С именем
Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Лермонтова часто
рассматривают как поэта, в творчестве которого много трагического. Нельзя
забывать о том, что истоки трагизма в творчестве Лермонтова - это не только его
личная судьба, и как человека, и как поэта, но и трагизм окружающей
действительности. Тридцатые годы - это годы реакции в России, все лучшее
сгноили, разогнали, сослали в Сибирь. Характеризуя творчество Лермонтова,
Белинский позднее скажет: "Без отрицания жизнь превратится в стоячее и
вонючее болото?
Белинский верно
заметил основное противоречие романтического восприятия мира Лермонтовым - это
противоречие между идеалом и действительностью, которое в творчестве Лермонтова
достигает предельного напряжения. Его произведения поражают беспощадностью
отрицания и могучим полетом мечты. Лермонтовский романтизм основан на твердом убеждении,
что существует "жизнь иная", что человек создан для любви, для
счастья.
Любовь занимает
большое место в поэзии Лермонтова. Позднее Тургенев скажет: "По тому, как
может любить человек, мы можем судить о его внутренней зрелости".
Лермонтов как личность сформировался очень рано. В пятнадцать лет у него были
глубокие, философские стихи о любви, о родине, о тайне человеческого бытия. Он
пишет: "Мне жизнь все как-то коротка, и все боюсь, что не успею свершить
чего-то". Идеалы Лермонтова беспредельны: он жаждет не простого улучшения
жизни, а "полного блаженства", изменения несовершенной человеческой
природы, абсолютного разрешения всех противоречий бытия. Существовать вечно -
на меньшее поэт не согласен. Любовь в творчестве Лермонтова носит трагический отпечаток
из-за его единственной, настоящей, неразделенной любви к другу юности -
Вареньке Лопухиной. Он видит невозможность любви и окружает себя мученическим
ореолом, ставя себя вне мира и жизни. Лермонтов грустит о потерянном счастье:
Душа моя должна
прожить в земной неволе
Не долго. Может
быть, я не увижу боле
Твой взор, твой
милый взор, столь нежный для других.
Лермонтов
подчеркивает свою отчужденность от всего мирского: "Чего б то ни было
земного, но я не сделаюсь рабом."
В понятии
Лермонтова любовь должна быть вечной, поэта не удовлетворяют
"обычные", скоротечные страсти, и если он иногда увлекается и отходит
в сторону, то его строки - это не плод больной фантазии, а всего лишь минута
слабости: У ног других не забывал я взор твоих очей. Любя других, я лишь
страдал Любовъю прежних дней.
Человеческая,
земная любовь кажется помехой для поэта на его пути к высшим идеалам. В
стихотворении "Я не унижусь пред тобою" он говорит, что вдохновение
для него дороже ненужных страстей, которые способны кинуть человеческую душу в
бездну. Любовь в лирике Лермонтова носит роковой характер. Он пишет: "Меня
спасало вдохновенье от мелочных сует, но от своей души спасенья и в самом
счастье нет." Бабушка Лермонтова говорила: "Странный Мишель, пока
одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он все витает
в облаках, грезит о неземной любви". В стихотворении "Сонет"
поэт пишет: "Я памятью живу с увядшими мечтами, виденья прежних лет
толпятся предо мной, и образ твой меж них, как месяц в час ночной, между
бродящими блистает облаками." Поэт пытается противопоставить унылой
действительности свои идеальные воззрения. В этом отличие любовной лирики
Лермонтова от любовной лирики Пушкина.
У Пушкина
любовь, как божественный дар, радостна и светла. Он не привносит неразрешимого
трагизма в свои лирические стихи, у него любовь - всего лишь миг прекрасного,
чарующего, возвышенного. Он более реалистичен и жизнерадостен в своих стихах,
хотя и у него порой проступают пессимистические нотки. В стихотворениях
Лермонтова любовь - чувство высокое, светлое, поэтическое, но всегда
неразделенное или утраченное. В стихотворении "Валерик" любовная
часть, ставшая впоследствии романсом, передает горькое чувство утраты связи с
возлюбленной. "Безумно ждать любви заочной? В наш век все чувства лишь на
срок; но я вас помню...", - пишет поэт. Традиционным в творчестве
Лермонтова, Связанным с его личным опытом, стал мотив неверной возлюбленной,
недостойной великого чувства или не выдержавшей испытания временем. Разлад
между мечтой и действительностью проникает в это прекрасное чувство, любовь
Лермонтову приносит не радость, а грусть и страдание: Мне грустно, потому что я
тебя люблю. Поэт раздумывает над вопросом жизни и смерти. Он грустит о
скоротечности жизни и хочет успеть сделать как можно больше за тот небольшой
срок, который отведен ему на земле. Ему "жизнь ненавистна, но и смерть
страшна". Лирические стихи Лермонтова отражают глубину его восприятия
окружающей жизни, в них сосредоточены душевные переживания поэта, богатство его
внутреннего мира. Он повсюду ищет гармонию, его мысли о вечной свободе, о любви
неразрывно связаны с думами о несовершенстве мира к отдельной человеческой
личности. Страдания человека - в противоречивости чувств: Никто не получал,
чего хотел. А что любил?
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/