Творчество
Александра Ивановича Куприна тесно связано с традициями русского реализма. В
своем творчестве писатель опирался на достижения трех своих кумиров: Пушкина,
Льва Толстого, Чехова. Главное направление творческого поиска Куприна выражено
в следующей фразе: "Нужно писать не о том, как люди обнищали духом и
опошлели, а о торжестве человека, о силе и власти его". Тематика
произведений этого писателя чрезвычайно разнообразна.
Но есть у
Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно и благоговейно,
да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви. Подлинной силой человека,
способной противостоять опошляющему действию лжецивилизации, для Куприна всегда
была самоотверженная и чистая любовь. В одной из работ писатель называет три
проявления любви: овеянной "нежным целомудренным благоуханием",
"могучий призыв тела" и "роскошные сады, где растут
таинственные, наглые грибы". Куприн не отрицает возможность существования
ни одной из форм, но подчеркивает ничтожность и презренность "всех усилий
опутать ее (любовь) цепями условности". Однако художник не прекращает
поиска гармоничного чувства.
На этом пути и
была создана повесть "Суламифь". Писатель блистательно воспевает
духовное единение влюбленных, которое так велико, что каждый готов на само-
пожертвование ради другого. Поэтому умудренный, все познавший Соломон и юная
пастушка Суламифь одинаково велики. Им, способным на столь редкое и гармоничное
чувство, дарится возможность нравственного возвышения. Свой идеал любви Куприн
искал в современной ему жизни, однако писатель так и не увидел торжествующей любви,
"крепкой, яко смерть".
Даже Олеся из
одноименной повести, принесшая себя в жертву во имя своего чувства к Ивану
Тимофеевичу, не смогла пробудить в нем высокое духовное начало. А сила любви
для самого Куприна состояла именно в преображении души. Трагедия Олеси в том,
что она полюбила человека "доброго, но только слабого". От любви не
утаишь ничего: либо она высвечивает истинное благородство души человеческой,
либо пороки и низменные желания. Писатель как бы проверяет своих героев,
посылая им чувство любви. Словами одного из героев Куприн выражает свою точку
зрения: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие
жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться". Для
писателя она — дар божий, доступный не каждому. Любовь имеет свои вершины,
которые способны осилить единицы из миллиона.
Конкретным
примером служит Желтков из повести "Гранатовый браслет". Образ
Желткова раскрыт в наивысшей точке внутреннего подъема. Однако этому состоянию
предшествовало внутреннее развитие: сначала были письма с настойчивым желанием
свиданий, поиски взгляда Веры Шейной на балах и в театре, а затем — молчаливое
"преклонение", но и уверенность, что "семь лет безнадежной
вежливой любви дают право" хоть раз в году напоминать о себе. Желтков не
мог каждый день, каждый час и каждую минуту дарить свою любовь Вере Николаевне,
поэтому он подарил ей гранатовый браслет, самое дорогое, что у него было, чтобы
хоть как-то соединить себя с Верой. Он был безумно счастлив уже тем, что к его
подарку прикоснутся руки его богини. Герой погибает, но величие его чувства в
том и состоит, что даже после ухода Желткова из жизни оно пробуждает внутренние
силы Веры. Лишь во время прощания с прахом Желткова Вера Николаевна
"поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо
нее". Ответное чувство состоялось, пусть "одно мгновение, но
навеки". Любовь как сила, способная преобразить мир, всегда привлекала
Куприна. Но он был очень чуток и к страшным процессам измельчания, искажения,
гибели этого врожденного дара.
Такая трагедия
показана в повести "Яма". Автор не затенял страшной правды, так как
хотел предостеречь молодежь от нравственного падения, пробудить в ее душе
ненависть к пороку и желание противостоять ему. Куприн показывает, что душа у
обитательниц публичного дома жива, и она, несомненно, более чиста, чем у тех,
кто сюда приходит. У любви героев Куприна тысячи оттенков, и в каждом ее
проявлении — своя печаль, свой излом, свое благоухание. Даже несмотря на
трагическую развязку герои счастливы, так как считают, что осветившая их жизнь
любовь — это подлинное, прекрасное чувство. Александр Иванович Куприн всегда и
всюду благословлял любовь. Он посылал благословение всему сущему: земле, водам,
деревьям, цветам, небесам, людям, зверям и вечной красоте, заключенной в
женщине.
Одной из самых
высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была
любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и
светлое, чем жизнь награждает человека, оправдывает любые лишения и тяготы,
какие только могут встретиться на пути судьбы. Так в "Олесе". Так в
"Гранатовом браслете". Так в "Суламифи". Так в
"Поединке".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/