ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф. КАТАНОВА
ИНСТИТУТ
Специальность (или кафедра)
ТЕМА НАРОДА В «ИСТОРИИ ОДНОГО ГОРОДА»
М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Студент-дипломник ______________ Н.В. Кузьмина
Научный руководитель ______________
Рецензент ______________
«ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ»
Зав. кафедрой _____________
«_____» ____________2002 г.
Абакан, 2002
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Эволюция народного миросознания в романе «История одного
города»……………………………………………9
1.1. Народ в понимании М.Е.Салтыкова-Щедрина………9
1.2. Народ и власть как центральная тема «Истории одного
города»……………………………………………………………18
1.3. Народ в разные периоды глуповской
истории………………………………………………………………………………………………………22
1.4. Народные сцены и их место в композиционной структуре
произведения……………………………………………………………35
Глава 2. Художественное своеобразие «Истории одного
города»………………………………………………………………………………………………………43
2.1. Приемы сатиры в романе…………………………………………………43
2.2. Художественные средства изображения
народа…………………………………………………………………………………………………………51
2.3. Место публицистических отступлений в развитии народной
темы………………………………………………………………56
Заключение………………………………………………………………………………………………60
Библиография…………………………………………………………………………………………64
Введение
«История одного города» принадлежит к числу наиболее совершенных и
оригинальных произведений великого русского писателя-сатирика М.Е.
Салтыкова-Щедрина. Изданная впервые в 1870 году отдельным изданием (до
этого книга печаталась отдельными главами в журнале «Отечественные
записки», 1869 – 1870 г.г.), книга сразу же нашла широкий отклик среди
либерально-демократических слоев общества.
И.С.Тургенев в своем письме к Салтыкову-Щедрину писал, что «История
одного города» - это самое правдивое воспроизведение одной из коренных
сторон российской физиологии…»
Тема этой «коренной стороны» по меткому определению И.С. Тургенева –
это тема народа, которая красной строкой проходит через все повествование
романа.
«История одного города» - поразительная по смелости и глубине сатира
на обе главных основы существовавшего строя: на царящее зло самодержавия и
на пассивность народных масс, выносящих это зло. Силы высшей власти –
«градоначальники» - бичуются за то, что они угнетают народ; народ – за то,
что терпят угнетение. Такое сосуществование представлялось писателю «жизнью
под игом безумия», и она воплощена им в образе города Глупова.
Глубина осмысления исторических явлений распространяет великий
художественный суд Щедрина над Глуповом на все тоталитарные, диктаторские
режимы, где бы и когда они ни свирепствовали. Если рассматривать роман с
позиции высказывания «народ имеет власть, которой достоин», то произведение
Салтыкова-Щедрина далеко перешагивает те исторические рамки, что очерчены
автором и находит великое множество аналогий уже в нашей современности.
Этим объясняется непреходящий интерес читателей к «Истории одного города»
Салтыкова-Щедрина.
Целью данной работы является раскрытие темы народа в романе Салтыкова-
Щедрина «История одного города».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить новую научную литературу по теме исследования.
3. Рассмотреть главные стороны сосуществования народа и власти в романе «История одного города».
4. Раскрыть особенности сатиры Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города», показать художественные средства, используемые для изображения жителей Глупова.
Объект исследования – роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».
Предмет исследования – изображение народа в романе «История одного города».
Необходимость рассмотреть роман «История одного города» с позиций
общечеловеческих нравственных ценностей определяет новизну работы и ее
актуальность.
Творчество Салтыкова-Щедрина не раз становилось предметом жарких
споров еще при жизни писателя. Враждебные сатирику литераторы и журналисты
нередко извращали не только идейную направленность его произведений, но и
его творческие принципы. Под их пером Щедрин представал как человек,
стремящийся во что бы то ни стало «окарикатурить» действительность и якобы
отступающий тем самым от правды жизни.
Дружественная писателю критика стремилась не только защитить его от
этих нападок, но и осмыслить важнейшие художественные особенности его
произведений. В выступлениях Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.К.
Михайловского, А.М. Скабичевского было высказано немало здравых соображений
относительно тех или иных сторон сатирической поэтики Салтыкова-Щедрина.
Справедливо говорилось и о том, что творческие принципы сатирика направлены
на выявление жизненной правды, что «карикатуры» писателя не искажают
действительность, а вскрывают ее глубинные закономерности.
После кончины Салтыкова-Щедрина задача литературоведов, занимавшихся
его наследием, состояла в том, чтобы выявить и сделать достоянием гласности
произведения, в свое время не публиковавшиеся по цензурным и иным
соображениям или публиковавшиеся без подписи, а также собрать сочинения
писателя воедино и прокомментировать их. Начало этой работы было положено
книгой А.Н. Пыпина о Салтыкове-Щедрине1, основная часть которой посвящена
журнальной деятельности писателя в 1863 – 1864 годах. Пыпин указал статьи и
рецензии, опубликованные в «Современники» Салтыковым-Щедриным, обстоятельно
проанализировал их, высказав при этом ряд соображений об особенностях
творческой манеры сатирика.
Изучение наследия Салтыкова было продолжено К.К. Арсеньевым1 и В.П.
Кранихфельдом3, которые ввели в научный оборот некоторые неизвестные ранее
материалы, позволившие заглянуть в творческую лабораторию сатирика,
предприняли попытку осмысления идейно-художественного своеобразия его
творчества.
Коллективная и активная работа по выявлению и публикации неизданных
произведений Салтыкова-Щедрина развертывается после революции 1917 года. В
20-е и начале 30-х годов появляются книги: «Неизданный Щедрин»4, «М.Е.
