Первая
радиостанция на территории Казахстана появилась в 1912 году. Это
Форт-Александровская радиостанция. Это доказано исследователем истории
радиовещания в Казахстане Н.Омашевым на основе архивных документов. В разделе
"Радиосвязь" книги "Развитие связи в СССР" приведены данные
об основных направлениях развития связи в царской России: "Коммерческие
радиостанции управление почт и телеграфов начало строить в России в 1909 году.
Сооружение радиостанций во многом подталкивалось вступившей в силу
международной конвенцией, обязывавшей все государства позаботиться о
строительстве береговых радиостанций для обеспечения связи с кораблями,
находящимися в открытом море. Вот почему 1-е радиостанции появились у берегов
Белого, Балтийского, Черного, Каспийского морей, Северного Ледовитого и Тихого
океанов. Станции имели небольшую мощность и эксплуатировались мало, лишь
изредка, поддерживая связь между собой или с проходящими мимо судами".
Здесь же следующий факт "… стала действовать (1912) линия радиотелеграфа
на юге России, соединившая Форт-Александровск (ныне город Актау ) с фортом
Петровский (ныне г. Махачкала)". На основе этого документа и ряда других
исследователем был сделан вывод, что первая радиостанция на территории
Казахстана появилась в 1912 году. Исследователь Митрофанов Н., подразделяя все
действующие радиостанции на 3 группы- радиостанции военного, морского и
почтово-телеграфного ведомства, относит Форт-Александровскую радиостанцию к
почтово-телеграфным.
Большую
роль в истории страны сыграла Ташкентская радиостанция, которая вещала на весь
Туркестанский край, где проживала 1/3 населения Казахстана. Центром
Туркестанского края, как известно, был город Ташкент. Радио также вещало на
казахском языке. Ташкентская радиостанция, по мнению исследователя Ружникова,
была одной из мощных радиостанций страны и принадлежала военному ведомству.
Радиостанции
использовались в целях узкой связи, были ограничены двумя участниками.
В
1920 году на территории Казахстана действовало несколько радиостанций - в Урде,
Кустанае, Оренбурге, Павлодаре, Алматы, Гурьеве, Усиле, Актюбинске. Наравне с
развитием радиовещания происходил процесс подготовки работников для радио. С 1
июля 1920 года в Семипалатинске открыты шестимесячные курсы по подготовке
радиоработников.
В
1918 году в Ташкенте создано информационное бюро, которое явилось основным
источником информации. Туркестанский отдел ТуркРОСТа к 1923 году выпускал 2
вестника: Радиовестник ТуркРОСТа и Телеграфный бюллетень ТуркРОСТа.
Радиовестник ТуркРОСТа рассылался на местные радиостанции. Имел 3 раздела -
"По Туркестану", "По федерации", "За рубежом".
Бюллетень агентства состоял исключительно из материалов собственных
корреспондентов и содержал информацию о значительных событиях дня. Выпуск
"Телеграфного бюллетеня ТуркРОСТа" приурочивался к 6 часам вечера, то
есть к концу набора газет. В 1920 году создано КирРОСТа в Оренбурге.
Казахское
радио образовалось в 1921 году.
Важной
акцией, способствовавшей развитию радиовещания стало образование в 1924 году
акционерного общества "Радиопередача". С открытием
"Радиопередачи" вещание получило централизацию и координацию.
Любители радио объединились в Общество Друзей Радио (ОДР).Благодаря ОДР в
Оренбурге, Акмоле, Семипалатинске, Урде, Кустанае , некоторых селах был ускорен
процесс радификации.
В
период, когда начали действовать первые радиостанции, вещание было
нефиксированным, было распространено коллективное прослушивание передач.
