По замыслу Н.
В. Гоголя темой поэмы должна была стать вся современная ему Россия. Конфликтом
первого тома “Мертвых душ” писатель взял два типа противоречий, присущих
русскому обществу первой половины XIX века: между мнимой содержательностью и
действительной ничтожностью господствующих слоев общества и между духовными
силами народа и его закабалителями. Действительно, “Мертвые души” можно назвать
энциклопедическим исследованием всех насущных проблем того времени: состояния
помещичьих хозяйств, морального облика помещичьего и чиновничьего дворянства,
их взаимоотношений с народом, судеб народа и родины. “...Какой огромный, какой
оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем”, - писал
Гоголь Жуковскому о своей поэме. Естественно, что такой многоплановый сюжет
определил своеобразную композицию. Прежде всего, построение поэмы отличается
ясностью и четкостью: все части связаны между собой сюжетно-образующим героем
Чичиковым, путешествующим с целью добыть “миллион”. Это энергичный делец,
ищущий выгодных связей, вступающий в многочисленные знакомства, что позволяет
писателю изобразить действительность во всех ее гранях, запечатлеть
социально-экономические, семейно-бытовые, морально-правовые и
культурно-нравственные отношения в крепостнической России. В первой главе,
экспозиционной, вводной, автор дает общую характеристику провинциального
губернского города и знакомит читателей с основными действующими лицами поэмы.
Следующие пять глав посвящены изображению помещиков в их собственной
семейно-бытовой жизни, в своих усадьбах. Гоголь мастерски отразил в композиции
замкнутость помещиков, их оторванность от общественной жизни (Коробочка даже
слухом не слыхивала о Собакевиче и Манилове). Содержание всех этих пяти глав
строится по одному общему принципу: внешний вид усадьбы, состояние хозяйства,
господский дом и его внутреннее убранство, характеристика помещика и его взаимоотношений
с Чичиковым. Таким способом Гоголь рисует целую галерею помещиков, в своей
совокупности воссоздающих общую картину крепостнического общества.
Сатирическая
направленность поэмы проявляется в самой последовательности представления
помещиков, начиная с Манилова и, завершая Плюшкиным, который уже “обратился в
прореху на человечестве”. Гоголь показал страшную деградацию человеческой души,
духовное и нравственное падение крепостника-корыстолюбца. Но наиболее ярко
реалистическая манера и сатирический пафос писателя проявились в создании
образов русских помещиков. Гоголь выдвигает на первый план
морально-психологическую сущность героя, его отрицательные черты и типические
признаки, как, например, прекраснодушную мечтательность и полное непонимание
жизни у Манилова; наглое вранье и распоясанность у Ноздрева; кулачество и
человеконенавистничество у Собакевича и пр. Широта обобщения образов
органически сочетается с их явно обозначенной индивидуальностью, жизненной
осязаемостью, которая достигается путем преувеличенной конкретизации их
типических особенностей, резкая обрисовка моральных черт и их индивидуализация
приемами заострения подкрепляется обрисовкой внешности действующих лиц.
За портретами
помещиков, выписанных крупным планом, в поэме следует сатирическое изображение
жизни губернского чиновничества, представляющего собой социально-политическую
власть дворянства. Замечательно, что Гоголь избирает предметом своего
изображения весь губернский город, создает собирательный образ провинциального
бюрократа.
В процессе
изображения помещиков и чиновничества перед читателями постепенно
развертывается образ главного героя повествования - Чичикова. Лишь в
заключительной, одиннадцатой главе Гоголь раскрывает его жизнь во всех деталях
и окончательно разоблачает своего героя как ловкого буржуазного хищника,
мошенника, цивилизованного подлеца. Такой подход обусловлен стремлением автора
полнее изобличить Чичикова как общественно-политический тип, выражающий новое,
еще только зреющее, но уже вполне жизнеспособное и достаточно сильное явление -
капитал. Именно поэтому его характер показан в развитии, в столкновениях со
множеством самых различных препятствий, возникающих на его пути. Замечательно,
что все другие персонажи “Мертвых душ” предстают перед читателем психологически
уже сложившимися, то есть вне развития и внутренних противоречий (исключение в
какой-то мере составляет Плюшкин, которому дана описательная предыстория).