Салтыков-Щедрин. Неизвестные страницы»5, Письма»6 и «Неизданные письма»7
Салтыкова-Щедрина и такие важнейшие статьи, как «Итоги и проблемы изучения
Салтыкова» В.В. Гиппиуса 8 и «Судьба литературного наследства М.Е.
Салтыкова-Щедрина» С.А. Макашина9, в которых был дан содержательный обзор
состояния творческого наследия писателя и намечались задачи по его
дальнейшему изучению и научному изданию.
В это же время выходят два фундаментальных тома «Литературного
наследства» (составитель С.А. Макашин)10, посвященных Щедрину, в которых
было напечатано множество новых материалов, включавших как тексты самого
писателя, так и исследования, касающиеся различных сторон его жизни и
творчества.
В начале 30-х годов М. Ольминским был поставлен вопрос об издании
полного собрания сочинений Салтыкова-Щедрина. Начатое в 1933 г. и
завершенное в 1941 г. это издание явилось событием в культурной жизни
страны. Из двадцати томов его почти восемь заняли тексты, не входившие
ранее в собрание сочинений писателя. Была проведена текстологическая
работа, в результате которой во многом удалось очистить сочинения сатирика
от цензурных вмешательств и издательских ошибок. Издание 1933 – 1941
годов не было лишено серьезных изъянов: названное «полным» оно таковым не
являлось, не отличалось оно и текстуальной точностью, комментарии носили
бессистемный характер и т.п.
В 1965 году начато издание нового собрания сочинений в 20-ти томах под
редакцией С.А. Макашина1. Собрание включает все известные произведения
Щедрина, как законченные, так и незавершенные; уточнены тексты по
прижизненным публикациям; выявлен ряд щедринских текстов, не бывших в
печати; впервые комментируются все произведения Щедрина.
К числу первоочередных задач, стоящих перед щедриноведением, относится
разработка научной биографии писателя. С.А. Макашиным создается
фундаментальная, основанная на тщательном изучении первоисточников, научная
биография писателя2. Выходят в свет монографии о Салтыкове-Щедрине,
принадлежащие перу В.Я. Кирпотина, Е.И. Покусаева, А.С. Бушмина, в которых
содержится обстоятельный анализ творческого пути сатирика[1]. В серии
«Жизнь замечательных людей» выпускается живо написанная А.М. Турковым
научно-художественная биография Щедрина2. Появляются книги, посвященные
отдельным, наиболее выдающимся произведениям писателя, созданные Н.В.
Яковлевым, А.А. Жук, А.С. Бушминым, К.Н. Григоряном и другими 3.
Большое место в щедриноведении занимают работы, посвященные изучению
творчества писателя в его художественной специфичности: поэтика Щедрина,
его стиль, язык, художественные методы. Среди них следует назвать труды Я.
Эльсберга, А. Ефимова, А.С. Бушмина4. Вслед за монографией А. Бушмина
выходит в свет книга профессора Е. Покусаева «Революционная сатира
Салтыкова-Щедрина»5, в которой наиболее полно исследованы произведения,
созданные М.Е. Салтыковым-Щедриным в 70-е годы – годы расцвета литературной
деятельности сатирика. Сопоставительный анализ произведений сатирика и его
литературных предшественников и современников (Гоголя, Тургенева, Л.
Толстого, Достоевского, Некрасова и др.) дал возможность определить
огромную роль Салтыкова-Щедрина в литературе 70 – 80 годов XIX столетия.
Глава I. Эволюция народного миросознания в романе «История одного города».
1.1 Народ в понимании М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Истоки народности М.Е. Салтыкова-Щедрина нужно искать во всем
творческом наследии, которое предшествовало написанию «Истории одного
города». Только поняв гражданскую позицию автора романа, его самобытность и
художественно-публицистический талант, можно осознать подлинную
прогрессивность, социальную значимость и органическую народность «Истории
одного города».
Салтыков-Щедрин вошел в большую литературу «Губернскими очерками». Они
создавались в самом начале 60-х годов XIX века. Демократизм автора заявляет
о себе открытым сочувствием «бедному труженику» - крестьянину, прежде
всего, и столь же открытой враждебностью всему «господски»-дворянскому. Это
слышится в патетике авторских деклараций-признаний: «я вообще чрезвычайно
люблю наш прекрасный народ». С отвлеченным человеколюбием связаны гуманно-
«жалостливые» характеристики крестьян вроде «некрута» Матюши – «славного,
смирного парня… не то чтоб веселого, а скорей боязного, трудолюбивого и
честного». «Я вижу его за сохой, бодрого и сильного, несмотря на капли
пота, струящиеся с его загорелого лица; вижу его дома безропотно
исполняющего всякую домашнюю нужду; вижу в церкви божией, стоящего скромно
и истово знаменующегося крестным знамением; вижу его поздним вечером,
засыпающего сном невинных после тяжкой дневной работы…для него никогда не
кончающейся» [21, 79].
Салтыков-Щедрин любуется большой нравственной силой, которая живет в
неприметных, даже внешне «убогих» представителях народа. Вопрос о народе
как силе общественно-политической пока не ставится. Щедрина интересует
внутренняя, морально-психологическая сторона жизни простого человека [16,
186]. Ему удается разглядеть вековечную народную тоску по идеалам добра и
справедливости, способность простолюдина на «душевный подвиг» во имя идеи.
Ставя вопрос о духовных потенциях народа на религиозную почву, писатель шел
тем самым на сближение со славянофилами. Хотя особой идейной близости с
ними у Щедрина не было; он открыто оспаривает стремление славянофилов
всячески приукрашивать патриархальность, «старину», считает это стремление
утопией [21, 80].
