Начало
Т.-к. л. относится к периоду крымского ханства (примерно с XIV в.). Это была
дворцовая литература. Представителями ее были ханы и их приближенные. Они
писали свои произведения на турецком яз., чуждом и непонятном для трудящихся
масс Крыма. Из произведений этой литературы наиболее характерна поэма
«Сефернаме», изображавшая войну против Польши в 1647—1648, которую вел Ислам
Гирей в союзе с Богданом Хмельницким. В противовес дворцовой литературе
татарский народ в Крыму создавал свою литературу, выдвигая певцов, сказителей
(Эш-Мурза и др.), поэтов (Исмети, Шамиль Тохтаргазы и др.). Эту литературу
трудящиеся массы устно передавали из поколения в поколение.
Таким
обр. Т.-к. л. развивалась одновременно в двух направлениях. Одно шло от
творчества крымских ханов и их приближенных через фазу влияния известного
пантюркиста и буржуазного националиста Исмаила Гаспринского (в конце XIX в.) к
группе буржуазных националистов «милли-фирке». Другое — от устного народного
творчества: богатырского эпоса, народных песен, сказок и легенд, созданных
кедаями — народными импровизаторами — к советской художественной литературе.
Богатство
мотивов, многообразие жанров, простота и ясность языка и образов — вот чем
отличалось устное народное творчество крымских татар от искусственной литературы
крымско-татарских националистов.
В
течение 2—3 десятилетий (в конце XIX и в начале XX в.) до революции 1905 в
Т.-к. л. играл определенную роль И. Гаспринский — идейный предшественник
«миллифирковцев». Под его влиянием и возникла группа писателей (1910—1911),
известная под названием «миллифирковская школа». Группа литераторов буржуазных
националистов, связанных с контрреволюционной партией «милли-фирке», особенно
развивала свою лит-ую деятельность среди крымских татар после февральской
революции 1917. В своих политических
выступлениях «миллифирковцы» в союзе с белогвардейщиной боролись против
трудового народа и его интересов. В своих литературных произведениях они
идеализировали нравы и традиции Крымского ханства. Считая себя «потомками»
Чингис-хана, они мечтали о возвращении чингисхановских времен. Особенно яростна
была борьба «миллифирковцев» против советской власти в период гражданской войны
и в первые годы советской власти в Крыму.
Писатели
«милли-фирке», борясь против народного языка крымских татар, создавали
искусственный язык. В художественном отношении произведения «миллифирковцев» не
представляли какой-либо ценности. Скудость мысли, беспомощный язык и оторванность
от реальной действительности — их отличительная черта.
«Миллифирковцы»
в Т.-к. л. не оставили сколько-нибудь заметного следа.
Обладая
чрезвычайно богатым фольклором, крымские татары выдвинули народных певцов,
импровизаторов (кедай), создававших образцы подлинно народной литературы. К
числу выдающихся кедаев относятся: Эшмирзе Карт (70—80-е гг. XIX в.),
Сейт-Мамбет, Курт-Мамбет (20—30-е гг. XX в.), песни которых стали достоянием
широких масс крымских татар.
Богатырский
эпос Т.-к. л. ярко представлен в старинных сказаниях о подвигах богатырей Эдиге
(конец XIV — начало XV в.) и Чора-Батыра (середина XVI в.). В этих сказаниях
воспевались героические подвиги богатырей, защищавших интересы трудового
народа.
Ненависть
народных масс к эксплоататорам и угнетателям получила наиболее яркое выражение
в песнях. Множество песен отражает борьбу угнетенных масс против царизма,
помещиков и мурзаков (о крымском джигите Алиме, о солдатчине, о русско-японской
войне и др.). Известны песни, воспевающие революцию 1905, позднее — песни об
ужасах империалистической войны.