Одной
из первых форм радиопередачи являлись радиогазеты. Радиогазеты "Енбекши
казак", "Степная новь" были новым видом журналистики. Печать и
радио вступили в новую полосу, когда взаимопроникновение их должно было быть
признано желательным. Практиковалась совместная разработка тем, взаимные ссылки
на материалы. В первые годы вещания слушатели желали с помощью радио незримо
присутствовать на больших торжествах, концертах, спектаклях. Радио стремилось
ответить на него. Ко всему, чем занималось радио на первых порах, ко всем
жанрам и видам передач добавлялся термин "радио" -
"радиогазета", "радиоопера", "радиофильм",
"радиомитинг". Часть исследователей считает , что бурный поиск
радиоспецифики продолжался до 1934 года. Затем радиогазеты были ликвидированы,
потому что исчерпали свои возможности и стали восприниматься как устные дублеры
печатных газет. Со временем у радио появляются собственные выразительные
средства. Зарождение форм, отвечающих специфике радио происходило параллельно с
существованием радиогазет и какой-то период после их закрытия. Многие из форм
присущи только советскому вещанию. К ним можно отнести радиомитинг,
радиособрание, радиоперекличку, радиокомпозицию, радиофильм. Радиомитинг - это
дискуссионная трибуна слушателей, это серия передач, в которых обсуждалась
актуальная и насущная проблема.
Радиособрание
- это не трансляция собрания, а разговор лиц и организаций из различных
городов, участвовавших в социалистическом соревновании. Радиоперекличка - это
одномоментный разговор представителей гигантов индустрии в присутствии
руководящих работников.
В
процессе развития радиовещания происходит эволюция жанров и форм радиопередач.
Структура жанров, их черты и свойства складывались на радио исторически.
Некоторые из жанрообразующих элементов существовали до возникновения
радиовещания в газетных и журнальных жанрах, другие создавались и развивались
на радио в ходе становления самого радиовещания.
В
условиях развития телекоммуникации радио не только не потеряло аудиторию, но и
увеличило ее благодаря оперативному использованию информации т популярности
многих программ
Радиожурналистика
на современном этапе имеет 2 направления- информационную и музыкальную. Ученые
установили, что объем информации, принимаемый и передаваемый человеком при
помощи слуха и голоса - в три раза больше, чем при помощи глаз! А потребность
человека в информации очень велика.
Меняется
время, а вместе с ним и сама журналистика, и в области радиовещания происходят
глобальные перемены. Современная жизнь не приемлет выражения взглядов одной
точки зрения. Многолетняя государственная монополия на эфир исчезла.
Появление
суверенного государства и переход на рыночную экономику существенно изменил
взгляд на мир как общества в целом, так и каждого индивида. Таким образом, в
начале 1992 года в Казахстане, как и в других странах СНГ появились десятки
новых СМИ, являющихся по форме частного предпринимательства. Открывающиеся
радиостанции обратились к формату западных радиостанций - "информация
-музыка", который был введен еще в 50-е годы нынешнего века в Америке.
Такой принцип вещания был новшеством для казахстанской аудитории. Большинство
радиостанций основное время уделяют трансляции музыки. Слушатели стали отдавать
предпочтение кратким и лаконичным новостным блокам и музыке.
Основные методы работы радиожурналиста
Рабочий
процесс радиожурналиста следует рассматривать разделив на два этапа: до эфира и
во время эфира. Потому что, есть различия между предварительной подготовкой
передачи, которая выйдет в эфир и ведением радиопередачи прямого эфира.
Подготовка
передачи - это давно сформировавшийся метод работы радиожурналиста. А ведение
самой передачи прямого эфира - это новый вид работы современной
радиожурналистики, сложный творческий процесс, явление, подвластное технике. На
самом деле, основные методы работы радиожурналиста исходят из этого.
Создании
передачи включает:
1.
Запись на ленту звуковой записи.
а)
с помощью репортера.
б)
в студии.
2.
Записи на ленте нужно сократить, привести в порядок, то есть монтажировать.
3.
Сбор необходимых фактов.
4.
Выбор музыки, которая используется в радиопередаче.
5.
Подготовка полного текста радиопередачи.
6.
Запись слов автора.
7.
Сбор радиопередачи полностью от начало до конца.
Речь
будет идти об осуществлении этого традиционного метода работы радиожурналиста в
творческом плане на профессиональном уровне. Предварительная подготовка к
прямому эфиру.
1.
Сбор необходимых материалов.
а)
Выбор темы.
б)
Определение объекта.
в)
Уточнение формы.
2.
Подготовка сценарного проекта.
а)
Анализ восприятия радиопередачи слушателями,
б)
Определение стиля, тональности передачи.
3.
Учитывая музыкальный формат, выбрать мелодию передачи прямого эфира.
а)
Решение журналиста.
б)
Находчивость музыкального ведущего.
Методы
реализаций сценарного проекта.
1.
Творческое и техническое оформление передачи с использованием всех имеющихся
художественно-выразительных средств радиовещания.
