Своеобразие романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"
Своеобразие романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"
Своеобразие
романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"
Мне хотелось бы
рассказать в моем сочинении об одном из любимых моих писателей, о прекрасном
человеке, о Михаиле Булгакове и его романе, который принес писателю славу.
Роман читается широчайшей читательской аудиторией и, как правило, никого не
оставляет равнодушным. Это "Мастер и Маргарита". Сегодня трудно
встретить человека, который не слышал бы о таком романе. Но далеко не каждый
знает, какой долгий и сложный путь пришлось проделать булгаковскому творению,
прежде чем предстать перед судом читателя и получить всемирную известность.
Написав
"Мастера и Маргариту", Булгаков отнес роман в редакцию, но строгая
цензура того времени запретила выход романа в свет. Отчаявшись, Булгаков решает
сжечь роман, а через несколько лет, благодаря настойчивости жены писателя,
Елены Сергеевны, восстанавливает его по памяти. Михаил Булгаков в течение
двенадцати лет работал над романом, но прочитать и оценить по достоинству его
смогли только после смерти писателя.
С первой же
страницы тебя захватывают события, описанные в книге, с первой же главы ты
попадаешь в мир булгаковских героев, в мир добра и зла, в мир счастливой любви.
Невольно представляешь себя в той или иной ситуации, задумываешься о том, как
бы ты поступил в данном случае. Начав читать роман, уже невозможно
остановиться, а когда перевернешь последнюю страницу, становится грустно: так
жалко расставаться с уже полюбившимися тебе героями.
Особенностью
булгаковских произведений является то, что они во многом автобиографичны. Не
является исключением и роман "Мастер и Маргарита".
В образе
Мастера мы узнаем самого Булгакова, а o прототипом Маргариты явилась любимая
женщина писателя - его жена Елена Сергеевна. Не случайно тема любви - одна из
главных, основных тем романа. Булгаков пишет о самом высоком и прекрасном
человеческом чувстве - о любви, о бессмысленности сопротивления ей.
Мастер и
Маргарита безумно любят друг друга. Неудачи Мастера приносят мучительные
страдания не только ему, но и Маргарите. Чтобы избавить свою любимую от
страданий, Мастер решает уйти из дома, полагая, что этим он облегчит жизнь
Маргарите. Но его уход не только не уменьшает страданий Маргариты, а, наоборот,
в несколько раз увеличивает их. Уход Мастера был тяжелейшим ударом для нее. Она
заключает сделку с сатаной, становится ведьмой, и Воланд возвращает ей
возлюбленного. Булгаков говорит о том, что невозможно противостоять любви.
Настоящей любви не могут помешать никакие преграды.
На страницах
романа Булгаковым представлено множество проблем. Например, проблема
человеческой трусости. Автор считает трусость самым большим грехом в жизни. Это
показывается через образ Понтия Пилата.
Понтий Пилат
был прокуратором в Ершалаиме. Он распоряжал^ ся судьбами многих людей. Одним из
тех, кого он судил, является Иешуа Га-Ноцри. Прокуратор был тронут искренностью
и добротой этого молодого человека. Понтий Пилат прекрасно понимал, что Иешуа
не совершил ничего такого, за что его необходимо казнить. Однако Пилат не
послушался своего "внутреннего" голоса, голоса совести, а пошел на
поводу у толпы и казнил Иешуа Га-Ноцри. Понтий Пилат струсил и за это был
наказан бессмертием. Ему не стало покоя ни днем ни ночью. Вот что говорит о
Понтий Пилате Воланд: "Он говорит,
- раздался голос Воланда, - одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет
покоя, и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а
когда спит, то видит одно и то же - лунную дорогу и хочет пойти по ней и
разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то
недоговорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но,
увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается и к нему никто не приходит.
Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем,
нужно какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет,
что более всего в мире он ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу".
И Понтий Пилат
мучается двенадцать тысяч лун за одну луну, за тот миг, когда он струсил. И
только после долгих мучений и страданий Пилат наконец прощен.
Заслуживает
внимания в романе и тема чрезмерной самоуверенности, самоупоенности, безверия.
Именно за неверие в Бога был наказан председатель правления литературной
ассоциации , Михаил Александрович Берлиоз. Берлиоз не верит в силу Всевышнего,
не признает Иисуса Христа и пытается всех заставить думать так же, как он.
Берлиоз хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус: плох или
хорош, а в том, что Иисуса до этого как личности не существовало на свете, и
все рассказы о нем - просто выдумка. " ' .
"Нет ни
одной восточной религии, -говорил Берлиоз, - в которой, как правило, непорочная
дева не произвела бы на свет бога, и христиане, не выдумав ничего нового, точно
так же содрали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых.
Вот на это-то и нужно сделать главный упор".
Берлиоза не
может переубедить никто и ничто. Какими бы убедительными доводы о существовании
Христа ни были, он стоит на своем. Не мог переубедить Берлиоза и Воланд.
Сколько ни говорил Воланд о том, что Бог есть, Берлиоз не хотел менять своих
взглядов и упрямо стоял на своем. За это упрямство, за самоуверенность Воланд
решает наказать Берлиоза и предсказывает ему смерть под колесами трамвая.
На страницах
романа Булгаков сатирически изобразил московских жителей: их быт и нравы,
повседневную жизнь и заботы. Воланд прилетает для того, чтобы посмотреть,
какими стали обитатели Москвы. Для этого он устраивает сеанс черной магии. И
буквально забрасывает-людей деньгами, одевает в дорогие одежды. Но не только
алчность и жадность присущи им, населяющим столицу. В них живо и милосердие.
Достаточно вспомнить эпизод, случившийся на том необычном сеансе, когда ведущему
программы Бенгальскому Бегемот срывает голову с плеч. Увидев ведущего без
головы, москвичи сразу же просят Воланда вернуть голову Бенгальскому. Вот как
словами Воланда можно охарактеризовать жителей Москвы того времени.
"Ну что ж,
- задумчиво отозвался тот, - они - люди как люди, любят деньги; но ведь это
всегда было... человечество любит деньги, из чего бы они ни были сделаны, из
кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж...
и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди ... в общем
напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их..." Роман очень обширен по своей проблематике и
охватить все конечно же невозможно. "Мастер и Маргарита" - роман о
большой любви, о добре и зле, об одиночестве в толпе, о репрессиях, о роли
интеллигенции в обществе, о Москве и москвичах.
О романе можно
говорить бесконечно, и все равно словами всего не скажешь. Я очень люблю этот
роман за то удивительное добро, которое он излучает, за то потрясение, которое
испытываешь при его чтении. Мне кажется, "Мастер и Маргарита" -
бессмертное произведение. Его будут читать и ценить во все века и времена. Это
редкое сочетание ума, души и таланта.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/