Роман
"Обломов" был создан накануне крестьянской реформы, в 1859 году.
Главная идея заключается в том, чтобы показать пагубное влияние крепостничества
на жизнь крестьян и помещиков. Это самое влияние мы видим на примере одного
помещика Обломова.
На протяжении
всего романа мы прослеживаем тему рабства. Рабства не только крестьян,
находящихся во владении своего барина, но и самого помещика, который является
рабом своих рабов, ибо без них его существование обречено: сам он не может не
только зарабатывать себе на жизнь, но и одеваться. Обломов говорит своему слуге
Захару: "Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава
Богу!" Это восклицание говорит о том, что Обломов и подобные ему люди не
только не понимают, что неумение самим одеваться позорно для взрослых людей, но
даже гордятся этим. Крепостничество позволяло помещикам не заботиться о
"хлебе насущном", что, в результате, привело к бездействию и деградации.
Но рабство
бывает не только непосредственно физическое, но и духовное. Многовековое
крепостное право привело к тому, что крестьяне, не знающие другой жизни, стали
нравственными рабами своих помещиков. Они привыкли терпеть бесправие и
унижение. Таков, например, Захар. Вся его жизнь прошла рядом с Обломо-вым, за
которым он ухаживал с младенчества. Захар не представлял себе другой жизни,
ведь он крепостной, и барин может сделать с ним всё, что захочет: наказать,
продать, даже убить, и это не будет считаться преступлением. Сон Обломова глава
романа, выделенная особо, ведь она рассказывает о детстве Обломова, быте его
семьи, её нравственных условиях. В этом сне мы прослеживаем становление, а
вернее сказать, деградацию Обломова. Обломовка стояла обособленно от других
поселений. До ближайшего города было вёрст тридцать, поэтому жизнь обломовцев
протекала умеренно: "Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют в нравах
людей в том краю. "
Эта обстановка
прослеживается в быту как крестьян, так и их господ. К людям в Обломовке (так
называли крепостных) относились, как к вещам. Тому пример случай с галереей: у
барского дома была ветхая галерея, по которой запрещалось ходить маленькому
Обломову, так как она могла обвалиться в любой момент. Крепостные же ходили по
ней довольно часто, ведь их жизнь ничего не стоит. Но рабство, может быть, ещё
более страшное, чем крепостное, рабство, в котором началась жизнь Обломова. Он,
любознательный и живой, как все дети, был вынужден вести несвойственный его
возрасту образ жизни. Постоянная опека родителей, нянек и тёток не дала ему
возможности полноценно развиваться. Все попытки к самостоятельной деятельности
опровергались доводами: "Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на
что?" Захочется ли ему чего-нибудь, и уже трое-четверо слуг спешат
исполнить его пожелание. Всё это привело к порабощению Обломова.
Крепостное
рабство является замкнутым кругом. С одной стороны, истинные рабы крестьяне,
выполняющие порой непосильную работу ради процветания и обогащения своих
господ, с другой стороны помещики, невольные нравственные рабы государственного
строя, основанного на бесправном труде крестьян. Отсюда следует единственно
правильный вывод: Обломов раб свих рабов, больший раб, нежели они сами.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/