Начиная с «Губернских очерков», Щедрин видел недостатки народа. Он не
страшился высказывать самые горькие истины о крестьянской психологии, о
рабской привычке масс к повиновению. Но делал он это, не прибегая к приемам
сатиры, в тоне глубочайшего сочувствия к нуждам и болям народа. Его
демократические симпатии искренни, но несколько отвлечены, его восприятие
народа – «младенца-великана» - скорее возвышенно поэтическое, нежели
реально-аналитическое [21, 81].
В продолжение и развитие «Губернских очерков» в 1857 году был задуман,
но не осуществлен как единое целое цикл «Умирающие» (или «Книга об
умирающих»). В соответствии с замыслом предполагалось изобразить четыре
характерные типические фигуры «умирающих» героев «прошлых лет», дополняющие
галерею «Губернских очерков». Но главным в этом замысле было намерение
представить в фольклорном духе фигуру крестьянина – Иванушки,
противостоящему дряхлому миру «умирающих». Щедрин писал 17 декабря 1857
года И.С. Аксакову: «Дело в задуманном цикле начинается запевкой, в
которой, в песенном складе, объясняется, как проснулся дурак-Иванушка… В
заключение: эпилог, в котором Иванушка-дурачок снова выступает на сцену:
судит и рядит, сначала робко, а потом все лучше и лучше… Разумеется, эти
умирающие еще совершенно живы и здоровы, но я предположил себе постоянно
проводить мысль о необходимости их смерти и о том, что возрождение наше не
может быть достигнуто иначе, как посредством Иванушки-дурака» [32, 259].
Вскоре образ русского мужика – опоры возрождения России появится на
страницах щедринских произведений.
«Положением 19 февраля» (1861г.) в России отменялось крепостное право.
Крестьяне становились лично свободными. Но процесс экономического
освобождения крестьян был очень сложным.
Вину за обострение отношений мужика и барина в ходе проведения реформы
Салтыков возлагает на «общество наше», которое в самом законном желании
крестьянина уяснить себе известное требование или дело уже видит «бунт».
Условием спокойного осуществления реформы он считает терпеливое разъяснение
крестьянам «Положения 19 февраля». Но «тупоумие властей по крестьянскому
делу столь изумительно, что нельзя быть без отвращения свидетелем того, что
делается» - пишет Салтыков П.В. Анненкову [32, 302].
В это время в воображении Салтыкова-Щедрина начинает формироваться
сатирический образ города Глупова. В очерке «Клевета» (1861г.) город Глупов
– развернутый образ-гротеск, символизирующий целую общественно-политическую
систему. Дворянски-помещечья масса представляется обитателями некоего
«горшка» - глуповцев, некогда получивших и получавших куски от
самодержавной власти: «какая-то рука бросила им в горшок кусок черного
хлеба» [32, 309]. Этот брошенный кусок – символическое обозначение
крепостного права. Но вот явилась «другая рука» (все то же самодержавие, но
в другое время и в новых обстоятельствах «эпохи возролждения»), которая
«ошпарила» глуповцев, то есть лишила их главной опоры – власти над
крепостным крестьянином.
В очерке «Наши глуповские дела» (1861 г.) уже звучит горькая ирония,
ибо спит непробудно под ласкающие звуки волн реки Глуповицы
«благословенный» город и вовсе не желает просыпаться.
У Глупова нет истории. Щедрин не видит в глуповском бытии ничего,
кроме бессмысленных шараханий. «Испуг!» - говорили мне отекшие,
бесстрастные лица моих сограждан; «испуг!» - говорили мне их нескладные,
отрывистые речи; «испуг!» - говорили мне их торопливое, не осмысленное
сознанием стремление сбиться в кучу, чтоб поваднее было шарахаться… Испуг,
испуг, испуг!.. И вдруг я понял и прошлое, и настоящее моего родного
города… Господи! Мне кажется, что я понял даже его будущее!» - почти с
отчаянием восклицает Щедрин [32, 314 – 315].
Но ведь в глуповском «горшке» варятся и крестьяне (Иванушки). В очерке
«Наши глуповские дела» рассказывается притча о старом коне – воронке,
который всегда ходил на пристяжке, а тут его велено втиснуть в оглобли. «Я
сам видел, как выводили воронка из конюшни, как его исподволь подводили к
оглоблям, как держали его под уздцы, все в чаянии, что вот-вот он брыкнет».
Но не брыкнул старый воронко, «не изменил обычаям праотцев», «не исказил
одним махом задних копыт истории Глупова». Иванушка (воронко) тоже оказался
глуповцем.
Из этого иносказания можно заключить, что Щедрин надеялся на активное
участие крестьянства в общественно-политических изменениях, которые
происходили в России в 60-е годы XIX века. Но это не была та страстная вера
в возможность организованного крестьянского выступления, которой отличались
Чернышевский и другие революционные демократы [17, 99]. В конце 1861 года
Салтыков-Щедрин ясно понял, что «воронко» не взбрыкнул и в обозримом
будущем не взбрыкнет.
В четвертом очерке складывавшегося цикла «К читателю» (1862 г) тема
русского крестьянства, тема Ивашек, остается главной. Иванушки в своем
глуповском качестве становятся отныне предметом щедринской сатиры. По этому
поводу рассказывается «глуповский анекдот» о человеке, ослушавшемся
приказаний начальства, которое послало для расправы над ним полицейского.
