу для испытывающего духа”.(29)*

В творчестве Павлова романтическая повесть предельно приблизилась к реалистической манере письма и психологизму, однако все её победы одержаны на территории романтизма, что ещё раз выявило гибкость и жизнеспособность этого жанра русской прозы.

Антикрепостнический настрой прозы Павлова знаменовал поворот к реализму. В 30-е годы 19 века выдвигались чисто нравственные проблемы жизни “простолюдинов”, крестьян; герои, как правило, были людьми незаурядными, талантливыми музыкантами, артистами, живописцами, особенно остро переживавшими своё крепостное состояние.(30)*
Страдания исключительных, одарённых людей описывались в традициях старой, романтической повести. Некоторый байронизм героев не лишал их конкретности. От неизбежности судьбы, определяемой “потусторонними” причинами, был сделан шаг к реалистической мотивировке характера в жизни. Человек – общество. Эти проблемы были социально заострены в повестях Павлова. Многоплановость развития образа стала одной из отличительных черт его прозы. Но главное, считает Шаталов С. Е., что “линии изображения” жизни, намеченные Павловым в каждой из “Трёх повестей”, пересекались в одной точке, сходились к одной мысли о коренных социально-политических обстоятельствах, определяющих судьбы людей. Связь была намечена. Оставалось закрепить её. Но его повести оставались ещё романтическими по способам воссоздания характеров и по ряду черт поэтики. Повести Павлова продолжали традиции русской демократической литературы 18 века. Они более значимы: окружающий мир зримо входил в их содержание, условия общественного бытия становились в центре повествования.

Русская романтическая повесть, вместившая в себя богатейший мир идей и проблем нескольких поколений русских людей, была творческим ответом отечественной литературы на всеобщую потребность в новых мыслях, чувствах, художественных формах. В течение двух десятилетий находилась она в центре читательского внимания. И всё же к началу 40-х годов немалые возможности романтической повести были в основном исчерпаны, и писатели старшего поколения уже не могли отвечать на непривычные требования новых читателей. Русская литература 40-х годов ответила на этот вопрос “Героем нашего времени” Лермонтова, “Мёртвыми душами” Гоголя, прозой писателей
“натуральной школы” и “Бедными людьми” молодого Достоевского. Эти произведения обозначили собой новую эпоху в развитии отечественной прозы и подвели черту под недолгой, но чрезвычайно насыщенной русской романтической повести.

I глава. “Три повести” Н. Ф. Павлова.

Впервые все три повести “Именины”, “Аукцион” и “Ятаган” опубликованы в 1835 году. Повесть “Аукцион” появилась годом раньше в № 9 журнала “Телескоп” за 1834 год. Все повести вышли под общим названием “Три повести”.

Борзова Л. П. в своей работе, посвящённой повести о художнике, пишет: “Появление всех трёх повестей под общим заглавием расширяет эпичность повествования”.(31)* Действительно, “Три повести” Павлова не только представляют три общественных среза: светское общество, военную среду, крепостные слои; но все они объединены общей проблематикой – судьба личности перед лицом массовых установлений общественной жизни.

Критик Белинский в статье “О русской повести и повестях
Гоголя” писал о каждой из повестей: “Вообще “Ятаган” есть анекдот, мастерски рассказанный и, в художественном отношении, замечательный больше частностями, нежели целостно; кажется, как будто автор услышал от кого-нибудь анекдотическую историю, сделал из неё повесть и, не зная лично её действователей, не мог верно написать их портретов. Но частности, но отдельные мысли, отдельные картины и описания превосходны, исполнены поэзии; а многие черты, как я уже и заметил, схвачены с удивительною и поразительною верностию, а местами вспыхивает и чувство, особливо там, где автор увлекается поэзией самых фактов. Вообще “Ятаган” – повесть с большими достоинствами, большими красотами в частях; но его целое обнаруживает более талант рассказа, нежели творчества. “Именины” больше отличаются художественным достоинством, чем “Ятаган”. В этой повести есть яркие проблески глубокого чувства, резкие черты характеров, есть много истины в ситуациях. “Аукцион” есть живописный очерк, набросанный рукою небрежною, но твёрдою и открытою. Его
“Именины” есть произведение прекрасное, но как будто случайное, как будто порыв чувства; его “Ятаган” есть род очерков высшего общества, в котором автор хотел или думал найти поэзию; его
“Аукцион” есть живой, мимолётный эпизод из жизни этого общества, и он в нём нашёл поэзию, ибо взглянул на него с точки зрения более истинной”.(32)*

В первой главе я попытаюсь показать приёмы, которыми пользовался Павлов Н. Ф., чтобы раскрыть характер своих героев.