Такая статичность характеров подчеркивает застойность быта и все! го образа
жизни помещиков и способствует концентрации внимания на особенностях их
характеров.
Через всю поэму
Гоголь параллельно сюжетным линиям помещиков, чиновников и Чичикова непрерывно
проводит еще одну - связанную с образом народа. Композицией поэмы писатель все
время настойчиво напоминает о наличии пропасти отчуждения между простым народом
и правящими сословиями.
На протяжении
всей поэмы утверждение народа как положительного героя сливается с
прославлением родины, с выражением автором своих патриотических и гражданских
суждений. Эти суждения рассеяны по всему произведению в форме проникновенных
лирических отступлений. Так, в 5-й главе Гоголь славит “живой и бойкий русский
ум”, его необыкновенную способность к словесной выразительности. В 6-й главе он
обращается со страстным призывом к читателю сохранить в себе до конца жизни
истинно человеческие чувства. В 7-й главе идет речь о роли писателей, о разных
их “уделах”. В 8-й показана разъединенность губернского дворянства и народа.
Последняя, 11 глава, завершается восторженным гимном Родине, ее прекрасному
будущему.
Как видно от
главы к главе, темы лирических отступлений приобретают все большую социальную
значимость, а трудовой народ предстает перед читателем в неуклонно повышающейся
прогрессии его достоинств (упоминания об умерших и беглых мужиках Собакевича и
Плюшкина).
Таким образом,
Гоголь достигает в композиции поэмы той непрерывно увеличивающейся
напряженности, которая в совокупности с усиливающейся драматичностью действия
сообщает “Мертвым душам” исключительную занимательность.
В композиции
поэмы следует особо подчеркнуть проходящий через все произведение образ дороги,
с помощью которого писатель выражает ненависть к застою и устремленность
вперед, горячую любовь к родной природе. Этот образ способствует усилению
эмоциональности и динамичности всей поэмы.
Изумительное
искусство Гоголя в компоновке сюжета сказалось в том, что множество самых
различных вводных эпизодов и авторских отступлений, вызванных стремлением шире
и глубже воссоздать тогдашнюю действительность, строго подчинено воплощению
определенных идей писателя. Такие авторские отступления, как о толстых и
тонких, о “страсти русского человека знаться с тем, кто хотя бы одним чином был
его повыше”, о “господах большой руки и господах средней руки”, о широкой
типичности образов Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина, составляют
необходимый социальный фон для раскрытия основных идей поэмы. Во многих
авторских отступлениях Гоголь так или иначе касался столичной темы, но в
предельной сатирической обнаженности эта “опасная” тема прозвучала во
включенной в композицию поэмы “Повести о капитане Копейкине”, рассказанной
губернским почтмейстером. По своему внутреннему смыслу, по своей идее эта
вставная новелла является важным элементом в идейном и художественном смысле
гоголевской поэмы. Она давала автору возможность включить в поэму тему
героического 1812 года и тем самым еще резче оттенить бессердечие и произвол
верховной власти, трусость и ничтожество губернской знати. “Повесть о капитане
Копейкине” на короткое время отвлекает читателя от затхлого мира Плюшкиных и
чиновников губернского города, но эта смена впечатлений создает определенный
художественный эффект и помогает отчетливее понять замысел произведения, его
сатирическую направленность.
Композиция
поэмы не только великолепно развертывает сюжет, в основе которого лежит
фантастическая авантюра Чичикова, но и позволяет Гоголю с помощью внесюжетных
эпизодов воссоздать всю действительность николаевской Руси. Все выше сказанное
убедительно доказывает, что композиция поэмы отличается высокой степенью
художественного мастерства.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/