С детских лет с
нами стихи Федора Ивановича Тютчева. Я еще не умела читать, но уже знала
наизусть:
Люблю грозу в
начале мая,
Когда весенний,
первый гром,
Как бы резвяся
и играя,
Грохочет в небе
голубом.
В России все —
от мала до велика — знают это стихотворение. Строки стихотворения “Весенняя
гроза”, его образы и его звучание слились для меня с образом и звучанием
весенней грозы, стали ее выражением. Оно давно стало наиболее емким и
поэтически точным выражением грозы над полем, лесом, садом, над зелеными
просторами зачинающейся весны в России.
Стихотворение
“Весенняя гроза” по праву называют классическим. Оно выдержало труднейшее испытание
временем и осталось живым произведением русской поэзии.
Несколько слов
я хочу сказать о самом поэте. Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года
в селе Овстуг Орловской губернии, в семье брянского помещика И.Н. Тютчева.
Первоначальное
образование он получил дома, под руководством поэта Раи-ча, пробудившего в
своем питомце любовь к литературе.
Пятнадцатилетним
мальчиком за стихотворное подражание поэту Горацию Тютчев был избран
сотрудником Общества любителей российской словесности. По окончании Московского
университета Тютчев поступил на службу в Коллегию иностранных дел и в 1822 году
был послан за границу. Там, в Германии и Италии, он прожил двадцать два года.
Многолетнее пребывание за рубежом только внешне отдалило Тютчева от Родины.
На чужбине
Тютчев вырос глубоко своеобразным поэтом-лириком, изумительным мастером
русского слова.
Своеобразной
была судьба Тютчева — поэта. Долгое время в читательских кругах его или
попросту не замечали, или же считали поэтом “для немногих”. Когда-то И. С. Тургенев
утверждал: “О Тютчеве не спорят, — кто его не чувствует, тем самым доказывает,
что он не чувствует поэзии”. Но поэты бывают разные, и сама поэзия многолика.
Любовь к тому или иному поэту зависит прежде всего от причин субъективных,
индивидуальных, и навязать ее нельзя. Некогда Фет назвал Тютчева “одним из
величайших лириков, существовавших на земле”.
Тютчева принято
называть певцом природы. Автор “Весенней грозы” и “Весенних вод” был тончайшим
мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих
картины и явления природы, нет бездумного любования.
Когда я читаю и
перечитываю стихотворения Федора Ивановича Тютчева, то размышляю о загадках
мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия. Идея торжества природы и
человека пронизывает собою лирику Тютчева, определяя некоторые основные
особенности его поэтики. Для него природа — такое же одушевленное, “разумное”
существо, что и человек: “В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть
любовь, в ней есть язык...” Через обращение к природе Тютчев нередко раскрывает
сложный мир человеческой души во всем богатстве его переживаний.
К лучшим
созданиям Тютчева принадлежат и любовные стихотворения, проникнутые глубочайшим
психологизмом, подлинной человечностью, благородством и прямотой в раскрытии
сложнейших душевных переживаний:
Я встретил вас
— и все былое
В отжившем
сердце ожило;
Я вспомнил
время золотое —
И сердцу стало
так тепло...
Это одно из
самых моих любимых стихотворений. Читаешь его и слышишь неповторимый голос
Козловского, поющего этот романс. Это одно из самых задушевных стихотворений
поэта. На склоне лет Тютчев испытал самое большое в своей жизни чувство —
любовь к Е.Л. Денисьевой. Именно с этой “последней любовью” связаны многие
шедевры тютчевской лирики:
О, как
убийственно мы любим,
Как в буйной
слепоте страстей
Мы то всего
вернее губим,
Что сердцу
нашему милей!
Давно ль,
гордясь своей победой,
Ты говорил: она
моя...
Год не прошел —
спроси и сведай,
Что уцелело от
нея?
Или другие
пронзительные строки:
Чему молилась
ты с любовью,
Что, как
святыню, берегла,
Судьба людскому
суесловью
На поруганье
предала.
Эти и другие
стихотворения (“Не говори: меня он, как и прежде, любит...”, “...Весь день она
лежала в забытьи...”), взятые вместе, образуют так называемый “денисьевский
цикл”, по своей проникновенности и трагической силе в передаче сложной и тонкой
гаммы чувств не имеющий равного не только в русской, но и в мировой любовной
лирике. Эти лучшие образцы любовной лирики Тютчева тем замечательны, что в них
личное, индивидуальное, пережитое самим поэтом, поднято до значения
общечеловеческого. Тютчев писал о природе, писал о любви. Это и давало,
казалось бы, основание относить его к жрецам “чистой поэзии”. Но великий критик
Н.А. Добролюбов находил, что поэту доступны “и знойная страстность, и суровая
энергия, и глубокая душа, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и
вопросами нравственными, интересами общественной жизни”. К числу таких дум о
современности принадлежит и замечательное стихотворение “Русской женщине”,
рисующее беспросветную женскую долю старой России:
Вдали от солнца
и природы,
Вдали от света
и искусства,
Вдали от жизни
и любви
Мелькнут твои
младые годы,
Живые
помертвеют чувства,
Мечты развеются
твои...
И жизнь твоя
пройдет незрима,
В краю
безлюдном, безымянном,
На незамеченной
земле, —
Как исчезает
облик дыма
На небе тусклом
и туманном,
В осенней
беспредельной мгле...
В другом
стихотворении — “Эти бедные селенья...”, несмотря на славянофильскую
идеализацию терпения и смирения, якобы присущих русскому народу, сказались свойственный
поэту гуманизм, и гражданский пафос, и чувство Родины: “Эти бедные селенья, Эта
скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа”.
Поэзия Тютчева
— это своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего “сей мир в его минуты
роковые”, в эпоху “старых поколений”, вынужденных уступить дорогу “новому,
младому племени”. И в то же время он сам — детище нового века — несет в своей
душе “страшное раздвоение”. Как ни горько ему плестись “с изнемождением в
кости, навстречу солнцу и движенью”, он испытывает не тоскливое томление о
прошлом, а страшное влечение к настоящему.
Не о былом
вздыхают розы
И соловей в
ночи поет;
Благоухающие
слезы
Не о былом
Аврора льет, —-
И страх кончины
неизбежной
Не свеет с
древа ни листа:
Их жизнь, как океан
безбрежный,
Вся в настоящем
разлита.
Эти строки
многое разъясняют в лирике Тютчева.
Стремление жить
в “настоящем” было до конца дней присуще поэту.
Читая стихи
Тютчева, я вновь и вновь поражаюсь неисчерпаемому богатству русского языка.
Взыскательное отношение
к стихотворному мастерству отличает Тютчева. Несмотря на то, что поэт “не
писал, а лишь записывал свои стихи”, он не раз возвращался к записанному,
отделывал, отчеканивал то, что как бы невольно сорвалось с его пера, добиваясь
предельной ясности и точности образа.
В своем
знаменитом стихотворении “Silentium! (Молчание!)” поэт признавался:
Как сердцу
высказать себя?
Другому как
понять тебя?
Поймет ли он,
чем ты живешь?
Мысль
изреченная есть ложь.
Однако стихи
Тютчева служат лучшим доказательством не бессилия, а могущества слова. Мысль
никогда не оборачивалась в них ложью. И как бы ни был сложен в душе поэта строй
“таинственно-волшебных дум”, они, вопреки его собственному сомнению, все больше
и больше находят путь к сердцу другого.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/