Судьба художника и тема искусства в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Судьба художника и тема искусства в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Судьба художника и тема искусства в романе Булгакова "Мастер
и Маргарита"
В романе
Булгакова <Мастер и Маргарита> встречается множество перекрестных тем.
Одна из них - это тема дьявола, с этого собственно и начинается роман.
Еще с эпиграфа:
<: так кто ж ты, наконец? - Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно
совершает благо.> Гёте. Фауст
Определяется скрытая интрига романа, которая завлекает нас в мир трех
измерений: прошлого, настоящего и потустороннего.: Эта сюжетная линия
пересекает судьбы многих героев романа. Рассмотрим литературную элиту Москвы.
Именно из этой элиты и выделяется главные герои: Мастер и его будущий ученик
Иван Бездомный. Судьба Мастера во многом повторяет судьбу самого Булгакова.
Хотя он и начинал писать свой роман в 1928 году, но основной творческий период
начался после его бракосочетания с Еленой Сергеевной Шиловской. В Елене можно
сразу же заметить Маргариту - главную героиню романа, которая тоже как муза,
явилась к Мастеру и способствовала написанию романа. Все, так же как и у
Булгакова явилась на свет <главная книга> Мастера - произведение, в
которое он смог вложить свою душу и сердце. Этой Главной книгой для Булгакова
стал его роман <Мастер и Маргарита>, который он писал в течение 12 лет! С
1928-го по 1940-й год. Причем жизнь этой Главной книги не была такой гладкой,
как это кажется. Условия, в которых она создавалась, были, отнюдь, ни,
благополучными, но, по выражениям многих, стало важно то, что предназначение
художника состоит вовсе не в борьбе за судьбу и благополучии, а в творчестве!
Значит, Булгаков поступал абсолютно правильно, когда творил, исправляя и
переписывая роман, чтобы добиться наивысшего результата и послужить своему же
принципу: <Дописать раньше, чем умереть:>.
То есть
Булгаков не боролся за свой роман, а просто благородно творил и воплощал его в
жизнь:.
Но вернемся от
Булгакова к его роману и рассмотрим литературное общество Москвы, описанное
Булгаковым.
Впервые с
многочисленными представителями этого общества в <доме Грибоедова>, где
проходило собрание их главенствующего состава, решая вопросы, ни коим образом,
не относящимся к творчеству или искусству. Их деятельность в этом органе
управления заключалась в том, чтобы выпросить себе дачу для отдыха, путевочку в
Ялту и как впоследствии выразился Воланд: <:их испортил квартирный
вопрос:>.
Когда же в этом
<логове> литераторов начинается бал, то всё больше и больше это
напоминает <ад>, в котором все кипит и бурлит пустыми и бессмысленными
речами. Булгаков ни разу не показывает нам это общество в работе или
творчестве, они могут только бороться за место или деньги. И за все эти грехи,
а самое главное за безверие расплачивается Берлиоз, стоявший во главе этого
общества, ему отрезало голову трамваем! Вы, может быть, думаете, что это
жестоко, но нет :. За такие грехи можно было наказать и еще более ужасно, ведь
эти литераторы не просто ничего не делали, так они ещё и препятствовали
настоящим творцам искусства и сбивали с пути истинного молодых литературных
деятелей. Мы видим, что это действительно ужасное и прогнившее общество,
которое должно было стать <светом в конце тоннеля> для непросвещенных
слоев населения, а оно просто бездействовало и набивало себе карманы.
Но на фоне
этого выделяется еще один положительный персонаж, который не смог влиться в
МАССОЛИТ, им стал Мастер. Обо всей его жизни мы узнаем из его собственных
рассказов и, как уже было написано, сравниваем его с Булгаковым, но тут
писатель действительно оказался на высоте. Мы не можем просто, поверив
критическим работам, причислить Мастера к лику творцов и остановиться на этом,
мы должны вглядываться глубже и тогда, как мы можем заметить, можно найти еще
множество сходств, помимо судьбы и жизни. Такими сходствами будут: сходство
имен - начинаются с буквы <М>, они оба были отвергнуты обществом, но все
же есть еще характерная черта - это противопоставление Воланду. Это можно
заметить, когда мы запишем Воланд по-английски, то есть . Именно эта первая буква
<дубль вэ> считается перевернутой буквой М=W, то есть обратной стороной
монеты! Сравнивая Михаила Булгакова и Мастера, можно еще рассмотреть и такой
факт, как продолжатели их дел и их ученики. Из романа Булгакова мы узнаем, что
у Мастера, в конце концов, появился ученик: им стал Иван Бездомный или
впоследствии сотрудник Института философии, профессор Иван Николаевич Понырев.
Он был воспитан Мастером в настоящего человека нашедшего себе место в обществе,
в психиатрической лечебнице, где они оказались вместе лишь по той причине, что
там оказываются все, кому нет места в обществе лжи и обмана. Иван Николаевич
перенял от Мастера те основные принципы жизни, которых ему так не хватало и
которых не могли дать ему ненастоящие литераторы! Но обратимся к самому Михаилу
Булгакову, был ли у него ученик? Опираясь на свои скудные сведения из его
биографии, я могу сказать лишь, то, что он не был признан своим обществом и
поэтому он не мог встретить такого человека, который бы стал наследником его
литературной деятельности.
То есть
Булгаков воплотил в своего героя ещё и те черты, которые он хотел бы иметь сам,
но не мог иметь сам.
Но не надо
забывать еще о том, что настоящая деятельность творца требует жертв и не может
проходить бесследно. Основные идеи Булгакова, как классика, воплотились в
романе <Мастер и Маргарита>, но еще в ранних <Записках на
манжетах>, которые Булгаков писал в 1921 году, есть ростки идеи: <:
вдруг, с необычайной чудесной ясностью, сообразил, что правы говорившие:
написанное нельзя уничтожить! Порвать, сжечь.: От людей скрыть. Но от самого
себя - никогда! ... >, которая затем воплотилась в мысль <рукописи не
горят!>. Это говорит о том, что творцы настоящих достояний искусства никогда
не забывают своих произведений, как говорится: <они помнят их наизусть>.
Так же как Маяковский помнил свои произведения, как Мастер сохранил весь роман
в своей памяти, так и Булгаков писал свою главную книгу и помнил её до
мельчайших деталей. Вот так показывается нам настоящее творчество литераторов и
поэтому никогда из памяти не исчезнет пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский
Пилат.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/