В
стихотворениях М. Ю. Лермонтова "Тучи" и "Три пальмы"
особенно остро чувствуется одиночество от обладания свободой. А что такое
свобода? Возможно, это несогласие с тем, что тебя окружает; возможно, холодный
и трезвый взгляд на общество и несогласие жить, как все, думать, как все,
совершать поступки, как все. Это свобода мыслить, свобода действовать, свобода
мечтать и летать.
М. Ю. Лермонтов
сравнивает себя с тучами-странниками, но если тучи мчатся над просторами
бесцельно, куда гонит ветер, то поэта мчит изгнание. Поэт перечисляет причины,
которые могут изгонять свободного:
Кто же вас
гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли
тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас
тяготит преступление?
Или друзей
клевета ядовитая?
Но нет ответа,
и поэт понимает, что только скука и внутренний холод гонят тучи, а это,
по-моему, не свобода, а прозябание.
Восточное
сказание "Три пальмы" также пронизано свободой, только три пальмы и
ручей не оценили ее: И стали три пальмы на бога роптать:
"На то ль
мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в
пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы
вихрем и зноем палимы,
Ничей
благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о
небо, святой приговор!"
Мне кажется,
что М. Ю. Лермонтов хотел здесь раскрыть чувства забвения, заброшенности и
отчаяния от невостребованности. Бог услышал негодование оазиса, тут же появился
большой и яркий караван, гости утолили жажду студеной водой из ручья, отдохнули
в тени пальм, а к вечеру, когда сумрак на землю упал, по корням упругим топор
застучал, и пали без жизни питомцы столетий!" Насладившись теплом костра,
наутро караван отправился в путь.
И следом
печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь
пепел седой и холодный.,. ...
И ныне все дико
и пусто кругом —
Не шепчутся
листья с гремучим ключом:
Напрасно
пророка о тени он просит —
Его лишь песок
раскаленный заносит...
Почему
пострадали пальмы и ручей, который высохнет? Потому что всегда нужно ценить
свободу, потому что никто со стороны ее не оценит, скорее, уничтожит или
искалечит. Внутренняя свобода должна быть тайной одного человека, а не показным
достоянием всего общества.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/