Есть поэты, чье
творчество входит в наши сердца как бесценный дар, с которым мы никогда не
разлучаемся. Среди них — Александр Блок...
М. Рыльский
Поэзия А. А.
Блока покоряет сердца читателей зачаровывающей музыкой стиха, красотой
выраженного чувства. Она учит понимать и ценить подлинное искусство и получать
от него истинное наслаждение.
Как поэт Блок
формировался под влиянием русской классической литературы. В начале творческого
пути наиболее близким ему оказался романтизм В. А. Жуковского. Певец природы,
как называл его В. Г. Белинский, учил юного поэта чистоте и возвышенности
чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению с тайной Бога,
вере в возможность проникновения за предел земного.
Уроки
Жуковского не прошли для Блока бесследно: взращенные ими "острые
мистические и романтические переживания" обратили Блока в 1901 году к
творчеству поэта и философа-мистика Вл. Соловьева, который был признан
"духовным отцом" младшего поколения русских символистов (А. Блок, А.
Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов, Эллис и др.).
Идейным
стержнем его учения была мечта о царстве теократии, которое возникает из
современного мира, погрязшего во зле и пороке, но спасенного в дальнейшем
Мировой Душой, Вечной Женой, которая предстает своеобразным синтезом гармонии и
красоты, добра, духовным началом всего живого. Эта соловьевская тема стала
центральной в ранних стихотворениях Блока, составивших первую его книгу
"Стихи о Прекрасной Даме" (1904 г.)
"Стихи о
Прекрасной Даме" — это произведения, в основе которых лежит подлинное
чувство любви к невесте, позже — жене поэта Л. Д. Менделеевой. Вместе с тем это
мистическое преклонение перед Владычицей Вселенной, Вечной Женственностью.
Последовательно
и систематически Блок переводит в "Стихах о Прекрасной Даме" свои
земные чувства в высший, идеально-мистический план. В этих стихах возлюбленная,
лишенная каких бы то ни было земных черт, наделена признаками настоящего божества.
Это Небесная Дева, Вечная Женственность, Владычица Вселенной, Лучезарная
Царица, Заря, Купина. Лирический герой — отрок, раб, инок, рыцарь, готовый всю
жизнь служить своей Даме.
Возлюбленная
представляется ему как будто в чудесном сне или сказке. Она часто является в
сумраке, в тумане, окруженная зыбкими тенями. Впечатление призрачности,
неопределенности образа усиливается и оттого, что поэт избегает конкретных,
описательных эпитетов. Они рассчитаны лишь на эмоциональное восприятие:
ароматные слезы, лазурные сновидения, шаг завороженный, бездонный взгляд,
упорная мечта, сумрак таинственный.
Архаическая,
церковная, "молитвенная" лексика (лампада, паникадила, ризы и др.)
соответствует представлению о возлюбленной как о божестве. Постоянные мечты о
встрече с Ней, ожидание Ее призыва ассоциируется со вторым пришествием, с
полным обновлением, преображением всего мира.
Большой знаток
и ценитель поэзии М. Рыльский писал: "Стихи о Прекрасной Даме" — это
прежде всего стихи о любви и высокой человеческой красоте, это облаченное в
условно-мистические одежды торжество живой жизни, предчувствие всемирной
зари". Чистые чувства первой любви часто порождают идеализацию,
обожествление возлюбленной, стремление видеть в ней самое прекрасное,
возвышенное, "неземное". Эти чувства нашли очень точное,
психологически правдивое выражение в удивительно нежных, мелодичных стихах
Блока.
В служении
Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг
жизни: Будет день — и свершится великое, Чую в будущем подвиг души. Пусть
представление Блока о подвиге было смутным, неопределенным, туманным, для нас
важно отметить у поэта постоянное желание, волю к подвигу.
В любовных
стихах о Прекрасной Даме звучит какое-то тревожное ожидание необычных,
потрясающих событий. В 1906 году поэт проникается новой идеей "мистицизма
в повседневности". Изображая неприглядные стороны современного города,
Блок создает образы на пересечении двух планов — реального и фантастического.
Ярким
выражением таких взглядов является баллада "Незнакомка", написанная в
1906 году. Блок специально отбирает только такие детали повседневности,
сочетание которых должно наиболее убедительно раскрыть пошлость мещанской
"жизненной прозы" и воссоздать удушливую, тлетворную атмосферу
буржуазного общества. Описываются детали неприглядной, будничной жизни:
ресторан, пьяные окрики, тлетворный дух, пыль, канава, детский плач, женский
визг, скрип уключин, сонные лакеи, пьяницы с глазами кроликов и т. п.
Из нескольких
возможных синонимов поэт выбирает именно те, которые передают вполне
определенную авторскую оценку. Символом мечты поэта об идеальном, гармоничном
мире выступает прекрасная женщина — таинственная Незнакомка. Ее образ возникает
на пересечении реальности и фантастики (сам Блок назвал это "фантастическим
реализмом"). В стихотворении названы вполне конкретные, земные черты
Незнакомки: девичий стан, упругие шелка, шляпа с траурными перьями, в кольцах
узкая рука, темная вуаль.
