Что же такое
совесть в понимании Достоевского? Решающее значение у Достоевского имеет
вопрос: насколько человек искренен и какой степени человечества он достиг.
Безразлично как прошло это очищение. Никакое распутство не порочит, и никакое
преступление не губит: нет другого суда перед Богом, кроме совести. На тему
совести в романах Достоевского очень подробно и интересно рассуждал Анненский,
слова которого мне бы хотелось процитировать в своей работе.
«Я различаю в
романах Достоевского два типа совести. Первый - это совесть Раскольникова,
совесть активна: она действует бурно, ищет выхода, бросает вызовы, но
мало-помалу смиряется и начинает залечивать свои раны. Другая, и Достоевский
особенно любит её рисовать, - это совесть пассивная, свидригайловская: эта
растёт молча, незаметно, пухнет, как злокачественный нарост, бессильно
осаждаемая призраками (помните, что у Свидригайлова и самые призраки-то были не
только обыденны, но склонялись даже в комическую сторону), и человек гибнет
наконец от задушения в кругу, который роковым образом оцепляет его всё уже и
уже. (…) Один из критиков назвал талант Достоевского жестоким -это
некардинальный признак его поэзии, но всё же она несомненно жестока, потому что
жестока и безжалостна прежде всего человеческая совесть. Одна Катерина Ивановна
Мармеладова чего стоит? Сколько надо было на сердце неумолимых упрёков совести
- своих ли или воспринятых из вне, - всё равно, - для этого эшафодажа
бессмысленных и до комизма нагромождённых мук.
Кстати
Достоевского обвиняют в сгущение красок, в плеоназмах и нагромождениях - но
пусть каждый проверит себя в минуты насторожившейся или властно упрекающей
совести - и он ответит на это обвинение сам. Нагромождение стало бы не
художественным, откройся в нём хотя одна черта не подлинного мелодраматического
ужаса, но кто и когда мог поставить на счёт своей заговорившей совести её
многоречие или преувеличения.
На фоне творческой
совести - у нас, обыкновенных людей, она говорит много что вопиет, у
Достоевского она же творила и рисовала, - вырастали в романах Достоевского
целые образы: таковы сестра закладчицы Лизавета, Сонечка Мармеладова. Этим я
хочу сказать, что были в его поэзии лица художественно подчинённые другим,
необходимые не столько сами по себе, сколько для полноты и яркости переживаемых
другими, часто незримых драм.
Сопоставьте
только всю ненужную риторичность Раскольникова, когда он, нагнувшись к ногам
Сонечки Мармеладовой и целуя их, поклоняется всему человеческому страданию,
сопоставьте этот ораторский жест с тем милым движением, которым та же Сонечка
после панихиды по Катерине Ивановне нежно прижимается к Раскольникову, будто
ища его мужской защиты, а про себя инстинктивно желая влить хоть немножко
бодрости в это изнемогающее от муки сердце, - сопоставьте, и вы поймёте, что
должен испытывать, оставаясь один, убийца Лизаветы.»
Но Достоевский
изображал и Лужина, которому совесть не нужна. Изображение его получилось у
Достоевского грубое, в какой-то мере даже страшное. «Решительно ни чёрточки нет
в том же Лужине забавной.» А если подумать, Лужин единственный в романе не
терпит никакого наказания за свои деяния. И что же этим хотел сказать нам
Достоевский? Ведь у него не бывает ничего просто так… Я хочу ещё раз заметить,
что каждый извлекает из Достоевского что-то для себя, близкое себе. Такая
судьба Лужина доказывает мне ещё раз, что мир несправедлив, мир жесток. Моим
жизненным наблюдениям я нашла подтверждение в романах Достоевского. Именно это
привлекает меня в его творчестве, он не строит иллюзий о том, что мир в котором
мы живем безоблачен. Сколько мы за свою жизнь встречаем таких Лужиных, которые
проживают спокойно свою жизнь, причиняя людям боль, они мелкие, расчётливые. Я
удивляюсь, насколько актуальны все вопросы и проблемы, поставленные в романах
Достоевского! Именно такие Лужины могут ужиться в современном обществе. Что как
не это говорит о том, что мы живём в жестоком, непонимающем нас мире, мы
крутимся в нём, пытаемся сами понять его, но безуспешно… Достоевский изображает
не просто события, людей, он показывает то, как люди пытаются ужиться в этом
мире, понять его для себя, их постоянные внутренние переживания, он показывает
нам «наш мир», в котором мы живём.