а)
музыкального призывание,
б)
текстовое оформление,
в)
"шапка передачи".
2.
Радиоролики, обращающие внимание слушателя.
а)
Озвучение текста написанного журналистом.
б)
Обработка его с помощью компьютерной технологии и оформление другим звуковым
материалом.
Порядок
осуществления прямого эфира.
Прямой
эфир - это сложный профессиональный процесс, осуществляющийся через
коллективную слаженность и творческое взаимодействие.
1.
журналист ведущий -главный ответственный человек за эфир,
поэтому
он должен найти общий язык со всеми сотрудниками (инженер, музыкальный ведущий,
редактор и т. д.) эфирного механизма.
2.
основной стержень прямого эфира- микрофон. Значит, журналист должен уметь
работать перед микрофоном.
3.
журналист прямого эфира должен быть уверенным в себе, и чтобы убедить своих
слушателей он должен знать психологические аспекты прямого эфира.
Восприятие звукового сообщения аудиторией
Речь
идет о социально-психологических барьерах на пути радиопередач к слушателю. В
редакциях порой и сегодня не учитывают, что если передача не заинтересует
слушателя, то он ее просто не воспримет. Иногда при работе над материалом автор
просто не обращает внимания на то, как его передача будет восприниматься на
слух.
На
радио не изжит так называемый статистический метод изложения материала,
возможный только в газете. Давно доказано и хорошо известно профессиональным
журналистам, что в звучащем объеме радиопередачи любого жанра, соответствующем
8-12 строкам печатного текста, не должно использоваться более трех цифр, не
имеющих между собой конкретных логических сравнительных связей.
Избегая
вредной избыточности, радиожурналист должен уметь усиливать в своих материалах
полезную информационную избыточность. Речь идет о повторении ключевых
элементов, ориентирующих слушателя в содержании, а также сложных понятиях,
незнакомых имен собственных, терминов, что способствует их усвоению аудиторией.
Интересно,
что в "живых" записях, когда перед участниками беседы у микрофона нет
никаких заранее приготовленных заметок, полезная информационная избыточность
создается как бы сама собой, уходит и вредная избыточность. В текстовом же
материале информационную избыточность надо специально прорабатывать.
В
радиожурналистике существует понятие "фактуры радиопередачи". Под
фактурой понимается тот самый конкретный материал, который звучит в эфире и
непосредственно воспринимается слушателями. Фактура - реальная материальная
ткань передачи. В сценарии, лежащем перед диктором или ведущим, тексте свойства
восприятия могут быть заложены или не заложены, как говорится, потенциально. А
в конкретном ее звучании это реально и проявляется.
В
живом непосредственном общении мы с первых лет жизни совершенствуем навыки
передачи содержания собеседникам с помощью речи. Поэтому в живых документальных
записях на магнитофон, в прямом эфире люди, не задумываясь, автоматически
строят свою речь, что она хорошо воспринимается на слух. Так же автоматически
регулируется и ее информационная избыточность. При работе же на радио с
текстами, написанными по законам письменной речи, обработка информационной
избыточности становится видом нормативной профессиональной работы. Тем более
что чтение вообще хуже воспринимается радиослушателем, чем живая, естественная
речь или диалог.
Поэтому
можно говорить о более активной или сильной фактуре радиопередачи (с точки
зрения ее восприятия слушателями) и о менее активной, слабой. Руководствуясь
принципом приоритета, журналист старается по возможности использовать не чтение
текста, а живую речь, еще лучше - диалог, еще лучше - репортажный момент, в
который включен разговор с участниками события.
Так
подробно мы заговорили о сильных и слабых видах фактуры радиопередач, чтобы
далее показать, как можно и нужно преодолевать так называемые пороги или
кризисы внимания, которые могут возникать у слушателей при восприятии программ
и отдельных передач.
Исследователи
специфики психологического контакта радиовещания с достаточно большой точностью
определили, что эти кризисы внимания наступают практически у всей аудитории и в
одно и то же время. Если нет дополнительного информационного интереса (скажем,
передается чрезвычайно важный материал или передача слушается, например,
специально, чтобы оценить ее профессиональные достоинства, или еще что-то в
этом роде), то через три с половиной минуты у всех радиослушателей неизбежно
наступает полный кризис внимания, и оно просто отключается! Второй кризис
наступает через 8,5- 9 минут после начала передачи. Для его преодоления
используются виды фактуры, которые по своей природе ближе к естественным формам
воспринимаемой деятельности и к естественным, прямым формам общения.