Дело тут в отношении к расправе свидетельницы-толпы: «…толпа была весела,
толпа развратно и подло хохотала: «Хорошень его! хорошень его!» - неистово
гудела тысячеустая. «Накладывай ему! накладывай! вот так! вот так!» -
вторила она мерному хлопанью кулаков». «Вот тебе младший наш Глупов, наш
Иванушка!» [32, 319]. Вслед за Щедриным становится горько-печально от того,
что нет в русском обществе реальных сил, которые могли бы стать основой его
возрождения.
В 1863 году Щедрин вошел в редакцию журнала «Современник» и стал его
автором: он начал вести ежемесячную хронику «Наша общественная жизнь». И
если предметом глуповского цикла был Глупов дореформенный и
«возрождающийся», то предметом хроники стал Глупов пореформенный,
переживший 1862 год. В событиях этого года Щедрин увидел грань между
«эпохой возрождения», когда на фоне «глуповского распутства» все же
складывалось новое (крестьянская реформа), и эпохой, когда подняло голову,
«окрылилось» старое, «умирающее». «Благонамеренные мечтания о сближении
сословий» Щедрин считает теперь несостоятельными.
Он вновь обращается к народу как к силе, которая явилась определяющим
фактором крестьянской реформы. «Это сила не анархическая, а устроительная»
- считает Щедрин. В истории он видит как бы два потока: историю народа –
«внутреннюю, в конечном итоге устроительную, и историю правителей,
официальную, и, несмотря на внешний блеск, в сущности бесплодную [32, 345].
Мысль о народе как начале начал социально-исторического процесса будет
присутствовать у Салтыкова-Щедрина и в последующие годы («Письма из
провинции», 1868 г). Но наряду с этим в его произведениях останется особый
скептический элемент, связанный с отсутствием у сатирика страстной веры в
возможность скорого крестьянского выступления [21, 83].
В конце 60-х годов XIX века на историческую арену выступило
народничество, теоретики которого – М. Бакунин, П. Лавров, П.
Ткачев – по-разному видели роль народа в историческом процессе. Одни стояли
за то, чтобы немедленно без подготовки поднять крестьянские массы на бунт.
Другие выступали за необходимость идейного просвещения мужика. Чью же точку
зрения разделял Салтыков-Щедрин? Ответом на этот вопрос можно считать роман
«История одного города» (1869 – 1870 г.г.).
Салтыков-Щедрин как хороший знаток русской крестьянской
действительности, трезвый мыслитель, проанализировавший уроки поражения
революционеров 1861 года, предстает перед нами пропагандистом-народником.
Именно это трезвый взгляд на народ позволил Щедрину изобразить глуповцев
«не нагибаясь к мужику», «не кокетничая» с ним. «Губернские очерки» были
полны сочувствия «мужику»; в «Истории одного города» сочувствие дополнилось
суровой критикой народного простофильства. «Он как опытный охотник, смело
и решительно будит спящего в берлоге медведя. Ведь только проснувшись и
поднявшись во весь рост, этот медведь может ощутить себя по-настоящему
сильным» [11, 4]. Именно такой видел свою миссию Салтыков-Щедрин, описывая
историю города Глупова.
«Невозможно ни на минуту усомниться, что русский мужик беден
действительно, беден всеми видами бедности, какие можно только представить,
и, - что всего хуже, - беден сознанием этой бедности» [32, 410]. Вот что
вызывает боль и отчаяние сатирика – «бедность сознанием». Исторически
выработавшаяся «бедность сознанием» – вот главная беда.
Где же выход? Конечно, «сближение с народом» необходимо. Но пора
перестать «сближаться» на почве общего застолья с произнесением тостов и
речей о любви к «меньшей братии». Мужик должен являться не в качестве
«меньшей братии», а «в качестве человека». Необходимо изучение народных
нужд и представлений, сложившихся более или менее своеобразно, но все-таки
принадлежащих взрослому человеку. Чтобы понять, что именно нужно народу,
что ему не достает, необходимо поставить себя на его точку зрения…» [32,
412].
Так Салтыковым-Щедриным была выражена философско-историческая формула,
которая легла в основу «Истории одного города».
В романе Щедрин не только славил золотое народное сердце, но и в
сатирически заостренном виде высказывал горестный упрек в адрес «мужика».
Свое критическое отношение он объяснял так: «…как бы я ни был предан
массам, как бы ни болело мое сердце всеми болями толпы, но я не могу
следовать за нею в ее близоруком служении неразумию и произволу» [21, 84].
В 1871 году критик А.С. Суворин опубликовал в журнале «Вестник Европы»
критическую статью под названием «Историческая сатира», в которой одним из
главных пунктов обвинения Салтыкова-Щедрина был тезис о глумлении сатирика
над народом. Щедрин откликнулся на статью Суворина в письме к А.Н. Пыпину,
как полагал Щедрин, близко стоявшему к редакции «Вестника Европы», а также
в письме в редакцию журнала. «…недоразумение относительно глумления над
народом, как кажется, происходит от того, что рецензент мой не отличает
народа исторического, то есть действующего на поприще истории, от народа,
как воплотителя идеи демократизма. Первый оценивается и приобретает
сочувствие по мере дел своих. Если он производит Бородавкиных и Угрю-
Бурчеевых, то о сочувствии не может быть и речи; если он выказывает
стремление выйти из состояния бессознательности, тогда сочувствие к нему
является вполне законным, но мера этого сочувствия все-таки обуславливается
мерою усилий, делаемых народом на пути к сознательности. Что же касается до
«народа» в смысле второго определения, то этому народу нельзя не
сочувствовать уже по одному тому, что в нем заключается начало и конец
всякой индивидуальной деятельности» [45, 271].
