Тема добра и зла в романе "Мастер и Маргарита"
Тема добра и зла в романе "Мастер и Маргарита"
Тема добра и
зла в романе "Мастер и Маргарита"
Тема добра и
зла в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" -- одна из
ключевых, и, по моему мнению, гений автора превзошел в её раскрытии всех
предшественников.
Добро и зло в
произведении не два равновесных явления, вступающие в открытое противодействие,
поднимая вопрос веры и безверия. Они дуалистичны. Но если у второго мистическая
его сторона, олицетворяемая в образе Воланда, черта по существу,
"командует" другой стороной - пороками человечества, провоцирует их
выявление ("денежный дождь, все густея, достиг кресел, и зрители стали бумажки
ловить", "женщины наскоро, без всякой примерки, хватали туфли"),
то главенствующую роль у первого Михаил Афанасьевич отдает людям, желая видеть
умение самостоятельно мыслить, верность, способность жертвовать, непреклонность
перед искушением, смелость поступков главными ценностями бытия ("Я…всю
ночь вчера тряслась нагая, я потеряла свою природу и заменила ее новой,…я
выплакала вес глаза").
В слово
"добро" автор вкладывает очень много глубокого смысла. Это не
характеристика человека или поступка, а образ жизни, её принцип, за который не
жалко перенести боль и страдания.Очень важна и ярка идея Булгакова,
произнесенная устами Иешуа: "Все люди добрые". То, что она
высказывается в описании времени, когда жил Понтий Пилат, то есть
"двенадцать тысяч лун" назад, при повествовании о Москве
двадцатых-тридцатых годов раскрывает веру и борьбу писателя в вечное добро,
несмотря на сопутствующее ему зло, что тоже обладает вечностью.
"Изменились ли эти горожане внутренне?"--прозвучал вопрос сатаны, и
хотя ответа не последовало, читатель явно ощущает горькое "нет, они все
так же мелочны, жадны, эгоистичны и глупы".Таким образом, главный свой
удар, гневный, неумолимый и разоблачающий, Булгаков обращает против людских
пороков, "самым тяжким" из них считая трусость, которая порождает и
беспринципность, и жалость человеческой натуры, и никчемность существования
обезличенного индивидуализма: "Поздравляю вас, гражданин,
совратили!", "Теперь мне ясно, почему эта бездарность получила роль
Луизы!", "Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по
отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит
в небытие".
Итак, тема
добра и зла у Булгакова - это проблема выбора людьми принципа жизни, а
предназначение мистического зла в романе - воздать каждому в соответствии с
этим выбором. Перо писателя наделило данные понятия двойственностью природы:
одна сторона - реальная, "земная" борьба черта и бога внутри любого
человека, а другая, фантастическая, помогает читателю сознать замысел автора,
разглядеть предметы и явления его обличительной сатиры, философско -
гуманистические идеи. Я считаю, что главная ценность "Мастера и
Маргариты" заключается в том, что Михаил Афанасьевич считает только
человека способным преодолеть любое зло вопреки обстоятельствам и соблазнам.
Так в чем же
спасение непреходящих ценностей по Булгакову? Через судьбу Маргариты
представляет он нам путь добра к самораскрытию с помощью чистоты сердца с
горящей в нем огромной, искренней любовью, в которой и заключается его сила.
Маргарита у писателя - идеал.Мастер - тоже носитель добра, потому что оказался
выше предрассудков общества и жил, руководствуясь душой. Но писатель не прощает
ему страх, безверие, слабость, то, что он отступил, не продолжил борьбу за свою
идею: "Ваш роман прочитали…и сказали только одно, что он, к сожалению, не
окончен". Необычен и образ сатаны в романе. Почему эта сила "вечно
хочет зла и вечно совершает благо"? Я увидел у Булгакова черта не мерзким
и похотливым субъектом, а изначально служащим добру и наделенным большим умом,
которому могут позавидовать обыватели Москвы: "Мы говорим с тобой на
разных языках, как всегда,…но вещи, о которых мы говорим, от этого не
меняются". Он так или иначе наказывает человеческое зло, помогая
справиться с ним добру.
Так появление
"мессира" переворачивает сознание Ивана Бездомного, вступившего уж
было на самый спокойный и удобный путь бессознательного повиновения системе, и
он дал слово: "стишков больше писать не буду" и становиться
профессором истории и философии. Прекрасное перерождение! А покой, подаренный
мастеру и Маргарите?
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/