Третий
кризис внимания наступает на 14-й минуте прослушивания передачи. Этот кризис
преодолеть поможет только еще более активная с точки зрения восприятия на слух
фактура, окрашенная активной эмоцией. Речь идет об эмоциях, возникающих в
дискуссии при столкновении мнений, при прямом выражении восхищения или
негодования. Это может быть и точно подобранная музыка.
На
28-й минуте наступает самый сильный кризис внимания аудитории, слушающей
однотомный материал. Специфика восприятия радиопередач подсказывает, что не
стоит стремиться к большим по объему материалам. Да и вообще большое количество
фактов далеко не всегда является достоинством передачи. Оно не заменит глубины
авторского анализа, но увеличит опасность того, что передача будет вялой,
нединамичной, и у слушателей просто не хватит терпения и времени дослушать ее
до конца.
В
произведениях массовой информации сегодня все больше ценятся динамика, разумный
лаконизм при выборе выразительных средств, при отборе фактов и подробностей.
Особенно это относится к телевидению и радио. Международный стандарт подачи
теле- и радио новостей в настоящее время - 100 секунд. За три же минуты, как
показывает практика, можно достаточно полно рассказать о любом текущем событии,
дать аргументированный комментарий, 10-минутная передача - объем для
всестороннего освещения проблемы, десять минут - удобный объем для
корреспонденции и очерка. 14-15-минутная передача - это пространство для
основательного наблюдения, анализа и раскрытия общественно-политических и
морально-нравственных тем. 28 минут больше всего подходят для документального
радиофильма или радиопьесы. Конечно, бывают и более продолжительные по звучанию
однотомные материалы, но это уже исключение, объем для освещения чего-то
неординарного.
Внимание
аудитории к радиопередаче всегда подвижно. Слушателей привлекают обращение к
волнующей теме и проблеме, опора на актуальную тему, яркие факты, интересные
творческие решения.
Различие метода и жанра в радиожурналистике
Одной
из важнейших сфер в изучении радиожурналистики являются ее жанры, поскольку
именно в них проявляются содержание вещания, его тематика, проблематика, методы
работы журналиста, формы общения с аудиторией, приемы и средства воздействия на
слушателей.
Историки
вещания - Дубровин В. Б., Летунов Ю. А., Гуревич П. С., Ружников В. Н. -
рассматривали истоки становления радиожанров, их эволюцию в процессе развития
самого вещания, освоения его специфики и возможностей звучащей журналистики.
Внутренняя
эволюция отдельных жанров и всей системы в целом во многом зависела еще и от
технических параметров коммуникационного канала, его специфики.
Усовершенствование техники и предопределяло творческое освоение новых
возможностей.
Основные
методы работы радиожурналиста - запись звука на магнитофон, монтаж записи,
аналитическое чтение документов, акустическое воздействие, речевое общение,
наблюдение. Все они тесно связаны с жанрами.
К
концу 20-х - началу 30-х годов на радио стала использоваться магнитная
звукозапись. "Появление звукозаписи стало подлинной революцией в развитии
советского радиовещания", - справедливо утверждают Гуревич П. и Ружников
В. Возможности использования предварительных документальных записей, а особенно
монтажа намного расширило рамки творческой работы. Звукозапись стала основой
для появления радиорепортажа, радиоочерка, радиозарисовки, появления такой
формы, как радиофильм.
Именно
в начале 30-х годов стала складываться современная система жанров
радиожурналистики.
Система
жанров радиожурналистики и каждый жанр в отдельности представляют собой
динамичную среду. Классификация жанров сталкивается с проблемами разного
характера, среди которых первая - логическое определение единства основания
деления и вычленение наиболее важного основания.
Багиров
Э. Г., рассматривая проблемы классификации жанров и видов передач, опирается на
опыт и рекомендации международной конференции по классификации телевизионных
программ, состоявшейся в 1973 году в Венгрии. К основным видам он относит
функциональную, предметно-тематическую, адресную классификации, классификацию
по форме передач.