Обобщая исследование природы понимания народности М.Е. Салтыкова-
Щедрина, можно сказать, что гражданская позиция писателя по отношению к
народу к моменту выхода в свет романа «История одного города» полностью
сложилась. Хотя этот процесс не был быстрым и гладким.
1.2. Народ и власть как центральная тема романа «История одного города».
Как определил один из исследователей творчества М.Е.Салтыкова-
Щедрина В.К.Кирпотин, «Щедрина интересовали не биографии градоначальников.
Его внимание было сосредоточено на власти, определявшей жизнь страны и
характер правления. Власть исследуется сатириком под двойным углом зрения.
С одной стороны, это сатирическое изображение власть имущих, с другой –
подвластных» [12,120].
Подобная точка зрения поддерживалась многими более поздними
исследователями. (Е.Покусаев, А.Бушмин, М.Горячкина, Д.Николаев и др.).
Для них «История одного города» - центральная, программная вещь Салтыкова-
Щедрина, определяющая отношения самодержавной власти и народа,
представленного в книге определённого рода фоном, полем деятельности
многочисленных градоначальников. И, если галерея глуповских правителей
рассматривается олицетворением царизма, как государственной формы
правления, обветшавшего, исторически изжившего себя, превратившегося в
зловреднейший призрак, тяготеющий над обществом, то проблему народа в
романе «История одного города» многие исследователи трактуют в том виде, в
каком эта проблема вставала перед сатириком после и вследствие краха
революционной ситуации 60-х годов ХIХ столетия. Типы глуповцев
рассматриваются как яркое образное воплощение идеи бедности общественного
самосознания народной массы, в особенности в среде крестьянства. Слова
Герцена о том, что «монархическая власть вообще выражает меру народного
несовершеннолетия, миру народной неспособности к самоуправлению» [25,250]
всем строем сатирических образов глуповцев доказывают омертвляющее влияние
самовластья на душу народа.
Точная характеристика отношений народа и власти в «Истории одного
города» дана в главе «Поклонение момоне и покаяние». Автор как бы отходит
от якобы исторических описаний летописцев Глупова, забывает на время о
своей роли издателя, призванного, по его словам, только «исправить тяжёлый
и устарелый слог «Летописца», чтобы иметь «надлежащий надзор над
орфографией, нимало не касаясь самого содержания летописи» [44,7], и в
полный голос выражает своё собственное мнение по теме власти и народа: « -
Говорил я ему: какой вы, сударь, имеете резон драться? а он только знай по
зубам щёлкает: вот тебе резон! Вот тебе резон! [44,109] и, по словам
автора, «такова единственно… возможная при подобных условиях»[44,109]
форма взаимодействия верхов и низов.
«Глуповцы беспрекословно подчиняются капризам истории и не
представляют никаких данных, по которым можно было бы судить о степени их
зрелости, в смысле самоуправления; что напротив того, они мечутся из
стороны в сторону, без всякого плана, как бы гонимые безотчётным страхом.
Никто не станет отрицать, что эта картина не лестная, но иною она не может
и быть, потому что материалом для неё служит человек, которому с
изумительным постоянством долбят голову и который, разумеется, не может
прийти к другому результату, кроме ошеломления»[44,108].Выводя эту
«формулу», Щедрин тем самым хочет показать народу путь, по которому ему
необходимо начать движение к освобождению от глуповства: нужно, прежде
всего, захотеть избавиться от такой власти, ведь невозможно что-либо
изменить пока «жалобщик самого себя не умеет достаточно убедить, что его не
следует истреблять»[44,109].Неоправданными, по мнению Салтыкова-Щедрина,
являются и надежды на будущее, когда глуповцы «уподобив себя вечным
должникам, находящимся во власти вечных кредиторов» [44,110] ждут «не
сделаются ли все кредиторы разумными? И ждут до сегодня» [44,110]. В этом
рассуждении автора существует посыл в оба конца цели: «власть- народ».
Народу он говорит: ждать бесполезно, пока не будет понимания необходимости
освобождения от раба в самом себе, прежде всего. Власти же он рисует схему
«разумного кредитора», который помогает должнику выйти из стеснённых
обстоятельств и в вознаграждение за свою разумность получает свой долг;
впрочем, без всякой надежды быть услышанным и понятым, и в этом отношении
Салтыков- Щедрин никак не отделяет себя от народа и предстаёт перед нами
таким же глуповцем, как и его герои. И всё потому, что, по словам самого же
Салтыкова-Щедрина, предлагать такой власти стать разумной, означает
оказаться «несогласным с истиной». Власть, рождённая глуповцами, не может
быть разумной. Ещё в главе «О корени происхождения глуповцев», описывая
искание себе князя головотяпами, Щедрин в гротесково-насмешливой форме
высмеивает желание этих людей добровольно расстаться со свободой. И не
потому первые два князя отказались володеть таким народом, что они «Волгу
толокном замесили, потом телёнка на баню тащили, потом в кошеле кашу
варили,… потом комара за восемь вёрст ловить ходили, щуку с яиц согнали»
[44,9] и т. д. И потому, дескать, «нет нас народа мудрее и храбрее»
[44,11], а потому, что любой разумный человек свою свободу на право
«платить дани многие» князю, воевать за него, стать безропотным смердом -
не променяет. Вот и получается, что каждый народ имеет ту власть, которой
он достоин. И как бы это не било по патриотическому самолюбию, Щедрин не
боялся быть непонятым своим народом, ибо основой его сатиры была
неприкрытая правда, без всякого заигрывания с «мужиком», которым грешили
многие современники Салтыкова – Щедрина.
