К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила
развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахматовой. Тема Родины стала
одной из основных в ее поэзии прежде всего потому, что Ахматова жила в очень
сложную, трагическую для России и для самой Ахматовой эпоху. Это также связано
с личностью поэта, с тем, что, восприняв судьбу России, как свою, она не
уехала из страны, а, выдержав все испытания, осталась до конца верна своей
Родине, не изменив при этом и самой себе.
Тема Родины меняется в разные периоды творчества поэта.
Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.
Стихотворения первых сборников Ахматовой — «Вечера» и «Чёток»
— написаны в основном на любовную тему. В этих сборниках нет стихов о Родине.
Тема Родины впервые появляется у Ахматовой в сборнике «Белая стая».
Сборник «Белая стая» был опубликован в 1917 году, в него вошли
стихотворения, написанные в 1912—1916 годах, в период больших потрясений и
испытаний для России, в период первой мировой войны. В это время многое
меняется и в жизни самой Ахматовой: Гумилев уходит на фронт, Ахматова болеет
туберкулезом, Ахматова встречает Б. Анрепа. Перелом в жизни Ахматовой и в жизни
страны приводит к существенным изменениям в творчестве поэта. Ахматова уже не
может писать стихи только на узко любовную тему. В «Йелой стае» появляется тема
Родины. Ахматова воспринимает первую мировую войну как страшную национальную
трагедию. «И ранней смерти так ужасен вид, что не могу на Божий мир глядеть
я», — пишет она в стихотворении «Майский снег».
Стихи «Белой стаи» строгие и философские, в них ощущается
близость неотвратимой катастрофы, предчувствие страшных и трагических событий
в жизни России. Ахматова всегда оставалась в стороне от политики, но она
выражала отношение к России в своих стихах («Думали: нищие мы...»).
В «Белой стае» возникает тепло жертвенной любви к Родине.
Острую боль переживания за судьбу России мы видим в стихотворении «Молитва».
Ахматова готова на все ради России, она готова принести в жертву себя, свой
«песенный дар», близких, друзей, даже ребенка, только бы «туча над темной
Россией стала облаком в славе лучей».
С изменением в тематике стихов меняется и общая стилистика
ахматовского слога: стиль Ахматовой становится очень строгим, аскетичным.
В «Белой стае» начинает проявляться национальное самосознание
Ахматовой. Теперь Ахматова ощущает свою оторванность от жизни народа. В этом
сборнике проявляется стремление поэта слиться с народом:
Лучше б мне частушки задорно выкликать,
А тебе на хриплой гармонике играть.
И ходить на кладбище в поминальный день
И смотреть на белую Божию сирень.
Ахматова знает, что «где-то есть простая жизнь и свет,
прозрачный, теплый и веселый...», но она пока не может отказаться от своей
жизни, она еще не готова жить одной жизнью с народом:
Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды,
Широких рек синеющие льды,
Бессолнечные мрачные сады
И голос Музы еле слышный.
Следующий сборник «Подорожник» выходит в 1921 году. Он
создается в трагические для России годы. Особенность стихотворений этого
сборника заключается в том, что все исторические события: война и революция —
осмысляются не в историческо-философском, а в личностно-поэтическом плане.
Поэты и писатели XX века либо принимали революцию и воспевали ее, либо уезжали
в эмиграцию. Ахматова, одна из немногих, выбрала третий путь. Стихотворения
«Петроград», «Не с теми я, кто...», «Мне голос был...» далеки от принятия
революции, но они также далеки от политической ненависти. Гражданские стихи
Ахматовой относятся не к политике, они связаны с проблемой нравственного и
жизненного выбора.
Стихотворение «Ты отступник...» адресовано конкретному
человеку, в основе стихотворения конкретная ситуация из личной жизни Ахматовой.
Оно связано с эмиграцией Б. Анрепа. В стихотворении звучит горький упрек
человеку, предавшему не только свою любимую, но и свою страну. Судьба героини
стихотворения сливается с судьбой России. Примечательно, что для Ахматовой
теперь Россия связана с народом, народными традициями, православием:
Ты — отступник: за остров зеленый
Отдал, отдал родную страну,
Наши песни, и наши иконы,
И над озером тихим сосну.
Стихотворение «Мне голос был...» уже менее конкретное.
Непонятно, чей голос зовет героиню оставить Россию: или внутренний, или «глас
свыше» (или считать, что лирическая ситуация стихотворения напоминает о
библейской теме «исхода» праведников из грешной земли), или это голос Анрепа и
друзей-эмигрантов Ахматовой.
Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным
выбором. И она выбирает Россию, принимая ее судьбу как свою:
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не оскорбился (у Ахматовой -"не осквернился») скорбный
дух...
Стихотворение 1922 года «Не с теми я, кто...», вошедшее в
третий сборник «Anno Domini»,
опубликованный в 1922 году, содержит еще большие обобщения: Ахматова отделяет
себя от всех эмигрантов, от всех, кто «бросил землю». В первых двух строфах
стихотворения речь идет о тех, кто уехал, в двух последних — о тех, кто
остался. Бросившие землю у Ахматовой вызывают жалость, а не презрение и
пренебрежение. Оставшиеся в России воспринимают свою трагическую судьбу «бесслезно»,
«надменно» и «просто», поэтому они намного выше уехавших.
Стихотворение «Петроград» продолжает эту же тему:
Никто нам не хотел помочь
За то, что, город свой любя,
А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя,
Его дворцы, огонь и воду.
В стихотворении появляется местоимение «мы». Ахматова
чувствует связь со всеми патриотами, оставшимися на Родине, она уже не
одинока.
В «Anno Domini»
появляется неожиданная радость, среди несчастий, горя, смертей Ахматова
все-таки видит свет и успокаивается, со смирением принимает она все, что
происходит с Россией:
Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькает крыло,
Все голодной тоской изглодано,
Отчего же нам стало светло?
В «Anno Domini»
усиливается народное начало. Образ героини становится более цельным и
гармоничным. Появляется все больше стихотворении, близких фольклору,
например « Третий Зачатьевский».
Переулочек, переул...
Горло петелькой затянул.
Тянет свежесть с Москва-реки
В окнах теплятся огоньки...
Ахматова полностью сливается с русским народом в поэме
«Реквием», посвященной страданиям всего репрессированного народа. В поэме можно
выделить несколько смысловых планов. Первый план представляет личное горе
героини — арест сына. Но голос автора сливается с голосом тысяч российских
женщин — сестер, жен, вдов репрессированных — это второй план рассмотрения
личной ситуации. Ахматова говорит от лица своих «невольных подруг». Ахматова
обращается к кровавым страницам истории России со времен стрелецкого бунта.
План повествования соотносится с историей России. Евангельский сюжет «Распятие»
расширяет рамки «Реквиема» до общечеловеческого масштаба.
«Реквием» — это не только самое личное, но и наиболее всеобщее
из произведений Ахматовой. «Реквием» — это истинно народное произведение и по
форме (Ахматова использует фольклорные элементы), и по содержанию: в нем
говорится о трагедии и скорби всего русского народа.
В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощутив свою жизнь
как часть народно-национального бытия, пишет стихотворения, которые отражают
душевный настрой сражающейся России.
Интимная лирика полностью исчезает. Все стихотворения
наполнены патриотической взволнованностью за судьбу России. В цикл «Ветер
войны» входят стихотворения, пронизанные как утверждением силы, воли, мужества
народа, так и щемящим чувством матерей, жен, сестер русских солдат. Характерно,
что в лирике второй мировой войны господствует местоимение «мы». Стихотворения,
посвященные войне, свидетельствуют о торжестве народного начала. Ахматова чувствует,
что вся страна — это и Родина. В своих стихотворениях она выражает любовь к
России и веру в победу.
Стихотворение «Родная земля» звучит заключительным аккордом в
теме Родины. В нем представлены разные значения слова «земля». Это и грунт
(«грязь на калошах»), и пыль («хруст на зубах»), и нравственная почва, и
первоматерия («ложимся в нее и становимся ею»). В позднем творчестве Ахматовой
Родиной становится просто русская земля и все, что на ней находится.
Таким образом, тема Родины в творчестве Ахматовой претерпевает
сложную эволюцию. Само понятие Родины менялось в поэзии Ахматовой. Сначала
Родиной для Ахматовой было Царское Село, конкретное место, где прошли ее
детские и юношеские годы. Потом Родиной становится Петербург. В годы великих
испытаний и народных бедствий, в период репрессий Сталина и в период Великой
Отечественной войны Ахматова сливается с русским народом, ощущает себя его частью,
считая своей Родиной всю страну. К концу жизни Ахматова приходит к осознанию
Родины как просто русской земли.
В течение всей своей жизни Ахматова не перестает переживать,
страдать за Россию. Она с христианским смирением принимает все, что происходит-
с Россией, не жалея о том, что не уехала из страны. Ахматова считает, что быть
поэтом и творить можно только на Родине.
«Я не переставала
писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего
народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической
истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события,
которым не было равных».
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru