Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы
Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы
Тема свободы и ее отражение в одном из произведений
русской литературы
Максим
Горький вошел в русскую литературу как писатель, на собственном опыте познавший
жизнь с мрачных и неприглядных сторон.
Он в свои двадцать лет увидел мир в таком разнообразии, что кажется невероятной
его светлая вера в человека, в его
душевное благородство, в его силу возможности. Молодому писателю было присуще
стремление к идеалу. Он остро чувствовал
растущее в обществе недовольство укладом жизни.
Ранние
произведения М. Горького овеяны романтизмом. В них писатель предстает перед
нами как романтик. Он выступает один на
один с миром, подходит к действительности с позиции своего идеала.
Романтический мир героев противостоит реальному.
Большое
значение играет пейзаж. Он отражает душевное состояние героев: ”…окружавшая нас
мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо
отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное
море…”. Мы видим, что духовный мир
героев находится в конфликте с реальностью. Один из главных героев рассказа
Макар считает, что “человек раб – как только
родился”. Попробуем доказать это или опровергнуть.
Герои
Горького – одаренные вольнолюбивцы. Не скрывая темных сторон жизни своих
героев, автор опоэтизировал многих из них.
Это сильные духом, красивые и гордые люди, у которых “солнце в крови”.
Лойко
Зобар – молодой цыган. Для него высшей ценностью является свобода,
откровенность и доброта: ”Он любил только коней и ничего больше, и то недолго – поездит,
да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. У него не было заветного – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его
из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было”. Радда настолько горда, что ее не может сломить
любовь к Лойко: ” Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше,
чем тебя”. Для этих героев характерен пафос свободы. Неразрешимое противоречие между Раддой и Лойко – любовью и
гордостью, по мнению Макара Чудры, может разрешиться только смертью. И сами герои отказываются от любви, счастья и
предпочитают погибнуть во имя воли и абсолютной свободы.
Макар
Чудра, находясь в центре повествования, получает возможность самореализации. Он
считает, что гордость и любовь несовместимы.
Любовь заставляет смириться и покориться любимому человеку. Макар, говоря о
человеке, с его точки зрения, несвободном,
скажет: “ Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит
ему сердце? Он раб – как только родился,
и все тут!” По его мнению, человек, рожденный рабом, не способен совершить
подвиг. Эта мысль перекликается с
заявлением Ужа из “Песни о Соколе”. Он сказал: “Рожденный ползать – летать не
может”. Но с другой стороны, мы видим,
что Макар восхищается Лойко и Раддой. Он полагает, что именно так должен
воспринимать жизнь настоящий человек,
достойный подражания, и что только в такой жизненной позиции можно сохранить
собственную свободу.
Читая
рассказ, мы видим заинтересованность автора. Он, повествуя нам о Радде и Лойко
Зобаре, пытался исследовать их слабые и
сильные стороны. И авторское отношение к ним – восхищение их красотой и силой.
Конец рассказа, где писатель видит, как
“ кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко
поравняться с гордой Раддой”, проявляет
его позицию.
В
этом рассказе Горький на примере Лойко Зобара и Радды доказывает, что человек
не раб. Они гибнут, отказываясь от любви,
счастья. Радда и Лойко жертвуют своей жизнью ради свободы. Именно эту мысль
Горький выразил устами Макара Чудры, который
свою историю о Лойко и Радде предваряет следующими словами: “Ну, сокол, хочешь
скажу одну быль? А ты ее запомни и, -
как запомнишь, - век свой будешь свободной птицей”. Горький стремится своим
произведением взволновать и вдохновить читателя,
чтобы он, как и его герои, почувствовал себя “свободной птицей”. Гордость
делает раба свободным, слабого – сильным.
Герои рассказа “Макар Чудра” Лойко и Радда предпочитают смерть несвободной
жизни, потому что сами горды и свободны.
В рассказе Горький выступил с гимном прекрасному и сильному человеку. Он
выдвинул новое мерило ценности человека:
его волю к борьбе, активность, способность перестроить жизнь.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
http://lib.sportedu.ru