Ответ на вопрос: как относится народ к самодержавной власти, у
Салтыкова–Щедрина «неутешителен: народ пассивно переносит лежащий на нём
гнёт, народные массы находятся в состоянии глубокой бессознательности»
[44,78]. Единственным положительным качеством глуповцев на фоне их
долготерпения и начальстволюбия можно назвать их неистребимость. «Вообще во
всей истории Глупова поражает один факт: сегодня расточат глуповцев и
уничтожат их всех до единого, а завтра, смотришь, опять появятся глуповцы…»
[44,75]. «Уже один факт, что, несмотря на смертный бой, глуповцы всё-таки
продолжают жить, свидетельствует в пользу их устойчивости…» [44,108].Как
раз эта неистребимость глуповцев, эта народная громада и оставляет у
Салтыкова–Щедрина надежду на то, что как бы ни была хорошо сплочена,
организована и вооружена власть, она не сможет противостоять народной силе
после того, как народ осознает необходимость подняться с колен.
1.3. Народ в разные периоды глуповской истории.
Роман «История одного города», по словам самого Салтыкова–Щедрина, не
замысливался, как нечто строго хронологическое, подчинённое конкретным
историческим событиям, в которых живут и действуют конкретные исторические
личности. Хотя, с другой стороны, уже во введении «От издателя» автор смело
ставит даты: с 1731 по 1825 годы, как годы, когда была написана летопись
города Глупова. Однако, Щедрин тут же, в главе «О корени происхождения
глуповцев», нарушает очерченную хронологию. Взяв за основу расхожий миф о
«норманнском» происхождении княжеской власти на Руси, автор заставляет свой
народ тоже искать себе князя. Князь, согласившийся сдуру володеть
глуповцами, очень скоро понял, что все воры–воеводы, посланные им в Глупов,
только о себе пекутся и потому «прибыл собственною персоною в Глупов и
возопил: «Запорю!» С этим словом начались исторические времена» [44,14].
Уже исходя из этого зачина, видно, что исторически возникновение
Глупова и начало в нём исторических времён (т.е. тех времён, которые
должны были бы попасть в «Глуповского летописца») не совпадает со временем
возникновения мифа о «норманнском» происхождении русских князей. Конечно,
можно вслед за А.Сувориным возмущаться некомпетентностью автора в вопросах
истории, но читая эту главу, насквозь пронизанную народным духом с его
присказками, поговорками, дразнилками, осознаёшь, что писатель, так
мастерски владеющий истинно народным языком, не может не знать истории
своего народа. Иными словами, для автора эти условно поставленные даты не
играют никакой определяющей роли. Для него более интересна эволюция народа.
Определив, что для Салтыкова-Щедрина совершенно не важны были
исторические рамки и упоминаемые исторические личности для построения
композиции «Истории одного города», можно было бы уже не обращать внимания
на многие несообразности и нестыковки, если бы за этими отклонениями не
просматривалась бы авторская идея. Охватывая всю книгу разом, просто
передавая впечатление от прочитанного, действительно можно определить
«Историю одного города» словами самого автора: «жизнь, находящаяся под
игом безумия».
Но всегда ли народ подчиняется этому безумию, есть ли что-то светлое в
его облике на страницах книги? На этот вопрос можно дать ответ, если
рассмотреть аспекты поведения народа в разные периоды глуповской истории.
Для этого обратимся вновь к главе «О корени происхождения глуповцев».
Интересны рассуждения ходоков за княжеской властью, когда тот
отказался ими володеть. « - За что он нас раскостил? – говорили одни, - Мы
к нему всей душой, а он послал нас искать князя глупого?
Но в то же время выискались и другие, которые ничего обидного в словах
князя не видели.
- Что же! – возражали они, - наш глупый-то князь, пожалуй, еще лучше
будет! Сейчас мы ему коврижку в руки: жуй, а нас не замай!» [44, 10].
Рассуждения простые и чисто русские. Щедрин ясно видел эту житейскую
мудрость русского мужика: дай мужику волю хозяйствовать, он не только двух
генералов, всё государство прокормит, и сам ещё в прибытке окажется. Эту
великую созидательную силу народа Щедрин всегда высоко ценил и пестовал в
своих произведениях.
Когда же, где, на каком этапе русский народ потерял способность
самостоятельно и свободно решать все свои проблемы? Исторически этот
переход от свободной жизни к централизованной власти, наверное, можно
объяснить многими причинами: нашествием монголо-татар, непрекращающейся
междуусобной рознью русских князей и т. д. Но эти причины не объясняют, как
вольный и свободолюбивый народ, воспетый в былинах и летописях, утратил
способность противиться произволу, превратился в раба. Трудолюбие, огромный
созидательный потенциал в словах ходоков за княжеской властью уже отдаёт
каким- то безразличием, равнодушием, пусть, дескать, будет хоть и глупый,
да нам жить даёт. Осознавал ли народ, что в этот период он теряет свободу,
что глуповская власть не оставит им даже надежды на жизнь?
«Вот она, княжеска правда какова!» – говорили они. И ещё говорили:
«Такали мы, такали, да и протакали!» Один же из них, взяв гусли, запел:
«Не шуми, мати зелёная дубравушка!
Не мешай добру молодцу думу думати,
Как заутре мне, добру молодцу, на допрос идти
Пред грозною судью, самого царя…» [44,13].
«Чем далее длилась песня, тем ниже понуривались головы головотяпов». «Были
между ними, - говорит летописец, - старики седые и плакали горько, что
сладкую свою прогуляли; были и молодые, кои той воли едва отведали, но и те
плакали. Тут только познали все, какова прекрасная воля есть» …но драма уже
совершилась бесповоротно» [44,13]. Но, соглашаясь на княжеское правление и
оплакивая свою волю, народ не кажется смирившимся, он поёт старую
разбойничью песню; именно в разбойничьей вольнице теперь будут на многие
годы вперёд укладываться самые светлые идеалы народа, его мечты о свободе.
Совсем другим представляется народ уже буквально в следующей главе
«Органчик». «По Краткой описи» значится под № 8. Издатель нашёл возможным
не придерживаться строго хронологического порядка… представить здесь
биографии только замечательнейших градоначальников» [44,17]. Да, и о ком
там было говорить, до Дементия Варламовича Брудастого? Все предшественники
Брудастого - отщепенцы народа, вышедшие из низов, случайные люди, т.е.
волей случая и фавором власть предержащих поднятым к вершинам власти, «из
грязи, да в князи».
Это ещё одна характерная черта русского народа: временщик, «человек в
случае», как правило, не имеющий стойких народных корней, поставленный
управлять неважно чем (баней, городом, страной) - проявляет на этом поприще
недюжинную силу, направленную на угнетение того самого народа, который его
породил. Некоторые из них, чтобы напрочь откреститься от своего народа,
выдумывают себе генеалогическое древо, хоть от колокольни Ивана Великого,
лишь бы снискать себе милость высшего начальства. Кончают они обычно плохо.
То собаки их разорвут, то бурей сломает, а чаще, сделав свое грязное дело,
они уничтожаются той самой властью, которая их прежде возвышала.
Николаев Д.П. обращает свое внимание на этих градоначальников «в
случае»: это те же глуповцы: один бывший истопник, другой – брадобрей,
третий поднят волной дворцового переворота из лейб-кампанцев и т.д. В них,
так или иначе, автором заложены те же самые качества – безропотность и
начальстволюбие, что и у всех глуповцев, с той только разницей, что им
теперь дано право не только быть сечеными, но и сами они могут сечь.
Ферапонтов «столь охоч был до зрелищ, что никому без себя сечь не доверял»
[44, 15]. Великанов «перебил в кровь многих капитан-исправников», причем
«обложил в свою пользу жителей данью по три копейки с души» [44, 15].
Именно подобное крахоборство в сочетании с их невежеством и являлось
истинной причиной их очень быстрой сменяемости.
Брудастый же, хоть и оказался впоследствии «самозванцем», явил собою
образец совершенно нового отношения к делу подавления народа. Глуповцы,
«избалованные» предыдущими правителями, «любят, чтобы у начальника на лице
играла приветливая улыбка, чтобы из уст его, по временам, исходили любезные
прибаутки… Начальник может совершать всякие мероприятия, он может даже
никаких мероприятий не совершать, но ежели он не будет при этом калякать,
то имя его никогда не станет популярным» [44, 19]. Но так ли уж популярны
все эти Клементии, Ламврокакисы, Пфейферы, если даже Издатель не счел
нужным более подробно остановиться на деятельности хотя бы одного из них,
ограничившись лишь краткими, но очень емкими замечаниями в «Описи
градоначальников». Да и что им оставалось делать, этим «псевдонародникам»,
кроме как приветливо улыбаться и сыпать прибаутками. Каждый из них
прекрасно осознавал, что возвышение, которое их постигло «случайно», может
в любой момент низвести их назад в народную массу, а уж там им не
поздоровилось бы.
Салтыков-Щедрин, прекрасно знавший эту особенность фаворитизма,
развенчивает его зло и едко; в его коротких записях по каждому из
предшественников Брудастого нет ни одного градоначальника, который бы не
кончил плохо. Одно при прежних начальниках было хорошо: им «сунул коврижку»
- и сиди, вспоминай «старинные глуповские вольности».
Не таков Дементий Варламович Брудастый. Вломившись в пределы
городского выгона, пересек уйму ямщиков, не обращая внимания на собравшихся
его приветствовать «архистратиков», буркнул: «Не потерплю!» - и скрылся в
кабинете» [44, 19]. Намек Щедрина на екатерининское правление – «время было
такое, что нельзя было терять ни одной минуты» [44, 18], оправдывает и все
дальнейшее поведение Брудастого. Екатерина Великая начала свой «золотой
век» с реформирования России, которое, безусловно, требовало огромных
денег. Потому и оправдана спешность появления Брудастых и их основная
задача – выколачивание недоимок, ограбление народа. А для такой задачи и не
нужна никакая другая музыка, кроме «Не потерплю!» и «Разорю!». И глуповцы
«ужаснулись», поняв, что коврижкой уже не обойтись, когда вся сила власти
обрушилась на них. «Глупов, беспечный, добродушно-веселый Глупов, приуныл.
Нет более оживленных сходок за воротами домов, умолкло щелканье
подсолнухов, нет игры в бабки. Улицы запустели, на площадях показались
хищные звери. Люди только по нужде оставляли дома свои и, на мгновение
показавши испуганные и изнуренные лица, тотчас же хоронились» [44, 20].
Вся последующая фантасмагория с органчиком в пустой голове
градоправителя, по мнению многих исследователей творчества Щедрина, не
более как способ выйти из-под удара цензуры. Факт остается фактом: вся
деятельность Брудастых и подготовила то народное возмущение, которое у
Салтыкова-Щедрина вылилось в главе «Сказание о шести градоначальницах»,
названное в «Описи градоначальникам» «пагубным безначалием, продолжавшимся
семь дней» [44, 15].
Аллегории Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города» очень сложны,
это признают многие исследователи его творчества. Может быть, поэтому в
«Сказании о шести градоначальницах» никто из них не увидел намека на
пугачевское восстание, хотя многие, указывая на хронологию появления
Брудастого в Глупове, связывают его имя с правлением Екатерины Великой.
