Сюжет комедии
Грибоедова сам по себе уже достаточно оригинален и необычен. Не могу
согласиться с теми, кто считает его банальным. На первый взгляд может
показаться, что основное в сюжете - история любви Чацкого к Софье.
Действительно,
эта история занимает в произведении большое место, придавая живость развитию
действия. Но все же главное в комедии - общественная драма Чацкого. На это
указывает и заглавие пьесы. История несчастной любви Чацкого к Софье и история
его конфликта с московским дворянством, тесно переплетаясь, соединяются в
единую линию сюжета. Проследим за ее развитием.
Первые сцены,
утро в доме Фамусова - экспозиция пьесы. Появляются Софья, Молчалин, Лиза,
Фамусов, подготавливается появление Чацкого и Скалозуба, рассказывается о
характерах и взаимоотношениях действующих лиц. Движение, развитие сюжета
начинается с первого появления Чацкого. И до этого Софья отзывалась о Чацком
очень холодно, а теперь, когда тот, оживленно перебирая московских знакомых,
заодно посмеялся и над Молчалиным, холодность Софьи перешла в раздражение и
негодование: "Не человек, змея!" Так Чацкий, сам того не подозревая,
восстановил Софью против себя.
Все происшедшее
с ним в начале пьесы получит в дальнейшем свое продолжение и развитие: он
разочаруется в Софье, а его насмешливое отношение к московским знакомым
вырастет в глубокий конфликт с фамусовским обществом. Из спора Чацкого с
Фамусовым во втором действии комедии ясно видно, что дело тут не просто в
недовольстве друг другом. Здесь столкнулись два мировоззрения. Кроме того, во
втором же действии намеки Фамусова на сватовство Скалозуба и обморок Софьи
ставят Чацкого перед мучительной загадкой: неужели избранником Софьи может быть
Скалозуб или Молчалин? А если это так, то кто же из них?..
В третьем акте
действие становится очень напряженным. Софья недвусмысленно дает понять
Чацкому, что его не любит, и открыто признается в любви к Молчалину, о
Скалозубе же говорит, что это герой не ее романа. Кажется, вот все и
выяснилось, но Чацкий Софье не верит. Неверие это еще больше укрепляется в нем
после разговора с Молчалиным, в котором тот показывает свою безнравственность и
ничтожество. Продолжая свои резкие выпады против Молчалина, Чацкий вызывает
ненависть Софьи к себе, и именно она, сначала случайно, а потом и намеренно,
пускает слух о сумасшествии Чацкого. Сплетня подхватывается, молниеносно
распространяется, и о Чацком начинают говорить в прошедшем времени. Это легко
объясняется тем, что он уже успел настроить против себя не только хозяев, но и
гостей. Общество не может простить Чацкому протеста против его морали.
Так действие
достигает высшей точки, кульминации. Развязка наступает в четвертом акте.
Чацкий узнает о клевете и тут же наблюдает сцену между Молчалиным, Софьей и
Лизой. "Вот наконец решение загадке! Вот я пожертвован кому!" - это
окончательное прозрение. С огромной внутренней болью Чацкий произносит свой
последний монолог и покидает Москву. Оба конфликта приведены к концу: крушение
любви становится очевидным, а столкновение с обществом завершается разрывом.
Порок не наказан и добродетель не торжествует.
Впрочем, от
счастливого финала Грибоедов отказался, отказавшись от пятого акта. Рассуждая о
четкости и простоте композиции пьесы, В. Кюхельбекер заметил: "В
"Горе от ума"... вся завязка состоит в противоположности Чацкого
прочим лицам; ... тут... нет того, что в драматургии называется интригою. Дан
Чацкий, даны прочие характеры, они сведены вместе, и показано, какова
непременно должна быть встреча этих антиподов, - и только. Это очень просто, но
в сей-то простоте - новость, смелость"... Особенность композиции
"Горя от ума" в том, что его отдельные сцены, эпизоды соединены почти
произвольно.
Интересно
проследить, как с помощью композиции Грибоедов подчеркивает одиночество
Чацкого. Сперва Чацкий с разочарованием видит, что его бывший друг Платон
Михайлович "стал не тот" в короткий срок; теперь Наталья Дмитриевна
руководит каждым его движением и хвалит теми же словами, что позже Молчалин -
шпица: "Мой муж - прелестный муж". Итак, старый друг Чацкого
превратился в обычного московского "мужа - мальчика, мужа - слугу".
Но это еще не очень большой удар для Чацкого. Все же на протяжении всего того
времени, когда гости съезжаются на бал, он беседует именно с Платоном
Михайловичем. Зато Платон Михайлович потом признает его сумасшедшим, в угоду
жене и всем остальным откажется от него. Дальше Грибоедов в середине своего
пламенного монолога, сначала обращенного к Софье, Чацкий оглядывается и видит,
что Софья ушла, не дослушав его, и вообще "все в вальсе кружатся с
величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам". И, наконец,
особенно остро чувствуется одиночество Чацкого, когда к нему в друзья начинает
навязываться Репетилов, заводя "дельный разговор... про водевиль".
Сама возможность слов Репетилова о Чацком: "Мы с ним... у нас... одни и те
же вкусы" и снисходительной оценки: "он не глуп" показывает, как
далек Чацкий от этого общества, если ему уже не с кем поговорить, кроме
восторженного болтуна Репетилова, которого он просто не выносит.
Через всю
комедию проходит тема падения и тема глухоты. Фамусов с удовольствием
вспоминает, как его дядя Максим Петрович упал три раза подряд, чтобы посмешить
государыню Екатерину Алексеевну; падает с лошади Молчалин, затянув поводья;
спотыкается, падает при входе и "поспешно оправляется" Репетилов...
Все эти эпизоды связаны между собою и перекликаются со словами Чацкого: "И
растерялся весь, и падал столько раз"... Чацкий тоже падает на колени
перед разлюбившей его Софьей.
Так же
постоянно и упорно повторяется тема глухоты: Фамусов затыкает уши, чтобы не
слышать крамольных речей Чацкого; всеми уважаемый князь Тугоуховский ничего не
слышит без рожка; Хрюмина, графиня-бабушка, сама совершенно глухая, ничего не
расслышав и все перепутав, назидательно говорит: "Ох! глухота большой
порок". Никого и ничего не слышит, увлекшись своими монологами, Чацкий и
позже Репетилов. В "Горе от ума" нет ничего лишнего: ни одного
ненужного персонажа, ни одной лишней сцены, ни одного напрасного штриха. Все
эпизодические лица введены автором с определенной целью. Благодаря
внесценическим персонажам, которых в комедии множество, расширяются границы
дома Фамусова и границы времени.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/