Целостную
систему современных жанров радиожурналистики можно охарактеризовать как
совокупность жанров: динамические связи которых как внутренние, так и внешние
определяются:
потребностями
отражения современной жизни с целью воздействия на общественное мнение;
функционированием
радиожурналистики в системе массовых коммуникаций;
По
функционально-предметным признакам, в основе которых лежит рассмотрение
содержания журналистского произведения, жанры радиожурналистики распределяются
по группам так:
Некоторые
жанры не закреплены жестко в своих жанровых "гнездах". Эта
подвижность определяется изменением задач выступления, смещением функциональных
акцентов: на информационное отражение или на их анализ.
Форма
звучания тоже варьируется. Некоторые жанры бытуют и в монологическом варианте,
а с включением звучащих фрагментов в радиоотчет, звуковых иллюстраций в
радиорецензию, радиообозрение, радиозарисовку они переходят в группу синтетических
жанров.
Каждый
жанр, выполняя свою задачу, обладает набором своих признаков, но и эта задача,
и эти признаки обусловлены соседством с другими жанрами. Разнообразие
конкретных функций предопределяет своеобразное "разделение труда"
между жанрами. Взгляд на жанр, функционирующий в системе, позволяет лучше
увидеть его собственные особенности и тем самым оттенить и рассмотреть
особенности других жанров.
Принцип формата в современном радиовещании
Для
современных аудиовизуальных СМИ характерно естественное содержание исторически
сложившихся форм общения, оригинальных явлений культуры с массовостью и
демократичностью их функционирования среди широких слоев населения. Рост объема
рекламы и технологическая революция как два основных фактора, определяющие динамику
развития современного информационного процесса, привели к значительным
структурным типологическим изменениям в радиовещании.
Уже
10 лет радио Казахстана существует и развивается по принципу
"формата". Современный принцип форматного вещания определил
собственную специфику, приемы и формы деятельности, требования к текстовому
оформлению радиопрограмм, особенности интерактивной коммуникации. Становление
форматов на радио Казахстана началось с 90-х годов - момента распада единого
государственного вещания на коммерческие каналы, когда появившиеся
многочисленные радиостанции стремились наверстать отставание от мирового опыта
развития. Каждый из каналов предлагал тот тип вещания, который, как казалось,
был единственно оригинальным. Проводя классификацию каналов по типу вещания,
типологию часто путают с форматом. Вместе с тем это не идентичные понятия. При
классификации по типу радиовещания за основу берется соотношение в эфире
информации и музыки.
1.
Информационное вещание.
При
информационном типе вещания музыки в эфире практически нет. Обычно это
"закольцованные" выпуски новостей с постоянным обновлением информации
по мере поступления и рекламными вставками. Иногда к выпускам новостей
добавляются и короткие ток-шоу. Такой тип вещания развит в США и Западной Европе.
В Казахстане предпринимались попытки создания информационного радио на базе
"Радио 31". Однако отсутствие денежных средств и слабая
профессиональная база отодвинули создание ИР на неопределенный срок.
2.
Информационно-музыкальное радиовещание.
Здесь
соотношение информации и музыки составляет 60-70% музыки против 30-40%
информации.
3.
Музыкально-информационное вещание.
Соотношение
информации и музыки соответственно меняется на противоположное: 30-40 %
информации и 60-70 % музыки. Под типы радиовещания, указанные в пунктах 2 и 3,
подпадает большинство казахстанских радиоканалов.
4.
Музыкальное радиовещание.
Количество
информации, включая короткие рубрики и выпуски новостей, не превышает 10-20%
эфирного времени. Остальное время отдано музыке. Данный тип вещания превалирует
в деятельности подавляющего большинства казахстанских радиоканалов. Следует
отметить, что предпочтение отдается исключительно поп-музыке. Авангард,
классика, джаз представлены слабо, либо не представлены вовсе. Популярный
казахстанский композитор Тлеухан Б. планирует создать радио, которое бы
занималось исключительно классической музыкой, по типу "Франс мьюзик"
во Франции и "Радио-3" в Англии.
Современные
деятели радио определяют формат как "музыкальную политику, преимущество
музыкальных стилей и направлений, которые звучат в эфире конкретной
радиостанции", " стиль радиопрограмм, призванный удовлетворить вкусы
своей целевой аудитории". Вместе с тем отождествлять принцип формата
исключительно с музыкальными приоритетами не совсем верно. Как же тогда
охарактеризовать новостные, разговорные, развлекательные форматы?