Характер художественный – образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определённостью, через который раскрываются как исторически обусловленный тип поведения (поступки, мысли, переживания, речь), так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования. Представление о характере создаётся посредством изображения в литературном произведении внешних и внутренних проявлений личности героя (его психологии, речи, наружности), авторскими и иными характеристиками, местом и ролью персонажа в развитии сюжета.(33)*

Характер человека является продуктом, с одной стороны, его природной организации, а с другой – условий, которые его окружают.
Решающее значение имеют те общественные условия, в которых проходило формирование человеческого характера.

У Павлова нет резкого разрыва между идеальным и реальным.
Писатель стремится нарисовать картину общества, где поэзия и проза жизни были бы тесно связаны между собою. Герои чаще всего обладают одной гиперболически развитой чертой и лишены заметного развития. Вместе с этим Павлов обладал большей психологической тонкостью в характеристике персонажей. Выделяя какую-то главную черту в характере героя, он не пренебрегал “подробностями чувств”

Повесть “Именины” отличает сила, и емкость обобщающей творческой мысли, интеллектуальное начало, развитая концептуальность.

В начале повести “Именины”, по существу, определён новый принцип воссоздания характера. Но ещё не “типические обстоятельства”, а “причудливый случай” знаменует, по мнению автора, проявление характера героев. В характере начинали обнаруживаться более определённо закономерности становления, конкретные связи со
“средой” и предрешённость вариантов поведения личности условиями её существования.

Павлов выбрал в качестве своего героя одного из париев помещичье-крепостной России, одного из “существ, исключённых из книжной переписи людей”,(34)* человека, принадлежащего к крепостной интеллигенции. В повести “Именины” описание унизительного положения крепостного музыканта трогательно и правдиво. В повести много реалистических описаний и ситуаций, дающих представление о положении талантливых людей, выходцев из крепостного сословия. Хотя превращение героя из забитого крепостного музыканта в бравого штаб-ротмистра выглядит не совсем убедительно. Но в повести есть и истинный психологизм, и резко очерченный характер. Основное же достоинство её в том, что она пронизана авторским сочувствием к бесправному крепостному интеллигенту. Понятен тот лиризм, то одушевление, которым проникнуты речи героя. За многими угадываются чувства и переживания самого автора.

Бесстрастность авторской манеры повествования, эта кажущаяся холодность находит своё эстетическое обоснование в своеобразном вступлении к повести: “Когда-то я познакомился с одним семейством, которое по воле судьбы, рано сошло со сцены”.(35)* Строго говоря, только оно и принадлежит собственно повествователю, путешествующему по среднерусским равнинам. Но предисловие это, по мнению Борзовой
Л. П.,- своего рода идейно-эстетическая установка, которая определила всю структуру повествования, его смысловую ёмкость и в то же время предельную краткость организации.

В “Именинах” мы не встретим ни биографии повествователя, ни его “живого” человеческого лица. Борзова Л. П. пишет: “Образ этот реализован как эстетическая установка на исследование массовых, социальных процессов, которая организует и саму систему рассказчиков”.(36)*

Основные события рассказаны с отдалённой временной дистанцией, что сообщает повествованию характер углублённого размышления: “Когда-то я познакомился с одним семейством…”,(37)* - пишет Павлов. При этом развитие сюжета выстраивается таким образом, что сначала мы узнаём итог события, а затем его причины, извлекая из глубины явления его внутренний смысл. В центре внимания – два случая из жизни крепостного музыканта на именинах.
Случайная встреча с Александриной, героиней повести, на именинах её бабушки, которая решила судьбу С., стала его “Ватерлоо”.(38)*
Второй эпизод – опять случайная встреча теперь уже офицера С., бывшего крепостного музыканта, с той же Александриной, ставшей за это время женой помещика N, - встреча, разрушившая жизнь не только бывшего крепостного музыканта, но и всех участников этой драмы.

Исповедальное повествование в “Именинах” изначально предполагает остро социальный характер, потому что в нём сталкиваются между собой несколько мировоззрений, человеческих судеб, порождённых различными социальными условиями и поэтому декларирующих своё собственное отношение к окружающей действительности, свою гражданскую и нравственную позицию.

Основная часть исповеди каждого из героев передана в прошедшем времени: “Как я суетился…Я расположился ужинать…”(39)*, но в кульминационных эпизодах повествование драматизируется, а время переходит в функцию художественного настоящего: “Я не скажу вам…”.(40)* Несомненно, что, вчерашний крепостной, С. принят в обществе на равных, когда он из никому не известного музыканта превращается в великолепного офицера, - при нём и сами гости N теперь уже не смели очень развернуться при великолепном офицере”.(41)* Но судьба устойчива в своей несправедливости к людям подобного происхождения, и жизнь всегда найдёт способ преподнести ему такой “сюрприз”, от которого он не в состоянии уже будет оправиться.

В условиях крепостнического строя человек, случайно вырвавшийся из крепостной неволи, лишь исключение. Он остаётся одиночкой, не обладает мужеством для последовательной борьбы с враждебным ему обществом. Трагична поэтому и его судьба. Конец повести подчёркивает безвыходность и трагизм положения в дворянском обществе человека из низов.

