К теме
Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе этот город
с момента своего возникновения воспринимался не только как новая столица, но и
как символ новой России, символ ее будущего. Однако отношение к Петербургу в
русском сознании всегда было двойственным. Одни видели в нем гордый “град
Петров”, другие — проклятый город, случайно возникший над водной бездной наперекор
стихии и разуму. А. С. Пушкин одним из первых показал противоречивый облик
Петербурга, “города пышного, города бедного”. В поэме “Медный всадник” северная
столица, ставшая памятником дерзновенным замыслам великого императора, отнимает
последнюю надежду у Евгения. За парадной пышностью Петербурга скрывается
холодный, жестокий мир человеческого бесправия. Город равнодушен к судьбе
“маленького человека”.
Эта мысль
получила блестящее развитие в творчестве Н. В. Гоголя. Автор “Носа”, “Записок
сумасшедшего”, “Невского проспекта”, “Шинели” создал художественный образ
столицы, в котором выражена социальная и нравственная суть города. Гоголевский
Петербург — город нищих чиновников, мастеровых, бедного люда — противостоит
парадному блеску Невского проспекта. Красота главной улицы призрачна и
обманчива. Она не может скрыть нищеты и трагизма жизни большей части города,
ужасной изнанки столицы. “О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Все обман,
все мечта, все не то, чем кажется!” — восклицает Н. Гоголь. За внешней
нарядностью всегда чисто подметенных тротуаров Невского проспекта, по которому
движутся вереницы карет и потоки щегольски разодетых прохожих, прячутся
разбитые мечты, утраченные иллюзии, искалеченные человеческие судьбы. Кончает
жизнь самоубийством художник Пискарев, не выдержавший столкновения с реальным
Петербургом. В городе, где ценятся только богатства и чины, где торжествует
самодовольная пошлость, гибнет талант еще одного художника — Чарткова,
растратившего впустую свой великий дар, променявшего вдохновение на кошелек,
туго набитый монетами.
Но враждебнее
всего относится Петербург к “маленькому человеку”. В “Записках сумасшедшего” Н.
Гоголь словами одного из обездоленных героев, чиновника Поприщина, раскрывает
противоречивость и несправедливость общественного устройства: “Все, что есть
лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам”. Атмосфера
безразличия и жестокости сводит Поприщина с ума. Но его сознание настолько
искажено ложными ценностями Петербурга, что в своих болезненных мечтах он видит
себя таким же, как те, по чьей вине приходится страдать бедным чиновникам.
Поприщин сам хочет распоряжаться человеческими жизнями, стремится попасть в
ранг тех, кому “все позволено”. Его воспаленный ум рождает образ Фердинанда
VIII, с которым герой отождествляет себя.
Не менее
драматична судьба другого петербургского жителя — Акакия Акакиевича Башмачкина,
“вечного титулярного советника”, в котором бессмысленная канцелярская служба
убила всякую живую мысль. Единственная цель его жизни — новая шинель. Он думает
о ней, как иной человек — о любви, о семье. Ради нее герой идет на лишения и
полуголодное существование. Не было человека счастливее Акакия Акакиевича,
когда портной принес ему шинель. Но радость оказалась недолгой: ночью его
ограбили. Никто из окружающих не принимает участия в несчастливом чиновнике.
Напрасно ищет помощи Башмач-кин и у “значительного лица”. Одинокий, отвергнутый
всеми, доведенный до отчаяния, он умирает от простуды. Причина его болезни не
холод петербургской зимы, а, скорее, людское равнодушие. Преступное бессердечие
проявляет Петербург и к капитану Копейкину. Общество оказалось черствым и
бездушным по отношению к герою Отечественной войны 1812 года, инвалиду,
лишившемуся всех средств к существованию.
Петербург Н. В.
Гоголя — это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном
единстве. Здесь возможны самые необыкновенные происшествия. Исчезнувший нос
майора Ковалева живет собственной жизнью и к тому же имеет более высокий чин,
чем его хозяин. Все сдвинуто в мире. Всюду царит хаос, рушатся привычные
представления о добре и зле, главным достоинством становится не честь, а чин.
Город способен унизить человека до того уровня, когда он уже перестает замечать
степень своего падения. Пирогов остается самодовольным, не смущаясь поркой,
устроенной ему за волокитство. В. Белинский писал: “Пискарев и Пирогов — какой
контраст!.. О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит
этот контраст! Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой — доволен и счастлив,
даже после неудачного волокитства и ужасных побоев!” Таков Петербург, город
“крестов и звезд”: лучшие погибают, пошлые и ограниченные процветают.
Очень точно
подмечает А. Герцен одну важную особенность северной столицы: “В судьбе
Петербурга есть что-то трагическое, мрачное, величественное”. Эта мысль
приходит на ум при знакомстве с произведениями Н. В. Гоголя.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/