Мне
кажется, никто лучше М. Цветаевой не сказал о сущности этого художника слова. В
очерке об А. Белом “Плененный дух” вырисовывается образ мятущейся души, горячо
любящей людей, жизнь, свою родину.
Тема
родины всегда волновала поэта. О его книге стихов “Пепел” критики говорили, что
это явный поворот к Некрасову, к народничеству. Сам А. Белый всегда закавычивал
слово “народничество” в связи со своим “поворотом к Некрасову”. Он делал это
потому, что приходилось отвечать на критику тонко. Он говорил:
“Мне
отказывали в праве писать о русском народе только потому, что я автор
“декадентских симфоний”. Говорили о том, что мой поворот к Некрасову совершенно
неожиданный... Мои “народнические” стихотворения появлялись уже в печати четыре
года тому назад... В книге “Пепел” собраны и переработаны мои прежние
стихотворения; не более. А любить Россию свойственно русскому человеку;
направление, литературная форма тут ни при чем”.
Хочу
отметить, что А. Белый одним из первых символистов сумел увидеть Россию и
русский народ как земную реальность, а не какое-то мистическое начало, в
котором многие художники просто запутались и потеряли нравственные ориентиры.
Но чем пристальнее поэт вглядывался в жизнь России, тем дальше отодвигались его
надежды на ее скорое обновление. Образы светлые и яркие все больше вытеснялись
в его стихах мрачными по своей тональности картинами. Он видел беспросветное и
нищенское существование простого народа. В некоторых стихах сквозит даже
чувство отчаяния:
Роковая
страна, ледяная,
Проклятая
железной судьбой —
Мать-Россия,
о родина злая,
Кто
же так подшутил над тобой?
Эти
строки стихотворения “Родина” написаны еще в 1908 году. Поэт не находит ответа
на роковой вопрос. Далее рождаются у него стихи, по силе отрицания не имеющие
аналогов в русской поэзии:
Исчезни
в пространство, исчезни,
Россия,
Россия моя!
С
этим сравнимы лишь известные стихи Г. Иванова, где рефреном проходит мысль:
“Хорошо, что нет России”, но там больше утверждения отрицанием, нежели отказ от
родины. А. Белый явно больнее Г. Иванова был сжигаем мучительным чувством
разлада с нравственным ощущением Родины.
Несмотря
на присущие А. Белому сомнения в том, что надо быть зависимым от своего рода и
племени (он уже метил в космополиты, пытался осознавать себя человеком мира),
именно в российской жизни он видел возможность для разрешения духовного кризиса
всего человечества.
А.
Белый был не одинок в таком устремлении, но и все же... И когда в августе 1917
года, в преддверии революционных событий, его мечта начала осуществляться, он
был готов и себя, и свое творчество принести в жертву Отчизне ради ее свободы:
И
ты, огневая стихия,
Безумствуй,
сжигая меня,
Россия,
Россия, Россия —
Мессия
грядущего дня!
Итак,
при всей многогранности своего мироощущения А. Белый никогда с такой силой не
увлекался более ни одним духовным образом. И его трагическая жизнь в эмиграции,
его разногласия с литературой и политической средой не заслонили от него этот
прекрасный образ России.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/