Следуя их логике, Брудастые, доведя народ до окончательного обнищания и
бесправия, поставили Россию на грань крестьянской войны против существующей
монархии. «Пагубное безначалие» - ничто иное как «бессмысленный русский
бунт». Салтыков-Щедрин изображает этот бунт так, как он его понимал,
перекликаясь в его оценке с оценкой А.С. Пушкина в «Капитанской дочке».
Пугачев, провозгласив себя воскресшим, якобы, царем, не представил народным
массам новых идеалов, он просто сменил один объект поклонения на свою
фигуру.
Салтыков-Щедрин, верный своим творческим традициям сатирика, вместо
одной фигуры выставляет целых шесть, олицетворяющих в свою очередь основные
пороки человека: властолюбие, корысть, жадность, чревоугодие,
прелюбодейство, воровство. Как Пугачев, претендентки на городскую власть в
Глупове, объявляют себя в той или иной степени причастными к городнической
короне: у Ираиды Палеологовой и фамилия подходящая, и муж где-то, как-то
вроде бы «исправлял должность градоначальника» [44, 31]. У Клемантинки де
Бурбон папаша был из этого звания (тоже под большим вопросом), далее идут
любовницы градоначальников, прачки, служанки и т.п. Применив свой
излюбленный прием гротеска, Салтыков-Щедрин высказал свое неприятие именно
такой формы народного движения, когда один властитель заменяется другим
властителем, особенно если эта замена сопровождается беспричинным,
бессмысленным по своей жестокости избиением ни в чем не повинных Степок,
Ивашек, Тимошек, то есть того самого народа, о котором всегда болела душа
Салтыкова-Щедрина.
Пугачев, точно также как и все салтыковские градоначальницы, был
предан народом, поднятым на войну, но не вооруженным истинными идеалами
свободы. А без этих идеалов народный бунт был просто ужасен: «Выходили на
улицу и кулаками сшибали проходящим головы, ходили в одиночку на кабаки и
разбивали их, ловили молодых парней и прятали их в подполье, ели младенцев,
а у женщин вырезали груди и тоже ели» [44, 38]. При известной доле гротеска
и иносказательности, картина получилась у Салтыкова-Щедрина жуткая, но
правдивая.
Однако, не приемля бессмысленной жестокости народного бунта, Салтыков-
Щедрин не мог не сочувствовать тяге народа к освобождению от гнета тирании;
осуждая предательство соратников Пугачева, он сравнивает их с вонью клопов,
которые заели Дуньку толстопятую, а потом попрятались в щели.
Завершая главу «Сказание о шести градоначальницах», Щедрин пишет
фразу: «Так кончилось это бездельное и смеха подобное неистовство;
кончилось и с тех пор не попадалось» [44, 41]. Этой фразой автор дает
понять, что с разгромом пугачевского бунта в русском обществе завершился и
процесс окончательного закабаления народа, сопровождавшегося, к тому же,
искривлением народной психологии, привившим в душе народа покорность и
начальстволюбие. Теперь какой бы ни был в Глупове градоначальник: либерал
Двоеруков, самодур Фердыщенко, воинствующий дурак Василиск Бородавкин или
ловелас Микаладзе, - народу уже ничего поделать нельзя было. «Можно только
сказать себе, что прошлое кончилось и что предстоит начать нечто новое,
нечто такое, отчего охотно бы оборонился, но чего невозможно избыть, потому
что оно придет само собой и назовется завтрашним днем» [44, 62]. «Разорю!»,
«Не потерплю!» слышится со всех сторон, а что разорю, что не потерплю –
того разобрать невозможно. Рад бы посторониться, прижаться в углу, но ни
посторониться, ни прижаться нельзя, потому что из всякого угла раздается
все то же «разорю!», которое гонит укрывающегося в другой угол и там, в
свою очередь опять настигает его. Это была какая-то дикая энергия, лишенная
всякого содержания…» [44, 73].
Теперь народу ничего не оставалось делать, кроме как бунтовать, стоя
на коленях. Самое страшное в этом стоянии, по мнению Салтыкова-Щедрина,
было то, что народ это стояние сам вслед за своими правителями воспринимал
как бунт: «глуповцы стояли на коленях и ждали. Знали они, что бунтуют, но
не стоят на коленях не могли» [44, 76].
Единственным градоначальником, который смог сдвинуть эволюцию
глуповского народа с этой омертвляющей коленопреклоненной точки, стал Угрюм-
Бурчеев. Либеральные правители Прыщ, Иванов, Грустилов, представляя собой
«идеального» градоначальника для глуповцев (очень уж они подходили под их
формулу: «вот тебе коврижка, а нас не замай»), тем не менее с колен народ
не подняли. Более того, ко всем качествам глуповцев в их правление
добавились лень и тунеядство вследствие начавшегося расслоения общества,
которое чуть было не закончилось библейским «смешением языков». Всеобщее
тунеядство с попустительства Грустилова привело к обнищанию народа, но так
как причин этого очередного бедствия по «счастливому отсутствию духа
исследования» [44, 128] никто из глуповцев не искал, оставалось только
терпеть. «Если глуповцы с твердостию переносили бедствия самые ужасные,
если они и после того продолжали жить, то они обязаны были этим только
тому, что вообще всякое бедствие представлялось им чем-то совершенно от них
независящим, а потому и неотвратимым. Самое крайнее, что дозволялось ввиду
идущей навстречу беды, - это прижаться куда-нибудь к сторонке, затаить
дыхание и пропасть на все время, пока беда будет крутить и мутить. Но и это
уже считалось строптивостью; бороться или идти открыто против беды – упаси
боже!» [44, 128].