Тема деревни в произведениях современных писателей
Тема деревни в произведениях современных писателей
Тема деревни в произведениях современных писателей
/ В. Потанин, повесть «На чужой стороне»,
Ф. Абрамов «Нелагея» и «Алька»/
Русская деревня всегда находилась в центре внимания наших писателей.
В книгах, рассказывающих о современных процессах в деревне, речь идет не
столько о социально - экономической стороне сегодняшнего бытия, сколько о
духовной жизни колхозного крестьянства, о нравственно-психологических
конфликтах .
В повести «На чужой стороне» В. Потанин рассказывает о том, во что
превратилась наша деревня. Старая деревня исчезает. Людей потянуло в города
не от хорошей жизни, а чтобы свести концы с концами. Только если в деревне
любой труд доставлял удовольствие, потому что почти все сельские ремесла
были знакомы сельскому жителю с раннего детства, то в городе работа чётко
делится на популярную и непрестижную.
Веня Китасов, главный герой повести В. Потанина, приехал в город,
чтобы заработать денег. Но в этом плане ему не повезло. Устроившись на
стройку подсобником , Веня все время был на побегушках . То кирпич ему
приходится разгружать, то длинные и сырые доски сбрасывать и таскать .
Работы было так много, что и покурить некогда. Поэтому Веня и решил уйти
оттуда и наняться в цирк. Но и работа в цирке не приносила ему ни
морального удовлетворения, ни материальной поддержки.
Пареньку очень хотелось быть самостоятельным, а город его не
принимал. За престижные места надо было бороться, пренебрегать иногда и
своей совестью, проявлять наглость, жестокость, грубость . Веня же этих
качеств не имел, потому что в деревне подлость и бессердечие всячески
истреблялись. Предательство, как и малодушие, не прощались ни детям, ни
взрослым. Может быть, по этой причине вынужден был окончательно покинуть
родную деревню Венин отец, на глазах которого утонул однажды соседский
парнишка.
Но и в селе Веня не мог вновь прижиться, наверное, потому, что не
видел никаких возможностей для развития своего таланта. В детстве он мечтал
стать художником, но в деревне для этого условий не было. О духовном
развитии молодёжи почти никто здесь не заботился, никто не спешил открывать
музыкальные и художественные школы, устраивать выставки, организовывать
концерты классической музыки.
Ваня ещё с детства любил великих художников, музыкантов, но не за их
труд, полный мук и страданий , а за тот луч славы, известности, который они
несли в течение всей жизни. Ему казалось, что чем больше он будет ездить,
набираться впечатлений, тем талантливее получается его картина. Герой
Потанина знал, что деревня уже не сможет дать ему славы. Возможно, в этом
он был прав. На его глазах самый тяжкий крестьянский труд утрачивал свою
поэзию и превращался только в средство достижения хоть каких-либо
материальных благ. А это уже никому не приносило удовлетворения.
Грустно читать эту повесть. Будущее героя Потанина кажется
беспросветным. Все люди, живущие в деревне, убеждены в то, что так жить
больше нельзя. Нужны были значительные перемены . Но писатель понимает ,
что пока надеяться на какие-либо изменения нельзя. Вот почему повесть
оканчивается пожаром . Истинная причина загорания Вениного дома осталась
неизвестной.
В. Потанину хотелось верить, что наши социальные условия вызвали
очистительный огонь, который должен спалить все деревенские печали, чтобы
на старом месте начать строить новый дом. Не случайно писатель оставил
фундамент крестьянской избы целым . Это значит, что можно ещё восстановить
не только стены, но и не до конца утраченные обычаи крестьянской жизни,
народные традиции, деревенские ремесла.
Этот новый дом страна пытается построить с апреля тысяча девятьсот
восемьдесят пятого года, но стройка, как мы видим, продвигается очень
медленно.
Не везёт в эти перестроечные времена и самому В. Потанину. Сейчас
модно обличать сталинизм и ругать «застой». Но мало кто хочет понять, что
происходит сегодня. Мало кто задумывается о драматических судьбах людей
старшего поколения. Кому-то кажется, что устарели такие понятия, как
милосердие и благотворительность, что пришло время стыдиться наших
ветеранов с их якобы никому не нужным накопленным боевым опытом .
Виктор Потанин правильно, на мой взгляд, считает, что та часть
молодёжи, которая не хочет признавать драгоценного опыта старших поколений
нашего народа и отказывает им в простейшей помощи, заранее обрекает себя на
страшные мучения в зрелом возрасте.
Всем известен роман Ф. Абрамова «Братья и сёстры». Важное место в
творчестве писателя занимают повести « Пелагея » и «Алька» . В них
рассказывает писатель о горестях и радостях людей, живущих в далёкой
северной деревне.
Алька родилась в семье трудолюбивых колхозников, но отец часто
прихварывал и плохо зарабатывал. Пелагее, матери Альки, удаётся устроиться
в пекарню леспромхоза. Она получила это выгодное место не совсем честным
путем, но к своим обязанностям относилась добросовестно. В дом её пришел
достаток. Алька росла без нравственного идеала, привыкла только брать и
ничего не давать людям. Ни семья, ни школа, не научили её трудиться в
коллективе. Они вздыхали о какой-то другой, красивой, лёгкой жизни в
городе. В городе Алька устроилась работать в ресторан. Лишние деньги,
сомнительные друзья, пирушки в кругу сослуживцев - всё это считала Алька
настоящей культурной жизнью. Вскоре умирают её отец и мать. Приехать она
могла только через неделю после похорон родителей, так как с открытием
навигации плавала буфетчицей на одном из видных пассажирских пароходов
по Северной Двине. Решив все дела с «наследством », «заколотила дом,
возложила прощальные венки с яркими бумажными цветами на могилы отца и
матери и к вечеру уже тряслась в районном автобусе ». Ей не хотелось
упускать выгодное и весёлое место на пароходе.
Таким образом, сама того не подозревая, Алька променяла подлинную
жизнь на жалкое прозябание.
Можно ли считать Альку счастливой? Так ли уж удачно сложилась её
жизнь? Конечно, нет. Например, её школьная подруга Лидочка живет в любви и
согласии с мужем, а Алька давно рассталась со своим офицером. Я считаю, что
главное в жизни любого человека - это мир, взаимопонимание, любовь.
Итак, деревня у Ф. Абрамова и В. Потанина противопоставлена городу.
Каждодневный крестьянский труд делает человека цельным, высоконравственным.
Но, к сожалению, русская деревня гибнет.
Необходимо возрождать старые традиции естественной жизни. Не всё ещё
потеряно.