Чтобы более
точно изобразить психологическое состояние человека, Достоевский нередко
прибегает к описанию погоды. Она иногда расшифровывает, иногда только лишь
намекает на состояние души героя. И очень важно, что она служит созданию
определённого настроения у читателя настроения. Например, описание Петербурга,
перед самоубийством Свидригайлова.
«Молочный,
густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошёл по скользкой, грязной
деревянной мостовой, по направлению к Малой Неве. Ему мерещилось высоко поднявшаяся
на ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки. Мокрая трава,
мокрые деревья и кусты и, наконец, тот самый куст… С досадой стал он
рассматривать дома, чтобы подумать о чём-нибудь другом. Ни прохожего, ни
извозчика не встречалось по проспекту. Уныло и грязно смотрели ярко-жёлтые
деревянные домики с закрытыми ставнями. Холод и сырость прохватывали всё его
тело, его стало знобить. Изредка он наталкивался на лавочные и овощные вывески
и каждую тщательно прочитывал. Вот уже и кончилась деревянная мостовая. Он уже
поравнялся с большим каменным домом. Грязная, издрогшая собачонка, с поджатым
хвостом. Перебежала дорогу. Какой-то мёртвенно пьяный в шинели лицом вниз лежал
поперёк тротуара поглядел на него и пошёл далее…»
Невольно
приходит в голову мысль: разве в такой обстановке может происходить что-то
светлое, хорошее, радостное Оно и не происходит. Душевное состояние героя
сопоставляется с описанием погоды. Описание ненастной, неприятной погоды
создаёт определённую психологическую атмосферу, атмосферу предельного
психологического напряжения, часто страдания, душевной муки. Душевное состояние
героя сопоставляется с описанием погоды. В описании очень часто употребляется
слово «грязный», видимо, как душа Свидригайлова, которая грязна, порочна. На душе
у него «холод и сырость» И читателю становится понятна сама причина
самоубийства. Я подумала : «Наверное, Свидригайлов стал себе настолько
противен, что не мог жить осознавая насколько он подл.
Психологическая
атмосфера в повествовании настолько сгущена и напряжена, а внимание к
внутреннему миру героев настолько прочно, что это даёт возможность писателю
применять приём полного или частичного умалчивания о душевном состоянии героя,
выражая это переживание через мимику, телодвижения. Как например в следующем
случае: « Как это случилось, он сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило
его и как бы бросило к её ногам. Он плакал обнимал её колени. В первое
мгновение она ужасно испугалась, и всё лицо её помертвело. Она вскочила с места
и, задрожав, смотрела не него. Но тотчас же, в тот же миг она всё поняла. В
глазах её засветилось бесконечное счастье; она поняла и для неё уже не было
сомнения что он любит, бесконечно любит её и что настала же наконец эта
минута….
Они хотели было
говорить, но не могли. Слёзы стояли в их глазах.»1
Или такой
случай: « Раздались восклицания со всех сторон. Князь побледнел. Странным
укоряющим взглядом поглядел он Гане прямо в глаза; губы его дрожали и силились
сто-то проговорить; какая-то странная и совершенно неподходящая улыбка кривила
их.
-Ну пусть хоть
мне…а не дам!…- тихо проговорил он наконец; но вдруг не выдержал, бросил Ганю,
закрыл руками лицо, отошёл в угол, стал лицом к стене и прерывающимся голосом
проговорил:
-О, как вы
будите стыдится своего поступка!»2
Умалчивание в
данных случаях применяется Достоевским именно в такие моменты, когда выявляются
самые глубокие пласты психики и внутреннее состояние героя становится настолько
противоречивым и сложным, смутным, что по-другому это уже изобразить нельзя.
Умалчивание намекает на неисчерпаемую глубину, тем самым ещё более усиливая
психологическое напряжение.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/