Девичий стан,
шелками схваченный,
В туманном
движется окне... ..
Дыша духами и
туманами,
Она садится у
окна
И веют древними
поверьями
Ее упругие
шелка,
И шляпа с
траурными перьями,
И в кольцах
узкая рука...
Нельзя не
заметить при этом, что все эти детали внешности не создают индивидуального
портрета женщины. Они вызывают у читателя лишь общее представление о внешней
красоте таинственной Незнакомки. Она окружена чем-то загадочным и непостижимым,
как будто сама возникла из туманных грез или сновидений. С ее обликом поэт
связывает и древние поверья, и глухие тайны, и чье-то солнце, и несметные
сокровища.
У каждого из
читателей они вызывают свои личные ассоциации, воскрешают какие-то чувства,
пробуждают воспоминания.
Поэтический
дебют Блока пришелся на годы кануна первой русской революции 1905—1907 годов.
Мотивы сомнения, неверия проникли уже в "золотолазурные" "Стихи
о Прекрасной Даме". А в последующих произведениях все меньше восторгов,
ощутимее привкус горечи узнавания жизни.
Новое
восприятие земного бытия, новые настроения и чувства поэта заметно проявляются
в первом стихотворении цикла "Заклятие огнем и мраком" "О, весна
без конца и без краю..."(1907 г.). Это стихотворение было написано тогда,
когда певец Прекрасной Дамы уже разочаровался в своих прежних идеалах. Он не
ожидал больше пришествия Владычицы Вселенной.
Молитвенное
отношение к Небесной Деве сменилось у него естественным чувством земной любви
со всеми ее радостями и муками. Поэт провозглашает иное отношение к земному
бытию: "Приявший мир, как звонкий дар, как злата горсть, я стал
богат". Его целиком захватывает жизнь во всех ее проявлениях, в постоянной
упорной борьбе. "Принимаю!" — главная мысль, главный пафос
стихотворения "О, весна без конца и без краю..." Поэт принимает удачу
и неудачу, плач и смех, пустынные веси и тесные города, "осветленный
простор поднебесный и томления рабьих трудов".
Эти контрастные
картины показывают противоречия жизни, различные ее проявления. И когда поэт
говорит о своем приятии мира, мы понимаем, что он не собирается уходить от
жизни в неизвестные "иные миры". Теперь в восприятии поэта
непрерывная борьба, "вечный бой" являются смыслом жизни, приносят
подлинную радость человеку. Эта мысль пройдет через многие стихотворения Блока
последующих лет. Размышляя об исторических судьбах России, о борьбе русских с
иноземными поработителями, поэт восклицает: "И вечный бой! Покой нам
только снится.." ("На поле Куликовом").
Постоянное
беспокойство, жажда творчества, несмотря на "жизни сон тяжелый",
составляют главный "сокрытый двигатель" всей деятельности Блока.
Стихотворение "О, весна без конца и без краю..." насыщено
риторическими обращениями и восклицаниями восторженного поэта. Весна и мечта
связываются, соединяются в сознании поэта в единое целое. С началом весны
открывается перспектива новой, зарождающейся, неизведанной жизни. Пробуждаются
в душе новые чувства, новые мечты — безграничные, беспредельные.
Любовь занимает
главное место и в цикле стихотворений "Страшный мир". Любовь и
страсть соседствуют с муками, пытками, смертью. Для поэта становится
невыносимой постоянная унизительная ложь ("молчаливая ложь",
"лживая улыбка", "лжи и коварству меры нет" и др.). Да и
сам он оказывается жертвой "страшного мира" и с беспощадной
правдивостью рассказывает об этом ("На островах",
"Унижение"). Неверие в возможность обретения подлинного человеческого
счастья рождает у Блока равнодушие, скуку, безысходную тоску (стихотворение
"Ночь, улица, фонарь, аптека...").
Наряду с
мотивами губительной страсти и разочарования в жизни и человеческих чувствах в
цикле "Страшный мир" встречаются мечты и воспоминания об ушедшей
любви. Тоской о возможных, но не сбывшихся надеждах проникнуто стихотворение
"В ресторане":
...Но была ты
со мной всем презрением юным,
Чуть заметным
дрожанъем руки...
Ты рванулась
движеньем испуганной птицы,
Ты прошла,
словно сон мой, легка...
И дохнули духи,
задремали ресницы,
Зашептались
тревожно шелка.
Встреча с
незнакомкой пробуждает у героя стихотворения чувство любви, надежду на
возможность счастья. Восприятие разъедающей душу тоски о несбывшемся счастье
усиливают и музыка ("исступленно запели смычки"), и природа.
К. Паустовский
писал: "Стихи Блока о любви — это колдовство. Как всякое колдовство, они
необъяснимы и мучительны... В этих стихах, особенно в "Незнакомке",
"В ресторане", мастерство доходит до предела... Это не столько стихи
о вечно женственном, сколько порыв огромной поэтической силы, берущей в плен и
искушенные, и неискушенные сердца".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/