В
Казахстане сегодня можно отметить радиостанции, работающие в
музыкально-информационном формате: преобладающее время предоставлено музыке и
меньше - информации. Наряду с этим прослеживается разделение на субформаты,
ориентированные на ту или иную аудиторию, что выражается в подборе
специализированной информации и тематических программ.
"Формат"
- это определенные рамки, концептуальный режим вещания станции, основанный на
вариативном распределении по часам информационной, музыкальной, рекламной и
программной продукций". Сосредотачивая приоритетное внимание на
развлечении аудитории, коллектив радиостанции не должен забывать о подготовке и
трансляции полноценной, профессионально обработанной и адаптированной к
аудиовосприятию информации, ради которой, кстати, радио включает 87 процентов
слушателей.
Отметим
здесь, что современное форматирование радиостанций предполагает особое
отношение к текстовому оформлению вещания. На современном этапе практически
сформирован специфический "интерактивный" тип языка, который
направлен на развлечение аудитории и "общение нон-стоп". Сегодня
проблематично отметить классическую трактовку языка радио: устный, разговорный,
литературный… Язык радио на современном этапе можно охарактеризовать как
"коллективный, усредненно - просторечный вариант коммуникации, порожденный
спонтанностью речи". Спонтанность возникает из-за неподготовленности
текста ведущим, его стремлением к импровизации, которое часто оборачивается
элементарным неумением выстроить фразу или предложение. Принцип формата
предполагает импровизацию, но только не как попытку возведения последней в ранг
стилевых особенностей языка.
Специфические черты языка радио
"Слова
имеют вес, звук и вид"
(
С. Моэм)
Язык
радио всегда был образцом для журналистов всех СМИ. Принимая во внимание
сиюминутность, спонтанность, однотипность речевого сообщения на радио,
отсутствие визуального ряда, можно говорить о таких качествах языка радио, как
наглядность, точность, образность, небанальность и т. д.
Наглядностью
языка РВ называют специфический способ построения текста, при котором в
воображении слушателя должна быть создана так называемая "картинка".
Наглядность языка радио- умение применить именно те слова и образы, которые
позволят слушателю наиболее точно и быстро представить суть ситуации, о которой
говорит ведущий.
Точность
языка - стремление к лаконичности, оперативности, адекватности языковых формул,
которые представлены в тексте ведущего. Язык радио в чем-то универсален, так
как предполагает воздействие на самую широкую аудиторию, которая, в свою
очередь, имеет различное воплощение речевой культуры.
Небанальность
языка радио. В словаре Ожегова С. слово "банальный" трактуется как
"заурядный, пошлый, избитый, лишенный оригинальности". Таким образом
небанальность- это стилистически оригинальное построение текста, привлекающее
внимание и остающееся в памяти слушателей хотя бы некоторое время. Несмотря на
некоторую "неблагодарность" труда радиожурналиста, текст которого живет
единовременно, оригинальный текст может воздействовать на разум и чувства
аудитории. Чрезвычайно негативным явлением можно считать тиражирование
первоначально оригинальных текстов, которые затем становятся жалкой копией (
примером могут служить копировочные тексты афоризмов Н.Фоменко на "Русском
радио" в формате "Русское радио Азия")
Применительно
к радио можно выделить 4 пункта требований к языку:
1.
простота и выразительность;
2.
краткость;
3.
чистота и смысловая точность языка;
4.
музыкальность и благозвучность.
В
понятие благозвучности входит и понятие дикции, тона, интонации
радиожурналиста, соблюдение им орфоэпических норм речи. Исходя из требований,
предъявляемых к языку радио, можно попытаться дать определение языку РВ как
особому типу речевого общения.
Язык
радио - совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанная на
общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, совокупность приемов
использования средств общенародного языка для выражения тех или иных мыслей,
идей, передаваемая по радио. Необходимо отметить, что сегодня в язык РВ
проникают разговорные, жаргонные, арготические элементы, что затрудняет процесс
коммуникации и делает его однобоким и примитивным.
Нельзя
оценивать качества языка радио, не учитывая ситуации общения и поставленных
ведущим коммуникативных задач. Сегодня язык ведущего не скован требованиями
официальности и идеологической точности. С другой стороны, иначе и быть не
может, так как радио сегодня - самое деидеологизированное СМИ. Его основная функция
- развлекать, и развлекать как можно больше всеми возможными способами, вплоть
до откровенной пошлости. Это накладывает отпечаток и на вербальное
самовыражение ведущих эфира. С одной стороны, как отмечает Засурский Я. Н.,
" все больше средств массовой информации включаются в сферу
развлечения". Вместе с тем недопустимо сводить язык "самого
оперативного и всеохватного СМИ " до ненормативной спонтанной лексики
ведущего, которая к тому же не настолько богата, чтобы не запутаться в
собственном языке.