С
окончательным установлением советской власти в Крыму (1920) были созданы
условия для органического развития советской Т.-к. л. Однако отчаянное
сопротивление буржуазных националистов и их покровителей — троцкистов,
проникших в советские культурные учреждения и в литературу, гнусные дела
велиибрагимовцев, правых и так наз. «левых» всячески тормозили рост советской литературы
в Крыму. Все же ряд писателей (Тынчеров, Ш. Алядин, Осман Амит, Амди Алим, Максуд
Сулейман и др.), выступавших с 1927—1928, в своих произведениях стремились
отображать советскую действительность, освоить достижения революции.
Историческое решение партии от 23 апреля 1932 дало сильный толчок к подъему
советской Т.-к. л. Т.-к. л. советского периода представлена группой писателей,
выросших в борьбе с остатками буржуазного национализма. Создан ряд
произведений, показывающих социалистическое строительство в Крыму, советский
быт, роль комсомола и беспартийной трудящейся молодежи в революции, в
социалистическом строительстве. Из этих произведений следует отметить
«Алтайские рассказы» Тынчерова, «Песни
червонного казака», «Земля смеется» Шамиля Алядина, «Кто работает, тот ест»,
«Хочу жить» Болата, музыкальную драму «Арзы-Киз» Болата и Бахшиша, песни
Бахшиша, «Воспоминание о Сиваше» Максуда Сулеймана, целый ряд стихотворений
Османа Амита и др. Многие песни советских татарских поэтов Крыма вошли в обиход
масс и распеваются в городах и колхозах.
В
связи с окончательной советизацией Крыма в 1920 начал усиленно создаваться
советский татарско-крымский фольклор. В ряде песен («Шомпол», «Перекоп» и др.)
показаны издевательства белогвардейцев над трудящейся молодежью, решительно
уклонявшейся от службы в белой армии, и героическая борьба и победа Красной
армии. В песне «Да здравствуют Советы» воспевается восторженная встреча
народными массами Красной армии при вступлении ее в пределы Крыма и организация
Советов.
За
последние годы созданы многочисленные песни о Ленине и Сталине, о
коммунистической партии, о колхозном строительстве, об орденоносцах, о
Сталинской Конституции и о депутатах в Верховный Совет СССР и др.
Характерными
чертами советского фольклора в Крыму являются советский патриотизм, оптимизм,
любовь к вождям и родине. Нужно отметить, что до последнего времени буржуазные
националисты извращали сущность и смысл фольклорных произведений и всячески
мешали собиранию и изданию татарско-крымского фольклора, выявлению и воспитанию
кадров народных певцов и сказителей. Разгром буржуазно-националистических и
троцкистско-бухаринских элементов создал условия для успешного развития
советской культуры и литературы в Крыму.
За
последнее время развертывается большая работа по собиранию и изданию фольклора.
Издан сборник татарских сказок и легенд «Анекдоты Насреддина Оджи и Ахмет
Акая»; подготовляется издание сборников «Эдиге» и «Чора-Батыр», «Песни крымских
татар», сборник крымско-татарского советского фольклора и др. Необходимо
отметить, что совсем недавно запись и печатание произведений кедаев носили случайный
характер, также не было никакой связи между народными кедаями и поэтами —
представителями письменной литературы. Созданию контакта между ними всячески
мешали враги народа, проникшие в руководство Союза советских писателей.
После
ликвидации враждебных элементов и обновления руководства ССП контакт стал
налаживаться. 6-го февраля 1938 состоялось всекрымское совещание народных
кедаев и сказителей, положившее начало систематической политико-воспитательной
и творческой работе среди них. Недавно издан общий сборник произведений кедаев
и поэтов «Песни и стихи о Сталине».
Т.-к.
л. за последние годы обогатилась переводами произведений мировых классиков и
писателей: Пушкина, Горького, Крылова, Мопассана, Свифта, Киплинга, советских
авторов: Маяковского, М. Шолохова и др. В переводческой работе принимают
участие почти все советские писатели Крыма.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/