В русской
поэзии существует прекрасная традиция: каждый поэт, будь он мал или велик, не
мог не задумываться о назначении творчества, о своем месте в жизни современного
ему общества, о роли поэзии в жизни людей. У Маяковского, поэта революции, было
много общего в понимании роли поэта и поэзии с классиками XIX века. Пушкин
призывал "глаголом жечь сердца людей", "милость к падшим
призывал". Лермонтов, продолжатель лучших традиций своего великого
современника, уподоблял поэзию боевому оружию, утверждая действенное значение
литературы в нравственном и политическом преобразовании общества. Некрасов
считал, что поэт, независимо от степени его таланта, должен быть прежде всего
гражданином, воспринимающим боль и страдания народа, как свои собственные.
"Светить всегда, светить везде", — так определял задачу поэзии В.
Маяковский. Он жил в сложную переломную эпоху, которая выдвинула перед ним
целый ряд новых требований и целей. Октябрьская революция поставила перед
советской литературой задачу создания нового социалистического искусства. В
стихотворении "Приказ № 2 по армии искусств" Маяковский обращается к
современным писателям и поэтам с призывом: "Товарищи! Дайте новое
искусство — такое, чтобы выволочь республику из грязи". По убеждению
Маяковского, искусство должно войти в жизнь, поэт — стать таким же необходимым
и полезным людям, как солнце. Об этом он пишет в стихотворении
"Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на
даче". Солнце приходит в гости к поэту-труженику, поэту-агитатору,
заваленному работой. Эта нереальная фантастическая история теряет мистическую
многозначительность благодаря мягкому юмору, введению в повествование забавных
бытовых деталей. У Маяковского светило "заговорило басом",
потребовало варенья и даже снизошло до дружеской болтовни с поэтом. Но вот в
ироническом авторском повествовании незаметно появляются серьезные ноты,
которые затем возвышаются до патетики.
"...Пойдем,
поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером
хламе.
Я буду солнце
лить свое,
А ты — свое,
стихами".
Аллегорическая
форма помогает поэту ярко и образно выразить свое понимание роли поэзии,
искусства в обществе. Цель солнца — светить людям, давать жизнь всему живому на
земле. Таким же неутомимым тружеником должен быть поэт. Свет поэзии для людей —
то же, что свет солнца. И поэт, понявший это, радостно несет свою нелегкую
ношу.
Светить всегда,
светить везде,
до дней
последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
—
и солнца!
Маяковский
никогда не обожествлял поэзию, не накидывал на нее флер таинственности и
загадочности. Напротив, "труд мой любому труду родствен", — утверждал
поэт. Но вместе с тем он вовсе не склонен был преуменьшать значение и
результаты этого труда. Да, поэт, работая над стихом, затрачивает гигантские
усилия:
Поэзия —
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Только упорный
вдохновенный труд дает поэту право стать "водителем" народа, а не его
"слугой". Только тогда:
Эти слова
приводят в движение
тысячи лет
миллионов сердца.
Поэт — это
активный строитель новой жизни. Маяковский считает поэзию мощным оружием борьбы
с тем, что мешает людям нормально жить. Он вновь и вновь возвращается к мысли о
том, что "чистого", нейтрального искусства нет. Каждый, кто служит
ему, по мнению Маяковского, должен четко определить свои идейные позиции, найти
свое место в строительстве новой жизни. В неоконченной поэме "Во весь
голос" Маяковский подводит итог своей 20-летней поэтической деятельности.
По форме это произведение представляет собой острый полемический разговор поэта
социалистической эпохи с потомками. Здесь Маяковский обращается к тем, кто
будет жить в "коммунистическом далеко", разговаривает с ними,
"как живой с живыми". Он, подобно Пушкину в "Памятнике",
старается осмыслить суть и значение своей поэзии, объяснить далеким потомкам, в
чем заключается назначение почта советской эпохи. Только тот может быть
истинным поэтом, кто весь свой талант щедро отдает трудовому народу.
И все
поверх зубов вооруженные войска,
что двадцать
лет в победах
пролетали,
до самого
последнего листка
я отдаю тебе,
планеты пролетарий.
Бескорыстное
служение людям, равнодушие к почестям и славе — вот отличительные черты
Маяковского-поэта. И это дает ему уверенность в том, что его "стих трудом
громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел
водопровод, сработанный еще рабами Рима". Голос Маяковского доносится к
нам сквозь десятилетия. Что же мы ответим ему? Пророчества великого советского
поэта не сбылись. На многое мы смотрим сейчас совсем по-иному, но как нам не
хватает страстной веры Маяковского в светлое будущее, его огромной любви к
своему отечеству! Разбились мечты поэта о коммунизме, развеялся миф, созданный
большевиками. Нынешняя действительность продемонстрировала крах идеологии
советского государства, основанного на насилии. Значит ли это, что Маяковский
безнадежно устарел, что его поэзия уже не интересна и не нужна людям? Я думаю,
что настоящий большой талант не зависит от политической ситуации в стране,
перемены идеологий. Те поэты, которые воспевали социализм по обязанности, из
конъюнктурных соображений, ушли в безвестность вместе с идеологией, которая
обнаружила свое окончательное банкротство. А Маяковский по-прежнему жив, ибо
каждая его поэтическая строчка искренна. Он писал только о том, во что верил, к
чему стремился. По-прежнему злободневна его сатира, бичующая бюрократизм,
приспособленчество, пошлость. Мы продолжаем зачитываться его изумительными
поэмами и стихами о любви, открывая для себя новые грани этого всепоглощающего
чувства. Мы до сих пор восхищаемся оригинальностью и необычностью его языка и
стиля. И как-то незаметно приходим к выводу: чтобы обрести вечную жизнь в своей
поэзии, художник должен быть прежде всего искренним и честным с самим собой и с
людьми. И тогда, как писал Маяковский:
Заглуша
поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой
с живыми говоря.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/