Современный
радиожурналист стремится работать по печально известному принципу: будьте
проще, и люди к вам потянутся". Многие "деятели эфира" объясняют
свою эфирную незатейливость принципом документального в радиожурналистике-
"мы только отражаем жизнь и ведем себя так, как в действительности".
Между тем журналисту совершенно непозволительно забывать при этом, что
документализм определяется, во- первых, как метод отображения действительности,
а во- вторых, как способ познания. Гносеологическая сложность документализма
или "правды жизни" заключается в том, что для журналиста это- метод
отображения при помощи достоверных сведений, невымышленных событий, явлений,
основанных на познании действительности журналистом. Для аудитории
документализм, информация - это способ познания и действительности, и
познавательных процессов журналиста. Поэтому радиожурналист должен быть не
просто передатчиком информации, диджеем, ведущим эфира или еще кем- то.
Радиожурналист
должен быть эксклюзивной языковой личностью, способной адекватно отражать новые
методы и способы работы в эфире. Пока создается ощущение, что не журналист
формирует эфир, а эфир порабощает журналиста, превращая его в "текстовую
озвучку".
К
языковым средствам, функционирующим в системе радиовещания, предъявляются
повышенные требования:
1.
правильности языка, т.е. соответствия языковой структуры действующим
литературным нормам и соблюдение принципа коммуникативной целесообразности;
3.
использования кодифицированной современной лексики.
Наиболее
полная реализация акта языкового общения в современном радиовещании происходит
посредством максимально информативной единицы языка, которая определяется как
совокупность высказываний, и в которой осуществляется относительно законченный
процесс информации. Такой единицей является текст - временные пространственные
единицы, соотнесенные с всеобщим процессом коммуникации, спроецированные на
современное развитие языка общества.
Очень
важное значение для полноценной реализации акта коммуникации имеет верная
интонация, "эфирный" голос, грамотная артикуляция и редукция.
Интонационная обработка текста является признаком профессионализма ведущего-
журналиста.
Технология радиопередач
Неоспорима
роль радиопередачи в доставке важных, необходимых, актуальных новостей до
слушателя. К тому же радио всегда являлось источником информации, необходимой в
воспитании подрастающего поколения и пропаганды знаний передового опыта.
Слушатель,
который настраивается на необходимую радиоволну слушает новости, музыку.
Интересным свойством радиопередачи является способность осведомлять слушателя
разнообразной информацией. Все эти особенности позволили радиопередачам собрать
самую большую аудиторию. Хотя радиопередача слушается мгновенно и легко,
процесс её подготовки, начиная от записи звука до распространения в эфир,
требует особой ответственности, точности и оперативности.
Главная
задача радиожурналиста - знать потребности радиослушателя и добиться того,
чтобы передача смогла завоевать расположения аудитории.
Весь
этот процесс, прежде всего, начинается от выбора и нахождения объекта, всегда
держаться на гребне новостей и событий, суметь передать их своевременно.
Журналист должен быть разносторонне подготовленным. От него требуется глубокое
знание предмета, разносторонность, эрудиция, и, конечно же, мастерство, которое
оттачивается из года в год, в результате работы над самим собой.
Так
как основным предметом достижения цели на радио является живой голос, то запись
на пленку требует от журналиста профессиональной подготовленности,
оперативности, собранности. Обладающий всеми этими способностями журналист
всегда может найти путь к собеседнику. Когда вышеназванные цели не достигнуты,
то передача получается не живой, не привлекательной, в конечном счете, не
доступной для слушателя.
Прежде
чем начать запись передачи, необходимо убедиться в том, что нет поблизости
мешающих частоте записи шумовых объектов, тщательно подготовить записывающее
оборудование к работе. К тому же, играет большую роль расстояние и положение
микрофона при разговоре.
В
любой передаче необходимо добиться естественности. Естественный разговор,
рождает интерес слушателя, завоевывая его расположение. Поэтому необходимо
радиожурналисту добиться душевного, естественного общения.
