Судьба народа в трагические периоды истории (по произведениям М. А. Шолохова)
Судьба народа в трагические периоды истории (по произведениям М. А. Шолохова)
Судьба
народа в трагические периоды истории (по произведениям М. А. Шолохова)
Михаил
Александрович Шолохов, родившийся в 1905 г., стал современником многих событий
русской истории прошлого века. Он участвовал в боевых действиях на Дону во
время гражданской войны, то есть на себе испытал не только все тяготы и лишения
фронтовой жизни, но и ужасы братоубийственной войны. Все эти переживания нашли
яркое отражение на страницах его произведений.
Своеобразие
творческой позиции Шолохова, вытекающее из его понимания действительности,
определялось прежде всего тем, что человек в его произведениях показан не
столько в столкновениях с окружающими (хотя и они, конечно, есть), сколько в
непосредственных столкновениях с историческими событиями. От А. С. Пушкина до
Л. Н. Толстого исторические события являлись, как правило, фоном, на котором и
разворачивались основные события повествования. На этом фоне герои соприкасались,
объединялись или противостояли друг другу, но эти соприкосновения касались
исключительно сферы нравственной.
В творчестве
Шолохова, при сохранении классических конфликтов русской литературы, показана
трагедия столкновения человека с роковыми силами судьбы. Произведения этого
автора охватывают более полувека истории России, истории бурной и тяжелой.
История России
никогда не протекала гладко и размеренно, тем более нельзя этого сказать о XX
в., когда наша страна пережила две тяжелейшие мировые войны и одну гражданскую,
да к томе же не менее жестокую и разрушительную революцию 1917г.
Войны начала
века и Великая Отечественная война кардинально отличаются друг от друга и по
характеру, и по содержанию. Первая мировая война послужила толчком к разрушению
старою политического режима и к установлению нового. Все это привело к ломке
веками существовавших отношений. Действия новых властей, пришедших к власти в
ходе революции, вызывали большое противодействие со стороны практически всех
слоев населения. В России разгоралась гражданская война — страшная, жестокая и
бессмысленная. Ломались прежние связи, разрушались семьи. Страна подверглась
нашествию иностранных интервентов. Лишь ценой неимоверных усилий удалось
сохранить независимость и целостность государства.
Все эти
трагические события отражены в романе-эпопее “Тихий Дон”, который можно назвать
трудом жизни писателя. 14 лет, с 1926 по 1940 г., автор работал над этим
произведением. В романе отражена жизнь казаков до и во время Первой мировой
войны, во время революции и гражданской войны.
Роман
показывает жизнь русского народа в один из тяжелейших периодов истории России.
Автор раскрывает неразрывную связь человека со своей страной, с ее историей и
судьбой. Он не может отрешиться от происходящих событий только по своему
желанию.
Автор
раскрывает в своих работах объемы не столько материальных, сколько моральных,
душевных разрушений и страданий. Неприятие нововведений, потеря близких и
любимых людей, несправедливое отношение властей — все это было повседневными
реалиями того времени. Государство переживало тяжелое время, но ведь
государство — это и есть народ. А в описываемый в романе период произошел
раскол среди населения, раскол более страшный, чем социальное расчленение.
Страна разделилась на два противоборствующих лагеря, каждый из которых
фанатично отстаивал собственные идеи и цели. В результате рушились семьи, “брат
шел на брата, а сын на отца”.
Создавая роман,
Шолохов не сделал ни одного поклона ни в сторону белых, стремившихся вернуть
прошлое, ни в сторону большевиков, утверждавших свою власть силой оружия.
Гражданская
война закончилась. В стране бушевал экономический кризис. Ужасающая разруха
усугублялась действиями нового правительства: проведение коллективизации
встречало жесточайшее сопротивление со стороны населения, особенно
свободолюбивых казаков. Период коллективизации отражен в романе “Поднятая
целина”, он также не определил для читателя сторону, на которую встал автор
произведения.
Шолохов
показывал не только беды и горести простого крестьянского люда, который
поддерживал идею создания колхозов. Писатель на примере Кондрата Майданникова —
одного из лучших хозяев хутора — раскрывает трагедию хозяина-собственника,
который также не отказывается вступать в колхоз, но которого гложет
“подлюка-жалость к своему добру”. Боится хозяин, что не будет оно так же
ухожено у коллективного хозяина. Как оказалось впоследствии, страхи его
оправдались.
Другая сторона
трагедии — Макар Нагульнов, мысли которого заняты “мировой революцией”. “С
мальства” он испытывает ненависть к крестьянской собственности, и с нею он
строит новую жизнь. “...Как служишь революции? — кричит он Разметно-ву после
раскулачивания Гаева, — Жалеешь? Да я... тысячи станови зараз дедов, детишек,
баб... Я их из пулемета... всех порежу!”
Таким был “великий
перелом”, ярко описанный Шолоховым. Но страна пережила и это, она
восстанавливала силы, залечивала раны. Не слишком много времени судьба
предоставила ей для этого: в 1941 на русскую землю вторгаются иноземные
захватчики. Вся страна восстала против иноземцев. Миллионы добровольцев
устремились на защиту своих домов и семей. Даже сейчас, спустя почти 60 лет,
трудно оценить объемы трагедии, масштабы разрушений.
Героями таких
произведений, как “Они сражались за Родину”, “Судьба человека”, “Наука ненависти”,
являются простые люди: колхозник Иван Звягинцев, агроном Николай Стральцов,
шофер Андрей Соколов... Образ воюющего народа, который проявил стойкость и
мужество в борьбе с захватчиком, встает со страниц книг Михаила Александровича.
Он с психологической глубиной описал характеры сильных духом людей, которые не
сломались на крутых поворотах истории.
“Я хотел бы,
чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь
к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса
человечества”, — говорил М. А. Шолохов.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/