Н. А. Некрасов
пишет в то время, когда в русской литературе безраздельно господствует проза, в
эпоху непоэтическую. Именно в такие моменты поэту особенно важно определить
назначение поэта и роль поэзии в жизни, оправдать необходимость своего
творчества.
И Н. А.
Некрасову приходится искать новую аудиторию, новые направления в лирике.
Русская
поэтическая традиция создала два устойчивых образа поэта: поэт-пророк и друг-стихотворец.
Н. А. Некрасов
начинает с полемики с обоими образами. Пророк осмеян еще в юношеских стихах, но
и второй образ явно не соответствует некрасовским представлениям: И поэтом,
баловнем свободы, Другом лени — не был никогда, — говорит о себе Н. А. Некрасов. Что же можно противопоставить
традиции? Н. А. Некрасов первым начинает говорить о снижении роли литературы,
представляет поэзию тяжелым и безрадостным трудом: Праздник жизни — молодости
годы — Я убил под тяжестью труда...
Поэт у
Некрасова находится под игом обыденного, он спускается с небес на землю,
заходит в подвалы, а потому он во всеуслышание отрекается от поэтических
атрибутов и отказывается воспевать “красу долин, небес, и моря, и ласку милой”.
Представления
Н. А. Некрасова о сущности и назначении поэзии складывались в процессе
творческого общения с идеологами революционной демократии Н. Г. Чернышевским,
Н. А. Добролюбовым, а также такими прогрессивными писателями, как М. Е.
Салтыков-Щедрин,
Л. Н. Толстой. Еще в ранний период творчества Некрасов не сомневается: Кто у
одра страдающего брата Не пролил слез, в ком состраданья нет, Кто продает себя
толпе за злато, Тот не поэт! В 1852 году Н. А. Некрасов пишет стихотворение
“Блажен незлобивый поэт...”. В нем отчетливо противопоставлены два типа поэта
литературы того времени. С одной стороны, — незлобивый поэт, примером которого
для Николая Некрасова был Василий Жуковский. В нем “мало желчи, много чувства”,
его лира миролюбива: Дивясь великому уму, Его не гонят, не злословят, И
современники ему При жизни памятник готовят...
Незлобивому
поэту противопоставляется образ поэта мести и печали. Он, обличитель толпы,
вооружен сатирой, вместо одобренья его ждут хулы и гоненья: Питая ненавистью
грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею
лирой.
Примером такого
человека для Н. А. Некрасова становится Н. В. Гоголь. Так Н. А. Некрасов
заявляет о противоборстве в русской поэзии эстетского и гражданского
направлений и отрицает “чистое искусство”.
В стихотворении
1856 года эта тема нашла свое развитие в диалоге между Поэтом и Гражданином: Ты
знаешь сам, Какое время наступило; В ком чувство долга не остыло, Кто сердцем
неподкупно прям, В ком дарованье, сила, меткость, Тому теперь не должно
спать... — призывает Гражданин — один из первых положительных героев лирики
Некрасова. Хандра, вялость поэта не соответствуют эпохе, истинный поэт не может
существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Н. А. Некрасов
полемизирует с поэтами, пропагандирующими “чистое искусство”, и утверждает, что
поэт в первую очередь должен быть гражданином: Поэтом можешь ты не быть, Но
гражданином быть обязан.
Монологи
Гражданина, обращенные к Поэту, проникнуты глубоким патриотическим чувством, в
них звучит призыв к борьбе. Как сын не может смотреть на горе и страдание
матери, так и поэт не может спокойно взирать на тяжелое положение родины. И
Гражданин провозглашает высокий идеал служения отечеству:
Иди в огонь за
честь отчизны,
За убежденье,
за любовь...
Иди и гибни
безупречно.
Умрешь не
даром: дело прочно, Когда под ним струится кровь...
У Н. А.
Некрасова также новое представление и о главном поэтическом образе — Музе. Этот
образ появляется еще в первом поэтическом сборнике Некрасова “Мечты и звуки”,
но там он традиционен, как традиционно и представление о поэте. Зато уже в
стихотворении 1852 года “Муза” Н. А. Некрасов пишет о том, что не видит перед
собой “ласково пою-Щей и прекрасной” Музы. Его Муза другая:
Но рано надо
мной отяготели узы
Другой,
неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной
спутницы печальных бедняков,
Рожденных для
труда, страданья и оков...
Чрез бездны
темные Насилия и Зла, Труда и Голода она меня вела...
Так в
творчестве поэта появляется образ Музы “мести и печали”. Возникает и новый
аспект этой темы: Муза Н. А. Некрасова — простая русская женщина, сестра
крестьянки, которую избивают на Сенной площади, сестра народа (стихотворения
“Вчерашний день, часу в шестом...”, “О Муза! наша песня спета”, “О Муза! я у
двери гроба!”): Не русский — взглянет без любви На эту бледную, в крови, Кнутом
иссеченную Музу...
Через поэзию
Некрасова проходит образ оратора, трибуна. Его поэтическое “я” — это не
собирательный образ поэта, это именно сам Н. А. Некрасов. Поэт часто одинок и
находится в постоянном конфликте с толпой, которая не понимает и не принимает
его стихов, высмеивает поэта. Путь человека, решившего служить народу, тяжел —
он может остаться для своих читателей безвестным, его клянет толпа, не жалуют
современники, да, этот путь воистину тернист: ...свой венец терновый приняла,
Не дрогнув, обесславленная Муза И под кнутом без звука умерла.
Высшее
предназначение поэта Н. А. Некрасов видит в беззаветном служении народу. Тема
народа, родины становится одной из важнейших тем всего творчества поэта. Он
уверен: до тех пор, пока актуальна тема страданий народа, художник не вправе ее
забывать. Это беззаветное служение людям — суть поэзии Н. А. Некрасова. В
стихотворении “Элегия”, одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы
подводит итог своему творчеству: Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я
умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен...
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/