Так
как радиопередача воспринимается только лишь слухом, в этом случае играет роль
каждый звук, музыка, речь. Поэтому подготовка сценария является основой
технологии радиопередачи.
В
последнее время на радио часто используется прямой выход в эфир. Для этого
необходимо уделять особое внимание сценарию. От сценария зависит выпуск в эфир
качественной, профессиональной радиопередачи. Поэтому никогда нельзя забывать о
том, что успех редактора передачи, звукооператора, режиссера зависит от
сценария и от восприятия радиослушателя.
Обработка
записи перед выходом в эфир радиоматериала - называется процессом монтажа, при
котором пленка очищается от посторонних звуков, обогащается дополнительными
деталями, как комментарий, музыка и т. д. Существуют механические, электронные,
компьютерные способы монтажа.
Электронное
монтирование производится при помощи нескольких магнитофонов, способом
перезаписи. Компьютерный способ монтажа является самым эффективным видом
монтирования. Ненужные детали записи удаляются компьютерным путем.
Эффективность данного способа
неоспорима.
Он хорош и тем, что каждая передача записывается на дискету для сохранения и
дальнейшего использования.
Мы
должны помнить и строить всю деятельность на том, что основа радиопередачи это
звук, слова. Доступ к слушателю достигается силой слова. Словами создаются
штрихи к образу, к портрету героев. В этом деле всплывает на первое место
знание языка и ораторского искусства радиожурналиста, произношение и дикция.
Приятный для слуха голос, тембр, ясная речь являются основным стержнем
радиопередачи. Вот здесь в помощь радиожурналисту приходит диктор, ведущий.
Диктор является одним из основных фигур в радиопередаче. При помощи диктора,
ведущего мысль журналиста, доводится до радиослушателя, воздействуя на его
эмоции и восприятие. Поэтому среди радиожурналистов распространена традиция
оценки радиопередачи через её прослушивание. Если передача слушается хорошо, то
и восприятие её будет обеспечено. Диктор не должен ограничиваться монотонным
чтением подготовленного текста. Он должен владеть особым голосом, умеющим
передавать эмоциональные оттенки настроения. Он, прежде всего - человек
искусства.
Подготовка
радиоматериалов это коллективная работа, имеющая сложную технологию. Мы
приведем ниже самое краткое описание технологии радиопередач.
Очень
трудно в ограниченную статью вместить весь объем труда о радио - огромной
индустрии информации, которое ежечасно, ежеминутно передает в эфир необъятную
массу новостей. В настоящие время, когда свобода слова обеспечила демократию, в
нашей стране действует множество радиостанций, каждая из которых имеет свой
стиль, язык, цели.
В
последнее время открываются множество радиостанций, умеющих привлекать,
завоевывать радиослушателей (имеются специальные лекции о методах и способах
привлечения радиослушателей). Реклама на радио является источником доходов. Но
мы не должны забывать то, что мы, прежде всего идеологи, поэтому в настоящее
время растет спрос на радиопередачи познавательные, информационно-развлекательные
и образовательные. Радиопередачи, несущие знание, воспитание, посвященные
истории, литературе, культуре, эстетике всегда найдут своего слушателя.
Передача в прямой эфир часто производится без монтажа. В этом случае чистота
записи звуков, чистоты эфира обеспечивается аппаратами высокой технологии.
В
освоении лекции по технологии радиопередач большую роль играет, практические
навыки, которые студенты приобретают на радиопрограмме "Сана". При
подготовке учебной программы студенты показывают свои знания, приобретённые в
процессе учебы на факультете по технике магнитной записи, технике речи и по
технологии радиопередач. Оснащенная современной электронной аппаратурой,
учебная радиостудия КазНУ позволяет студентам познакомиться с техникой и новой
технологией. Студенты сами избирают творческую группу: редактор, режиссёр,
музыкальный редактор. Сами распределяют задания корреспондентов. Со дня
организации данной радиопрограммы, руководя ей, я неоднократно убеждаюсь, что
практика и навык для молодого специалиста необходимы. Часто наши, студенты,
освоившие основы радиожурналистики, совмещают учебу с работой, то есть смело
поступают на производство.
Можно
много говорить о радио, которое является самым доступным, оперативным
источником информации. В наши дни, несмотря на большие шаги видеотехники, радио
еще не собирается уступать свои позиции в эфир.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://agroweb.unesco.kz/