Но реализм Павлова не всегда можно назвать последовательным и полнокровным. Не всегда типичны обстоятельства, в которых писатель помещает своих героев. Так, в финале повести
“Именины” бывший крепостной превращается в офицера, имеющего свободный доступ в привилегированное общество. Это, несомненно, смягчало остроту социального конфликта. Герой погибает, но его гибель не является следствием его социального положения. С ним дерутся на дуэли как с равноправным членом дворянского общества.

Повествование о роковых событиях ведётся последовательно от лица трёх действующих лиц. Исповедуется не только главный герой, крепостной музыкант, убитый на дуэли, но и его соперник, молодой помещик N, супруг любимой этим крепостным Александрины. От имени помещика N написана почти вся повесть. Но первому автор предоставил слово повествователю. Повествователь застаёт своего случайного знакомого N только что женившимся человеком, которому
“угар счастия…туманил…голову”.(42)* Вторая встреча повествователя с
N, так же случайная, через полтора года, в театре, когда он наблюдает разительную перемену в помещике: “Радость человека возмужалого”(43)*, и в его отношениях к жене: “Не видал более равенства между ними; они разучились уже угадывать друг у друга мысли”.(44)* Теперь автор убеждается, “что нет в природе мускуса, который продолжил бы жизнь умирающей любви”.(45)*

Одной из основных особенностей творчества Павлова явилось стремление дать углублённый психологический анализ. Его интересуют главным образом переживания, связанные с социальными отношениями и конфликтами.

Повествователь как бы предлагает последовать за ним в его поисках ответа представшей перед нами тайны судьбы. Так после экспозиции внимание сосредоточено на дневнике помещика. Рассказ переходит к одному из главных участников этой жизненной драмы, к помещику. Художественное время повествования резко обращается вспять. Помещик записал и исповедальный рассказ самого офицера.
Перед нами два рассказчика и две исповеди, что позволяет автору сблизить и сопоставить не только совершенно различные временные планы, но и две точки зрения на происшедшее. Этот приём характерен для прозы 20 – 30-х годов 19 века (Пушкин, Гоголь,
Нарежный), что свойственно и творчеству Павлова. Высвечивается объективная логика обстоятельств. Тем самым весь строй повествования у Павлова как бы предлагал найти “философию” в самом течении жизни как она есть. Судьба крепостного музыканта раскрывается при этом не как игра рокового случая, не как цепь романтических ситуаций испытания, но как судьба типическая, подсказанная властью объективных обстоятельств: система случаев превращается в социальное исследование “истории жизни демократического таланта”.(46)*

Просто, сурово, но выразительно рассказывает главный герой о своих бедствиях. Образ дороги, странствий человека по неисповедимым жизненным путям выступает в “Именинах” не только как предмет описания, но как понятие сюжетообразующее, которое организует ключевые моменты развития действия. Все герои повести путешествуют, мгновения встреч и расставаний решают их судьбу. “Дорога” приобретает метафорическое значение “жизненного пути”, извечной неустроенности и бесприютства судьбы человеческой,- поскольку и сама эта драма разыгрывается как эпизод из движения жизни. И образ самого повествователя, и образ помещика, и офицера – образы людей, на мгновение мелькнувших в потоке поколений: “Они прошли мимо как люди обыкновенные; они были, их нет: вот книга их бытия”(47)*,- так говорит Павлов в эпилоге повести.

В ходе повествования легко проследить мысль автора о мимолётности, безвестности жизни, которая не минует и одарённого крепостного; человек канул в волнах житейского моря – и забыт.

Единственным следом дуэли, следовательно, и смерти музыканта, и всей его несчастной доли осталась лёгкая хромота помещика. В финале приведены недописанные строки из дневника помещика, переданного им повествователю: “Я подсмотрел однажды, как…плакала украдкой…мы встретились…оба вместе упали. Он не встал, я хромаю”.(48)*

Проза жизни, которой подвластна и сильная, гордая личность,
- это и есть самое большое испытание для человека. Павлов предлагает задуматься о том, что судьба всем готовит этот
“сюрприз”, когда человека, наделённого естественным правом на счастье, ждёт прозаическая участь – безвестность и забвение.

Образ музыканта показан в развитии, в изменении его психологического состояния. В начале повествования на нём лежит печать восторженности. По ходу сюжета из робкого, но вдумчивого человека он превращается в мстителя.

Двойная передача события резко отделяет героя от автора и тем самым объективирует самую “романтическую историю”; вплетая её первоначальное повествование о жизни героя. В таком изложении характер героя – рассказчика, крепостного музыканта, приобретал двойную достоверность и был освещён субъективными переживаниями героя в его неудавшейся любовной истории.

Страницы: 1, 2


© 2010 СБОРНИК РЕФЕРАТОВ